Автор: Бойцун Наталья Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №78
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Создание выразительного образа в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста путем синтеза искусства
Раздел: дошкольное образование
«Создание выразительного образа в театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста путем синтеза
искусства»
Воспитатель:
Бойцун Н.Г.
Санкт-Петербург
План:
1. Актуальность темы.
2. Приемы, определяющие содержание работы.
3. Вывод.
4. Литература.
5. Приложение.
«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре
он познает мир» С.И. Мерзлякова.
Театрализованная деятельность в детском саду направлена на развитие у детей
эмоций и чувств, ощущений, мышления, воображения, фантазии, внимания,
памяти, воли, а также умений и навыков: речевых, коммуникативных,
двигательных, музыкально-игровых.
Для решения образовательных, воспитательных, педагогических задач
используется синтез искусств: художественная литература, поэзия, фольклор,
музыка, живопись, т.е. процесс объединения различных искусств для
взаимообогащения, усиления образной выразительности. Целью работы стало
развитие выразительного образа через выразительные средства, различные
виды художественной деятельности. Исходя из цели, определила содержание
работы, в которой использовала следующие формы и приемы:
1.Чтение и обсуждение текста сказки;
2. Деление сказки на эпизоды, пересказ их детьми;
3. Работа над отдельными эпизодами в форме игр, упражнений по
формированию выразительности исполнения (вербальные, невербальные
средства);
4. Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений;
5. Этюды на развитие эмоциональной сферы;
6.Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо;
7. Распределение ролей по карточкам и проигрывание их индивидуально, в
парах.
Вся работа построена в несколько этапов: от знакомства с литературным
произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой,
жестом) до постановки произведения.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, они
близки ребенку. Сказки побуждают к умению сострадать, желание понять
другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться
со злом. В основу подготовки сценария положен сюжет сказки «Репка»,
обогащенный потешками, стихотворениями, загадками. Выразительное чтение
сказки взрослым доставляет детям удовольствие, заставляет работать
воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способны понять
взаимоотношения персонажей. В ходе основательного знакомства со сказкой
выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов.
Диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться, а, следовательно, улучшается диалогическая речь, ее
грамматический строй, активизируется словарь ребенка.
Далее дети знакомятся не только с текстом литературного произведения, но и с
потешками, подвижными играми, стихотворениями, этюдами, которые понятны
детям и близки к содержанию сказки. Каждая строчка в этих игровых
упражнениях сопровождается жестом, мимикой или имитацией движения
(пантомимой). Эти выразительные средства дают возможность выразить:
названия животных, людей, предметов, явлений; обозначение действий,
выполняемых людьми, животными; определения, обозначающие величинные
понятия, форму предметов; глаголы – побуждения, приглашения, просьбы;
жесты, выражающие отношения к происходящему и к окружающим; слова,
обозначающие направление движения и местонахождение персонажа или
предмета. Фиксация внимания детей не только на жестах, но и на мимике
делает их поведение более эмоциональным, а выражение лица – более
выразительным. Из этюдов, игровых упражнений в дальнейшем складывается
образ героя сказки (напр.: добрая кошка, преданная собака, смелая мышка и
т.д.), что дает возможность впоследствии разыгрывать сказку или инсценировку.
При инсценировке эпизода сказки или стихотворения дети могут не только сами
исполнять некоторые роли, но и действовать с куклами – персонажами (куклы
бибабо). Таким образом, одновременно создаются зрительные образы,
демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры, что
позволяет детям глубже усвоить содержание сказки.
В процессе игр – инсценировок, упражнений, действуя вместе со взрослым и
подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, т.е.
пытаются имитировать ролевые действия, учатся находить слова в
предложениях и выделять их голосом, пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (радостно,
удивительно, сердито и т.д.), совершенствуют свою речь, в которой важными
составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
Другим видом невербальных средств, используемых в работе, являются
иллюстрации, картинки реалистические и условные, которые дают возможность
ребенку рассказать о событии, ситуации по ней. Мною были подобраны
изображения, на которых обозначены животные, люди, предметы и явления
окружающей действительности; действия, производимые ими или с ними;
события, происходящие с ними; последовательность событий и действий,
эмоции и чувства, местонахождение предмета, человека или животного в
пространстве; направление движения и действия.
Картинки обозначают как слово, так и предложение, все они доступны по
смыслу, лаконичны, т.е. отсутствие излишней детализации. С помощью ряда
последовательных изображений можно передать последовательность событий
(нереальных), представляющих сказки. Применение иллюстраций в работе с
детьми является средством осознания, отражения и планирования своих
действий.
Немаловажное место в театрализованной деятельности имеет музыка. Передать
характер персонажей, имитацию движений помогает музыка. Музыкальные
образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на
детей, направляет их чувства, мысли, дает возможность слышать звучание
интонации, понимать общее настроение игровой ситуации.
Таким образом, развивая средства выразительности через синтез искусств,
театральная деятельность позволяет решать задачи по формированию
выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического
воспитания ребенка.
Литература.
1. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. Программа по организации
театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.2005.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.,1991.
3. Сорокина Н.Ф. Театр – творчество – дети.
4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука
общения. СПб., 2004.
5. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб., 2001.
6. Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. Практический
материал по развитию речи и движений. СПб.,1995
7. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. Программа по музыкальному
воспитанию «Синтез».
Приложение.
Драматизация по русской народной сказке «Репка» с использованием потешек,
песенок, загадок, пословиц.
