Автор: Воробьёва Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №12
Населённый пункт: город Талдом Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практикум для педагогов "Безопасность глазами дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Основные направления работы ДОУ во формированию у дошкольников
основ безопасности жизнедеятельности»
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов:
«Безопасность глазами дошкольников»
Подготовила: Воробьёва Наталья Андреевна
воспитатель МДОУ ДСКВ №12 «Непоседы»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы предлагаем вам отправиться в необычное и увлекательное
путешествие по стране безопасного детства на мастер-
классе «Безопасность глазами дошкольников».
Начнём мы нашу встречу со знакомства. У меня в руках частичка солнца,
она несет в себе тепло, радость, надежду, любовь и свет. Вот это – солнечный
лучик. Возьмите лучик солнца, назовите свое имя и охарактеризуйте себя по
первой букве своего имени, повторяться нельзя, например меня зовут Наталья
– надёжная. Мы сейчас не только познакомились, но и стали ближе друг
другу, мы видим, что вы улыбнулись. Хотелось бы добавить, что такая игра
направлена на профилактику конфликтных ситуаций, а ведь это основная
задача для создания эмоционального благополучия ребёнка – учить детей
способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового
решения.
Улыбка ребенка как солнечный лучик,
Веселые дети-утра рассвет.
А в группе столько глаз «Почемучек»
И каждому дай непременно ответ:
Какие грибы собирают в лесу?
А почему нельзя трогать осу?
Гроза — это страшно?
А может быть нет?
И как нам вообще уберечься от бед?
Когда-то и мы были детьми, маленькими солнечными лучиками. Нас
окружал огромный незнакомый, полный опасностей мир.
Вокруг нас на небосводе появлялись мрачные, грозные тучи - опасности:
шумные улицы и движущийся транспорт, дом, полный опасностей,
пожароопасные предметы, незнакомые люди на улицах города и полный
неожиданностей мир природы. Часто эти тучи проливались на нас холодным
дождем. Взрослые оберегали нас, помогали разогнать эти опасные тучи, и на
небе появлялась радуга.
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Об
актуальности формирования основ безопасности жизнедеятельности
у дошкольников говорит и печальная статистика пожаров и несчастных
случаев с участием детей. Как сформировать у ребенка навыком безопасного
поведения? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Как воспитать желание помогать друг другу?
Одним из основных направлений деятельности детских садов является
формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников.
Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания
необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия мы
предлагаем вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя
предложенные задания.
I.
Наиболее опасным участком для жизни и здоровья детей была и
остаётся автодорога с её интенсивным движением, нескончаемым
потоком машин. И самыми главными направлениями работы в
этой области является обучение детей правилам дорожного
движения, умениям правильно себя вести в различных ситуациях.
Ведущий:
1)
И так! Все готовы?! Тогда внимание – чёрный ящик! (музыка)
Отгадайте, что находится в чёрном ящике?
На обочине стоят
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать,
Главное – их понимать! (ответ)
Чёрный ящик принесла,
Знаки там я заперла.
Нужно знаки вам узнать
И скорее их назвать. (Педагоги должны назвать знак и, что он
обозначает)
Паровоз в красном треугольнике – железнодорожный переезд без
шлагбаума (предупреждающий знак)
Пешеход в синем квадрате – пешеходный переход (знак особого
предписания)
Пешеход красный круг перечёркнут – движение пешеходов запрещено
(запрещающий знак)
Дети бегут в красном треугольнике – дети (предупреждающий знак)
Велосипед в синем кружке – велосипедная дорожка (предписывающий
знак)
Велосипед в красном кружке – движение на велосипеде запрещено
(запрещающий знак)
Человек спускается по лесенке – подземный пешеходный переход
Место остановки трамвая
Место остановки автобуса или троллейбуса
- Молодцы! Дорожные знаки вы угадали. А теперь посмотрим, сможете
ли вы ответить на наши вопросы?
1. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не
производящее на ней работу? (Пешеход)
2. Техническое средство со световыми сигналами, регулирующее
дорожное движение? (Светофор)
3. Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой
человека? (Велосипед)
4. Одно из необходимых средств дорожного сервиса? (Телефон)
5. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов? (Тротуар)
А сейчас немного усложним вопросы:
6. Сегодня у Винни-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот
день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его
подарок, сел на него и выехал на улицу. Какие ошибки допустил Вини-Пух?
(детям до 14 лет выезжать на дорогу запрещено, детворе ездить можно во
дворе)
7. Из автобуса вышли 6 зайцев. Трое из них перешли дорогу по
пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, один остался
на остановке. Сколько зайцев поступили согласно правилам дорожного
движения? (один, надо подождать пока автобус отъедет от остановки, и
только тогда переходить дорогу)
8. Ехал волк к лисе по левой стороне. Его остановил дорожный
инспектор и велел заплатить штраф. Какое правило нарушил волк?
