Автор: Новопашина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №51 "Улыбка" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: РС(Я) Мирнинский район п.Айхал
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование блоков Дьенеша для игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Детский сад № 51 «Улыбка» - филиал АН ДОО «Алмазик»
Мастер-класс:
«Использование блоков Дьенеша для игровой
деятельности».
Провел:
воспитатель
Новопашина Л.А.
2019 г.
Материал: блоки Дьенеша, игрушки: схемы, символы свойств, 4 обруча,
методическая литература.
Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических
блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на
практике.
3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Актуальность
данной
темы обусловлена
тем,
что
начинать
работу
по
становлению психических процессов необходимо с дошкольного возраста. В процессе
развития
логического
мышления
у
ребенка
формируются
умения
рассуждать,
делать
умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных
связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность,
смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Развивается речь ребенка, так как он
высказывается
посредством
слова.
Овладение
логическими
формами
мышления
в
дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо
для успешного перехода детей к школьному обучению.
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка
хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался
математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно
учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы
действительно
понимать
эту
науку,
впоследствии,
научиться
решать
любые
интеллектуальные задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем
идет речь.
Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного
бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с
такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и
находить
нестандартные
решения.
Перед
педагогами
становится
актуальным
поиск
альтернативных форм и методов работы с детьми.
В
своей
работе
по
развитию
интеллектуальных
способностей
я
использую
логические
блоки
Золтана
Дьенеша,
всемирно-известного
венгерского
профессора,
математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики
обучения детей — «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки?
Потому,
что
они
способствуют
развитию
таких
мыслительных
операций
как
классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и
синтез, дети учатся догадываться, доказывать.
Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице:
«Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур
(презентация набора Блоков Дьенеша):
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами
используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства
блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием
свойств, например: не красный.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала
предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких
выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.
I задание
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим
индивидуально.
5. Более сложный вариант: Найди такой же как этот по цвету и форме, но другого размера.
Проводим индивидуально.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у
Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны
ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.
Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.
Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель,
выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же
фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с
«НЕ»).
Усложняется работа по схемам и по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме. В этом
возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога.
Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой
формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее. Игра по карте:
«Довези машину до гаража» В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами:
Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми.
II задание: Расставьте блоки так, чтобы они не повторялись:
По цвету и форме
По цвету и величине
По цвету и размеру
Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как
вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста? Для детей старшей
и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте
дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом
возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны.
Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих).
Ответ: он не красный, не синий, не круглый, не треугольный, не квадратный, не толстый,
не маленький. Что можно сказать о красном треугольнике?
III
задание:
Внимательно
посмотрите
на
закодированную
карточку,
расшифруйте
ее,
покажите соответствующий блок (показ карточек — приложение 1).
VI задание: Собери фигуры в кольца по заданным признакам.
Проведем
подвижную
игру
с
блоками
Дьенеша.
«Посадим
красивую
клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями
признаков фигур и отрицанием признаков. Ход игры: В одном обруче размещаются 24
фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так,
чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением
признака:
цвет,
форма,
величина.
Педагоги
берут
по
одному
блоку
и
«сажают
в
ту
«клумбу»,
карточка
на
которой
соответствует
признаку
этого
блока,
если
у
блока
совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три
признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному
признаку, то ее помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок педагог
получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у
детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими
мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и
получают знания элементарных
математических
представлений, на основе логических
блоков
постепенно
готовит
детей
к
решению
более
сложных
логических
задач,
возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и
способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
в
подвижных
играх
(предметные
ориентиры,
обозначение
домиков,
дорожек,
лабиринтов);
как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры
не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар
обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке
обозначается
блоками,
адрес
на
домике
обозначается
кодовыми
карточками).
Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность
игр
с
блоками
обеспечивает
возможность
использования
их
практически
в
любой
режимный
момент.
А
так
же
позволяют
реализовать
индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование
1,2,3 или 4 признаков одновременно).
Приложение 1.