Цель инсценировки:
- развитие интонационной выразительности, эмоциональности и
непосредственности при чтении детьми русского народного фольклора;
- воспитание образной речи с помощью пословиц, потешек, песенок, загадок;
- воспитание умения выполнять движения под музыку, развитие координации и
артистичности движений;
- дальнейшее овладение детьми элементами русской пляски: «ковырялочка»,
«полочка», «русский поклон».
Действующие лица:
- педагог – ведущий;
- дети – репка, дедка, бабка, внучка, собачка Жучка, кошка Мурка, мышка,
народ.
Материал для инсценировки: избушка, столик, тазик для теста, табуретка для
репки, ковер, на который присаживаются герои сказки в ожидании появления
остальных персонажей.
Ведущий. В огороде грядки дед держал в порядке.
И росли у него на грядках и морковь, и капуста,
И свекла, и … репка!
О репке – то и пойдет речь в нашей сказке.
- Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая! («репка» выходит
на середину зала)
Репка. – Уважаема в народе, я расту на огороде.
Вот и выросла большая, до чего же хороша я!
Сладкая и крепкая, называюсь репкой я! (садиться на табуретку)
Ведущий. Пошел дед репку тянуть. (выходит под музыку на середину)
Дед. – А я дед Ерофей, износил сто пар лаптей.
Только пару сапог до сих пор сносить не смог. (смотрит на репку, удивляется)
- Вот это, репка! Большая – пребольшая! (жестом обрисовывает в воздухе
репку)
Ведущий. Стал дед репку тянуть. (дед тянет) Тянет – потянет, а вытянуть не
может.
Дед. – Не вытянуть репку! (вздыхает, руки опускает)
Ведущий. Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может. Но, у него
много помощников! (выходят бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка на свои
места) Надо звать бабку.
Дед. Бабка! Помогай репку тащить! (позвал и садится на ковер возле репки)
Ведущий. А бабка в это время с тестом воюет. Пироги собралась печь. А тесто
не слушается, выползает из таза.
Бабка. (возмущенно) Без рук, без ног, а по столу ползает! Внучка, помоги тесто
в таз заправить! (вместе с внучкой обминает тесто)
- Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу!
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня:
УФ! УФ! УФ! УФ!
ПЫХ! ПЫХ! ПЫХ! ПЫХ!
Дед. Бабка! Помогай репку тащить!
Бабка. (вытирает руки о край передника) Иду! Иду! (бежит к деду, обходит
репку) Вот это репка! (жестом обрисовывает в воздухе репку, встает за дедом)
Репка. – Уважаема в народе, я расту на огороде.
Вот такая я большая! До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая, называюсь репкой я!
Ведущий. Бабка за дедку, дедка за репку…
Дед, бабка. Тянем – потянем, а вытянуть не можем!
Дед. Зови, бабка, внучку!
Бабка. Внучка! Помогай репку тащить!
Ведущий. А внучка с кошкой играет.
Внучка. (играет и расхваливает её зрителям, кошка сидит – ноги крестиком,
выполняет движения по тексту)
- Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Дед с бабкой. Внучка! Помогай репку тащить! (внучка подскоками под музыку
вокруг репки, музыка замолкает, подходит к репке)
Внучка. Ух! Какая репка! (встает за бабкой)
Ведущий. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…
Дед, бабка, внучка. Тянем – потянем, а вытянуть не можем!
Бабка. Зови, внучка, Жучку!
Внучка. Жучка! Помогай репку тащить!
Ведущий. Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой, зубы острые, шерстка
пестрая! (Жучка сидит у дома, сторожит)
Жучка. – Я с хозяином дружу, дом его я сторожу.
А живу я под крылечком, завиваю хвост колечком.
В дом чужого не впущу, без хозяина грущу!
Внучка. Жучка! Помогай репку тащить! (Жучка с радостным лаем бежит к
хозяевам, прибежала, виляет хвостом, движение сопровождается музыкой,
хозяева хлопают в ладоши)
Ведущий. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…
Все вместе. Тянем – потянем, а вытянуть не можем!
Ведущий. Зови, Жучка, кошку!
Жучка. Мурка! Помогай репку тащить!
Ведущий. Мурка – большая чистюля, посмотрите, как старательно умывается.
Мурка. Усищи! Глазищи! Хвостище! А моюсь я всех чище! (умывается в
сопровождении музыки)
Жучка. Мурка! Помогай репку тащить! (Мурка спешит на зов под музыку)
Ведущий. Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку…
Все вместе. Тянем – потянем и вытянуть не можем!
Ведущий. Надо мышку позвать.
Мурка. Мышка! Помогай репку тащить!
Ведущий. А где же мышка? Под полом таится, кошки боится?
Мышка. Шерстка гладкая, шелковистая. Глазки круглые, блестящие. Хвостик
тонкий, длинный!
Ведущий. В нашей сказке все живут дружно и всякую работу делают вместе.
Дед. – Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось! (под музыку бежит мышка)
Ведущий. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку… Тянут – потянут… (дети стоят цепочкой,
держат друг друга за пояс, выполняют ритмические наклоны – к репке, под
музыку)
Все. Тянем – потянем, вытянули репку!
Ведущий. И тут же собрался народ, посмотреть на огород!
Все дети. – Что одному не под силу, то легко коллективу!
- Без ученья и труда не придет на стол еда!
- Собирайся народ, мы пришли на огород,
Будем репкой угощать, будем в гости всех вас ждать!
(Дети берутся за руки, под музыку идут по кругу, потом танцуют, по окончании
разрывают круг, останавливаются в полукруге лицом к зрителям, делают
поклон.)