Напоминание

"Использование блоков Дьенеша для игровой деятельности"


Автор: Новопашина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №51 "Улыбка" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: РС(Я) Мирнинский район п.Айхал
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование блоков Дьенеша для игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский сад № 51 «Улыбка» - филиал АН ДОО «Алмазик»

Мастер-класс:

«Использование блоков Дьенеша для игровой

деятельности».

Провел:

воспитатель

Новопашина Л.А.

2019 г.

Материал: блоки Дьенеша, игрушки: схемы, символы свойств, 4 обруча,

методическая литература.

Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических

блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольников.

Задачи:

1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на

практике.

3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Актуальность

данной

темы обусловлена

тем,

что

начинать

работу

по

становлению психических процессов необходимо с дошкольного возраста. В процессе

развития

логического

мышления

у

ребенка

формируются

умения

рассуждать,

делать

умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных

связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность,

смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Развивается речь ребенка, так как он

высказывается

посредством

слова.

Овладение

логическими

формами

мышления

в

дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо

для успешного перехода детей к школьному обучению.

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка

хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался

математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно

учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы

действительно

понимать

эту

науку,

впоследствии,

научиться

решать

любые

интеллектуальные задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем

идет речь.

Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного

бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с

такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и

находить

нестандартные

решения.

Перед

педагогами

становится

актуальным

поиск

альтернативных форм и методов работы с детьми.

В

своей

работе

по

развитию

интеллектуальных

способностей

я

использую

логические

блоки

Золтана

Дьенеша,

всемирно-известного

венгерского

профессора,

математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики

обучения детей — «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Потому,

что

они

способствуют

развитию

таких

мыслительных

операций

как

классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и

синтез, дети учатся догадываться, доказывать.

Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице:

«Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур

(презентация набора Блоков Дьенеша):

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами

используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства

блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием

свойств, например: не красный.

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала

предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких

выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

I задание

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим

индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такой же как этот по цвету и форме, но другого размера.

Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у

Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны

ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.

Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель,

выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же

фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с

«НЕ»).

Усложняется работа по схемам и по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме. В этом

возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога.

Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой

формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее. Игра по карте:

«Довези машину до гаража» В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами:

Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми.

II задание: Расставьте блоки так, чтобы они не повторялись:

По цвету и форме

По цвету и величине

По цвету и размеру

Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как

вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста? Для детей старшей

и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте

дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом

возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны.

Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих).

Ответ: он не красный, не синий, не круглый, не треугольный, не квадратный, не толстый,

не маленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

III

задание:

Внимательно

посмотрите

на

закодированную

карточку,

расшифруйте

ее,

покажите соответствующий блок (показ карточек — приложение 1).

VI задание: Собери фигуры в кольца по заданным признакам.

Проведем

подвижную

игру

с

блоками

Дьенеша.

«Посадим

красивую

клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями

признаков фигур и отрицанием признаков. Ход игры: В одном обруче размещаются 24

фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так,

чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением

признака:

цвет,

форма,

величина.

Педагоги

берут

по

одному

блоку

и

«сажают

в

ту

«клумбу»,

карточка

на

которой

соответствует

признаку

этого

блока,

если

у

блока

совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три

признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному

признаку, то ее помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок педагог

получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Рефлексия:

Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у

детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими

мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и

получают знания элементарных

математических

представлений, на основе логических

блоков

постепенно

готовит

детей

к

решению

более

сложных

логических

задач,

возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и

способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

в

подвижных

играх

(предметные

ориентиры,

обозначение

домиков,

дорожек,

лабиринтов);

как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры

не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар

обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке

обозначается

блоками,

адрес

на

домике

обозначается

кодовыми

карточками).

Аналогично: «Поезд» (билеты, места).

Вариативность

игр

с

блоками

обеспечивает

возможность

использования

их

практически

в

любой

режимный

момент.

А

так

же

позволяют

реализовать

индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование

1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Приложение 1.



В раздел образования