(транспортным средствам разрешается ехать, придерживаясь правой
стороны)
2)
Ведущий: ну, что же, видим, что вы хорошо знаете правила дорожного
движения и вам можно доверить вождение транспортным средством.
Отправляемся в путь!
Предлагаем вам поиграть в игру «Автомобили». Вам необходимо встать
парами, впереди стоящий – это машина, второй – водитель. Машины
сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому вам нужно закрыть
глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это
бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить
можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга, доверяя
водителю. (Музыка)
- Молодцы! Все справились! А мы отправляемся дальше.
II.
Все думают, что дом – самое безопасное место на свете. Но это
совсем не так. Заглянем в любую квартиру: мы найдём десятки
приборов, представляющих при неумелом или беспечном
пользовании большую опасность. Это электрические,
нагревательные и осветительные приборы. Иногда в них что-
нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или
несчастного случая.
1)
Ведущий: Уважаемые педагоги, предлагаем вам новое испытание. Вам
нужно будет правильно подобрать вторую часть пословицы или
поговорки о пожарной безопасности.
Искра мала, а велик пламень родит.
Дерево с огнём не дружит.
Спичка не игрушка, огонь не забава.
Огонь не вода, схватит, не выплывешь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Спичка – невеличка, а огонь от неё великан.
Пожар слезой не потушишь.
Не играй, кошка, с огнём, лапку обожжёшь.
Чтобы с пламенем бороться умело, надо знать пожарное дело.
Педагогам необходимо проводить разнообразные формы работы по
противопожарной безопасности. Задачи этого образовательного направления
решаются через все виды деятельности детей – рисование, развитие
познавательных способностей, знакомство с художественной литературой,
работой с ребусами и кроссвордами.
2)
Ведущий: предлагаем вам отгадать наши ребусы. (Презентация)
(Дым, пожар, вода, утюг, свеча, огонь, каска, газ, листва, ожог)
- Молодцы! И с этим заданием справились! Отправляемся дальше.
III.
Если обсуждать темы безопасности с «привязкой» к конкретным
обстоятельствам, эффект педагогического воздействия
многократно возрастает. Очень полезно во время прогулки
ненавязчиво показать ребёнку все наиболее опасные места –
заброшенная стройка, пустырь, подъезд дома. Дети плохо
представляют себе, как выглядит преступник –они думают, что это
злодей с кинжалом на поясе. Объясните, что даже хорошо одетые и
располагающие к себе люди могут оказаться опасными. Учите
детей не разговаривать с незнакомыми, с пьяными людьми. Пусть
это будет выглядеть не вежливо, зато правильно и безопасно.
1)
Ведущий: предлагаем вашему вниманию сказочные картинки, в
которых зашифрованы правила безопасности (презентация), назовите
их.
IV.
Опасности подстерегают ребёнка и в природе. Задача работы по
этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и
взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли
– земля наш общий дом, а человек – часть природы.
1)
Ведущий: предлагаем вам поиграть в следующие игры.
«Выбери съедобные грибы и ягоды»
Нужно собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а несъедобные
оставить в лесу.
2)
«Наши помощники растения»
Нужно назвать растение и рассказать о его использовании для лечения.
V.
Уже с дошкольного возраста мы воспитываем у детей ценности
здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном
здоровье и здоровье окружающих.
1) Ведущий: предлагаем вам посмотреть на картинки и прочитать
пословицу. (Здоровье дороже денег)
- Молодцы! Правильно!
3)
Ну, а сейчас предлагаем выйти к нам всем желающим и встать в одну
линию. Мы вам будем задавать вопросы, за каждый правильный ответ
участник делает шаг вперёд. Кто первый дойдёт до конца зала, тот и
победит.
Ведущий: итак, вопросы!
1.
Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута
или закрутки)
2.
Кто первым покидает корабль вовремя кораблекрушении? (крысы)
3.
Токсичные вещества называют (яды)
4.
Первая помощь при пищевом отравлении? (промывание желудка)
5.
Простейший способ очистки воды? (кипячение, фильтрование)
6.
Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов
дыхания от вредных примесей)
7.
Затопление водой большой территории называют (наводнением)
8.
Первая помощь при капиллярном кровотечении (промыть рану,
наложить повязку)
9.
Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от
вредных примесей)
10. Ветер с большим количеством снега? (буран, метель)
11. Организованный вывоз населения из зоны ЧС? (эвакуация)
12.Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)
Уважаемые коллеги!
Подошло к концу время нашего общения. Мы закрепили наши знания по
формированию основ безопасной жизнедеятельности с помощью весёлого,
занимательного мастер – класса.
Нам было приятно с Вами работать. Благодарим всех за сотрудничество!
Творческих всем успехов!