Напоминание

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ГЕНДЕРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Пецкова Лидия Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74
Населённый пункт: г. Сургут, Ханты - Мансийский Автономный Округ - Югра
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ГЕНДЕРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ГЕНДЕРНОМ

РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

(Пецкова Л. Г.)

В современном обществе вопрос о гендерном воспита-

нии приобретает огромную актуальность. Сейчас огромное ко-

личество исследователей и преподавателей анализируют ди-

лемму

гендерного

воспитания.

Интерес

обоснован

тем, что

передовые

требования

персоналистического

подхода

к

фор-

мированию личности не могут обходить гендерную индивиду-

альность ребёнка,

их биосоциокультурные особенности.

Пото-

му гендерное воспитание детей с раннего возраста считается

очень важным и актуальным.

Главной целью гендерного подхода является воспитание

детей разного пола,

которые в одинаковой мере способны к

самореализации и раскрытию собственных потенциалов и по-

тенциалов в современном мире.

Под «гендером» подразумева-

ется социальный образ человека,

который предопределяет его

положение в обществе [3].

Гендерное воспитание – процесс развития у детей пред-

ставлений о роли мужчины и женщины в семье,

мире и обще-

стве. В основе гендерного развития лежит высоконравственное

воспитание,

где цели для мальчиков и девочек схожи,

но раз-

личны

личностные

качества.

Ребенок

появляется

на

свет

с

определенным биологическим полом,

который «присваивает-

ся» еще вплоть до его появления,

и изменить его не представ-

ляется возможным,

а гендерная роль изменяется в процессе

развития общества.

Развитие мальчиков и девочек – это взаимодействие при-

рожденных задатков,

совокупности культурных и социальных

норм,

и индивидуальные особенности каждого дошкольника.

Психологи доказали, что дети с 4 до 7 лет понимают, что маль-

чики станут мужчинами,

а девочки – женщинами.

Непосред-

ственно старший дошкольный возраст,

является более воспри-

имчивым для гендерных отношений детей.

В данном возрасте

формируются

задатки,

возможности

и

все

важные

качества

личности.

Отталкиваясь от этого,

основной задачей в воспита-

нии дошкольников является исследование гендерных взаимоот-

ношений между мальчиками и девочками, формирование муже-

ственности и женственности,

открытости,

взаимопонимании,

воспитании человеческого в мужчине и женщине,

взаимоува-

жение себя и других, сострадание [1].

Организуя гендерное развитие,

принципиально осозна-

вать,

что психологические различия формируются под возде-

йствием

социальной

среды

и

семейного

воспитания.

В

ре-

зультате этого вопросы воспитания детей с учетом их гендер-

ных особенностей рассматриваются как итог непростого взаи-

модействия прирожденных задатков и соответствующей социа-

лизации,

и конечно с учётом индивидуальных особенностей

каждого определенного ребёнка.

Одним из средств гендерного развития дошкольников яв-

ляется сюжетно-ролевая игра.

Игра является основным видом

детской деятельности и именно в ней происходит овладение ре-

бенком основами гендерного поведения.

В игре есть возможность реализации собственных ин-

тересов,

фантазий,

желаний,

обретения опыта сотрудничества.

Игра позволяет ребенку примерить самые различные социаль-

ные роли,

получить положительные эмоции,

воспоминания и

незабвенные радостные моменты.

Но,

наблюдения за игровой

деятельностью дошкольников показывает, что у мальчиков вре-

мя от времени отсутствует маскулинность (такие черты харак-

тера, как надежность, решительность и почтение к девочкам), а

у девочек – феминность (доброта, нежность, заботливость). На

наш взгляд, это связано с тем, что почти все женщины в совре-

менном обществе стремятся занимать лидирующие положения

среди мужчин,

осваивают мужские профессии.

А мужчины,

со

своей стороны,

утрачивают понятия ответственности и муже-

ственности.

Детям, с еще не сформированным представлением о по-

ловой принадлежности, трудно разобраться в поведении людей

различного пола,

как в семье,

так и обществе, нет осознания

того, как обязана вести себя женщина и какими свойствами

должен обладать мужчина.

Следовательно,

гендерное развитие посредством сюжет-

но- ролевой игры является важной задачей общего процесса

обучения.

В

дошкольном

возрасте

в

сюжетно-ролевой

игре

дети подражают взаимоотношениям взрослых. В играх мальчи-

ки подражают мужчинам: брату, папе, дедушке, девочки подра-

жают, сестре, маме и другим женщинам. Играя, дети группиру-

ются по признаку пола. С целью того, чтобы игра стала эффек-

тивным средством гендерного воспитания, нужно проводить её

с учетом особенностей дошкольников и включать детей в игро-

вую деятельность,

которая отражает его интересы и соответ-

ствует их гендерным склонностям.

Содержание и стиль игры у мальчиков и у девочек разли-

чаются между собой. Для мальчиков характерны шумные и по-

движные игры,

которые отражают мужские черты (интерес к

машинам, оружию), для девченок – более тихие, которые отра-

жают женские интересы (мода, домашние дела,

куклы, игра в

дочки

матери). Игры мальчиков более предметны,

построены

на зрительном восприятии, у девочек более словесны, построе-

ны

на

базе

слухового

восприятия.

Мальчики

собирают

конструктор,

ведут военные действия,

водят машины, строят

дома, играют в моряков и пилотов.

Девочки каждый день уха-

живают за домом, заботятся о детях, выходят замуж [4].

Согласно утверждению О.О. Нагель, в игре закладывают-

ся основы нравственности:

храбрость,

решительность,

ответ-

ственность,

благородство, надежность,

почтение к девочкам

(женщинам) – у мальчиков; доброта, верность,

терпеливость и

почтение к мальчикам (мужчинам) – у девочек [5].

В связи с этим, в процессе проведения работы по развитию де-

тей с учетом их гендерных особенностей, нужно обратить вни-

мание

на

притягательность

игрового

материала,

на

доста-

точность и полноту материала для игр,

на наличие атрибутики

для театрализованной деятельности детей разного пола [2].

Также для полноценного развития дошкольников, необхо-

димо участие родителей в игре с ними.

Таким образом сюжетно-ролевая игра способствует раз-

витию интереса к гендерному поведению в семье и обществе,

чувственно-позитивного отношению к противоположному полу,

умению взаимодействовать с противоположным полом, строить

долгие доброжелательные отношения. Кроме того, она оказыва-

тет положительное влияние на ход общего развития детской

личности.

Воспитывая настоящих мужчин и женщин,

мы об-

легчим своим детям жизнь в будующем,

поможем избежать

неустроенности,

одиночества и быть успешными в современ-

ном обществе.

Список используемых источников и литературы:

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. – М.: Флинта,

Наука,

2011. – 175 с.

2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду:

Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.:

Просвещение, 2008.

3 . Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Лидер, 2005. – 321 с.

4 . Коломинский Я.С. Мальчики и девочки.

Знание сила. – М.:

Владос,

2 0 0 1 .

2 8 9

с .

5 . Нагель О.

О гендерном образовании дошкольников / / До-

школьное воспитание. – 2008. – С. 33–38.



В раздел образования