Автор: Пецкова Лидия Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74
Населённый пункт: г. Сургут, Ханты - Мансийский Автономный Округ - Югра
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ГЕНДЕРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ГЕНДЕРНОМ
РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
(Пецкова Л. Г.)
В современном обществе вопрос о гендерном воспита-
нии приобретает огромную актуальность. Сейчас огромное ко-
личество исследователей и преподавателей анализируют ди-
лемму
гендерного
воспитания.
Интерес
обоснован
тем, что
передовые
требования
персоналистического
подхода
к
фор-
мированию личности не могут обходить гендерную индивиду-
альность ребёнка,
их биосоциокультурные особенности.
Пото-
му гендерное воспитание детей с раннего возраста считается
очень важным и актуальным.
Главной целью гендерного подхода является воспитание
детей разного пола,
которые в одинаковой мере способны к
самореализации и раскрытию собственных потенциалов и по-
тенциалов в современном мире.
Под «гендером» подразумева-
ется социальный образ человека,
который предопределяет его
положение в обществе [3].
Гендерное воспитание – процесс развития у детей пред-
ставлений о роли мужчины и женщины в семье,
мире и обще-
стве. В основе гендерного развития лежит высоконравственное
воспитание,
где цели для мальчиков и девочек схожи,
но раз-
личны
личностные
качества.
Ребенок
появляется
на
свет
с
определенным биологическим полом,
который «присваивает-
ся» еще вплоть до его появления,
и изменить его не представ-
ляется возможным,
а гендерная роль изменяется в процессе
развития общества.
Развитие мальчиков и девочек – это взаимодействие при-
рожденных задатков,
совокупности культурных и социальных
норм,
и индивидуальные особенности каждого дошкольника.
Психологи доказали, что дети с 4 до 7 лет понимают, что маль-
чики станут мужчинами,
а девочки – женщинами.
Непосред-
ственно старший дошкольный возраст,
является более воспри-
имчивым для гендерных отношений детей.
В данном возрасте
формируются
задатки,
возможности
и
все
важные
качества
личности.
Отталкиваясь от этого,
основной задачей в воспита-
нии дошкольников является исследование гендерных взаимоот-
ношений между мальчиками и девочками, формирование муже-
ственности и женственности,
открытости,
взаимопонимании,
воспитании человеческого в мужчине и женщине,
взаимоува-
жение себя и других, сострадание [1].
Организуя гендерное развитие,
принципиально осозна-
вать,
что психологические различия формируются под возде-
йствием
социальной
среды
и
семейного
воспитания.
В
ре-
зультате этого вопросы воспитания детей с учетом их гендер-
ных особенностей рассматриваются как итог непростого взаи-
модействия прирожденных задатков и соответствующей социа-
лизации,
и конечно с учётом индивидуальных особенностей
каждого определенного ребёнка.
Одним из средств гендерного развития дошкольников яв-
ляется сюжетно-ролевая игра.
Игра является основным видом
детской деятельности и именно в ней происходит овладение ре-
бенком основами гендерного поведения.
В игре есть возможность реализации собственных ин-
тересов,
фантазий,
желаний,
обретения опыта сотрудничества.
Игра позволяет ребенку примерить самые различные социаль-
ные роли,
получить положительные эмоции,
воспоминания и
незабвенные радостные моменты.
Но,
наблюдения за игровой
деятельностью дошкольников показывает, что у мальчиков вре-
мя от времени отсутствует маскулинность (такие черты харак-
тера, как надежность, решительность и почтение к девочкам), а
у девочек – феминность (доброта, нежность, заботливость). На
наш взгляд, это связано с тем, что почти все женщины в совре-
менном обществе стремятся занимать лидирующие положения
среди мужчин,
осваивают мужские профессии.
А мужчины,
со
своей стороны,
утрачивают понятия ответственности и муже-
ственности.
Детям, с еще не сформированным представлением о по-
ловой принадлежности, трудно разобраться в поведении людей
различного пола,
как в семье,
так и обществе, нет осознания
того, как обязана вести себя женщина и какими свойствами
должен обладать мужчина.
Следовательно,
гендерное развитие посредством сюжет-
но- ролевой игры является важной задачей общего процесса
обучения.
В
дошкольном
возрасте
в
сюжетно-ролевой
игре
дети подражают взаимоотношениям взрослых. В играх мальчи-
ки подражают мужчинам: брату, папе, дедушке, девочки подра-
жают, сестре, маме и другим женщинам. Играя, дети группиру-
ются по признаку пола. С целью того, чтобы игра стала эффек-
тивным средством гендерного воспитания, нужно проводить её
с учетом особенностей дошкольников и включать детей в игро-
вую деятельность,
которая отражает его интересы и соответ-
ствует их гендерным склонностям.
Содержание и стиль игры у мальчиков и у девочек разли-
чаются между собой. Для мальчиков характерны шумные и по-
движные игры,
которые отражают мужские черты (интерес к
машинам, оружию), для девченок – более тихие, которые отра-
жают женские интересы (мода, домашние дела,
куклы, игра в
дочки
матери). Игры мальчиков более предметны,
построены
на зрительном восприятии, у девочек более словесны, построе-
ны
на
базе
слухового
восприятия.
Мальчики
собирают
конструктор,
ведут военные действия,
водят машины, строят
дома, играют в моряков и пилотов.
Девочки каждый день уха-
живают за домом, заботятся о детях, выходят замуж [4].
Согласно утверждению О.О. Нагель, в игре закладывают-
ся основы нравственности:
храбрость,
решительность,
ответ-
ственность,
благородство, надежность,
почтение к девочкам
(женщинам) – у мальчиков; доброта, верность,
терпеливость и
почтение к мальчикам (мужчинам) – у девочек [5].
В связи с этим, в процессе проведения работы по развитию де-
тей с учетом их гендерных особенностей, нужно обратить вни-
мание
на
притягательность
игрового
материала,
на
доста-
точность и полноту материала для игр,
на наличие атрибутики
для театрализованной деятельности детей разного пола [2].
Также для полноценного развития дошкольников, необхо-
димо участие родителей в игре с ними.
Таким образом сюжетно-ролевая игра способствует раз-
витию интереса к гендерному поведению в семье и обществе,
чувственно-позитивного отношению к противоположному полу,
умению взаимодействовать с противоположным полом, строить
долгие доброжелательные отношения. Кроме того, она оказыва-
тет положительное влияние на ход общего развития детской
личности.
Воспитывая настоящих мужчин и женщин,
мы об-
легчим своим детям жизнь в будующем,
поможем избежать
неустроенности,
одиночества и быть успешными в современ-
ном обществе.
Список используемых источников и литературы:
1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. – М.: Флинта,
Наука,
2011. – 175 с.
2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду:
Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2008.
3 . Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Лидер, 2005. – 321 с.
4 . Коломинский Я.С. Мальчики и девочки.
Знание сила. – М.:
Владос,
2 0 0 1 .
–
2 8 9
с .
5 . Нагель О.
О гендерном образовании дошкольников / / До-
школьное воспитание. – 2008. – С. 33–38.