Напоминание

"Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников через педагогическое взаимодействие"


Автор: Шакурова Алмазия Зуферовна
Должность: Воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ Цильнинский детский сад "Терем - Теремок"
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников через педагогическое взаимодействие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема. Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников

через педагогическое взаимодействие.

Педагогическое

взаимодействие

это

процесс

между

воспитателем

и

другим

специалистом ДОО, направленный на развитие личности ребенка. Одним из направлений

ОО «Познавательное развитие» является «Ознакомление с миром природы». Основные

цели и задачи.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между

природными

явлениями.

Формирование

первичных

представлений

о

природном

многообразии

планеты

Земля.

Формирование

элементарных

экологиче ских

представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он

должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь

человека

на

Земле

во

многом

зависит

от

окружающей

среды.

Воспитание

умения

правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Задачи в младшей группе.

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с

домашними

животными

и

их

детенышами,

особенностями

их

поведения

и

питания.

Знакомить

детей

с

аквариумными

рыбками

и

декоративными

птицами

(волнистыми

попугайчиками, канарейками и др.). Расширять

представления

о

диких

животных

(медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки). Учить наблюдать

за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.),

подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский

жук, божья коровка, стрекоза и др.). Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи

(огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды

(малина, смородина и др.). Дать элементарные представления о растениях данной

местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и

др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о

том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными

особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые

происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о

свойствах

воды

(льется,

переливается,

нагревается,

охлаждается),

песка

(сухой

рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).Учить

отражать

полученные

впечатления

в

речи

и

продуктивных

видах

деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение

росло, нужно его поливать и т. п.). Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать

без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Экологическое

воспитание

в

детском

саду

осуществляется

в

нескольких

направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса – с

детьми, с социумом, во взаимодействии с родителями.

Взаимодействие воспитателя и воспитателя-эколога осуществляется в процессе

получения детьми экологических знаний. Педагоги совместно планируют воспитательно -

образовательную, индивидуальную работу с детьми, вместе участвуют в организации и

проведении различных мероприятий. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны

знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно

проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели

должны

знать

содержание

тех

видов

работы,

которые

проводят

специалисты.

Т.е.

воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Педагог информирует специалиста

об особенностях детей, конкретизируя именно ту

часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных

задач.

Рекомендации, данные воспитателем – экологом учитываются воспитателями не

только на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, но и

во

время

прогулок,

экскурсий,

чтения

книг,

проведении

опытов.

Экологическое

воспитание красной нитью проходит через все виды деятельности.

Формы взаимодействия с экологом – это занятия, экскурсии в природу, наблюдения

на

прогулках,

просмотр

презентаций,

дидактические

игры,

труд

в

уголке

природы,

рассказы, беседы и чтение художественной литературы

Художественно

эстетическое

развитие

и

продуктивная

деятельность

в

экологическом

воспитании

развивают

эстетическое

восприятие

объектов

природы,

творческие способности, воображение. Поэтому данный вид деятельности включен в

занятия.

Подвижные

игры

природоведческого

характера,

связанные

с

подражанием

повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Для

того

чтобы

в

игровой,

занимательной

форме

познакомить

малышей

с

окружающей

природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы

используем

физкультминутки,

пальчиковую

гимнастику,

подвижные

игры.

Дети

с

удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию.

В рамках агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью»

организовано

и

проведено

интегрированное

образовательное

мероприятие:

«Советы

бабушки Агафьи» в музее ДОО «Горница».

Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС

ДО,

подчеркивает

исключительную

роль

семьи

в

решении

задач

воспитания

подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в

реализации

экологического

воспитания,

поскольку

именно

семья

дает

первый

опыт

взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример

отношения к объектам растительного и животного мира.

Формы

взаимодействия

с

родителями

консультации,

родительские

собрания,

мастер- классы, заседания родительского клуба, анкетирование, оформление наглядных

материалов

для

родителей

(папки

-

передвижки,

буклеты,

памятки).

На

данные

мероприятия также привлекается воспитатель-эколог.

Совместно

с

воспитателем-экологом

родители

привлекаются

для

участия

в

выставках рисунков и поделок.

С

помощью

компьютерных

презентаций

знакомятся

с

работой,

проводимой

в

группе по экологическому воспитанию и результатами этой работы.

Таким образом, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно

помогает

детям

успешно

осваивать

образовательную

программу,

способствует

экологическому просвещению родителей.



В раздел образования