Напоминание

"В царстве волшебницы воды"


Автор: Горячкина Наталия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 319"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: конспект
Тема: "В царстве волшебницы воды"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «В царстве волшебницы воды»
Цель: дать представление детям о значении воды в нашей жизни. З а д а ч и : 1.Продолжать формировать знания, полученные ранее о значении воды в жизни живой природы.
2.
Развивать диалогическую форму речи детей, добиваясь высказываний краткими и полными ответами, пользуясь при этом относительными п р и л а г а т е л ь н ы м и , г л а г о л а м и и о б р а з н ы м и с л о в а м и .
3
.Активизация словаря: капелька, прозрачная, водопроводная, жидкость.
4
.Обогащение словаря: течет, ходит, испарились, переливать, наливать, доливать, круговорот, бежит. 5. Воспитывать у детей привычку бережно и разумно использовать воду, как одно из природных богатств. Предварительная работа. 1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека, животных и растений. 2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 3.Проведение экспериментов с водой. 4. Игры с водой: «Какая бывает вода? », «Разрезные картинки» и др. 5. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок. И.П. Токмакова «Ручеек», Г.Х.Андерсен «Капля воды», С. Олегова «Я по воде ходить могу», «Ручеек и речка». 6. Использование мнемотаблиц, графических изображений и символов по данной теме. 7. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком. 8. Просмотр мультфильма «На балу у чистой воды».
Оборудование: глобус, картинки с водной тематикой, схема круговорот воды в природе, кружочки или квадратики для условных обозначений; цветные карандаши; спокойная музыка, ткань для игровой ситуации. Ход занятия: (звучит музыка) 1. Педагог дополнительного образования (ПДО): « Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в царство Волшебницы Воды. Почему волшебницы? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот такая она разная!» А где в природе встречается вода? Предполагаемые ответы детей (Д) :в кране, в море, в реке. ПДО: « Посмотрите на глобус и скажите, какого цвета больше? Д: синего, голубого. ПДО: Что изображено голубым цветом? Д: океаны, реки, моря, озера. ПДО: Моря, океаны, реки, ручейки – ведь голубым цветом на картах и на глобусах изображают воду. На нашей планете 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало, по сравнению с сушей? ПДО: Стихотворение Н. Рыжовой Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает. В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких, стройных елей. Рушится потоком селей, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,
Так привыкли, что вода – Наша спутница всегда!
2
. ПДО: Зачем нужна вода. Какую работу она выполняет? У меня есть волшебные кружечки, я предлагаю их оживить. Нарисуйте, пожалуйста, какую работу выполняет вода». По окончании работы педагог обсуждает с детьми, что делает вода. - поит растения: деревья, кустарники, травы. - помогает животным. -смывает грязь с дорог. -помогает людям: воду пьют, умываются, варят еду и т.д ПДО: Конечно, без меня вам не умыться, Не наестся, не напиться, Смею я вам доложить, Без воды вам не прожить. (Н.А. Рыжова) ПДО: « Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода из реки или озера. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. По трубам воду перекачивают в огромные резервуары – отстойники, где ее тщательно фильтруют, очищают от грязи, мусора и только потом чистая вода поступает к нам в краны. А как же рождается река? Хотите узнать?». ( Педагог приглашает детей подойти к столу, выкладывает перед ними широкую, длинную, полоску голубой ткани) ПДО: « На земле много разных рек – больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать большую реку? Вот это широкая и длинная полоса ткани – главная река, а узкие голубые ленточки – ручейки. Расположите их
так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А вы знаете, как попадает вода в реку?» Д: Дождь идет, ручейки впадают, из земли вода вытекает, из родника. ПДО: Посмотрите на схему круговорота воды в природе. ПДО: «Набежала тучка серая, и полился дождь. Капельки воды падают на деревья, на землю, на все живое. Потом собираются в маленькие ручейки, становятся бурными реками и впадают в моря. А здесь их встречает яркое солнце, и капельки протягивают к нему свои руки, становятся легкими, испаряются и возвращаются снова к тучкам. Так и ходит вода по кругу, то ввысь поднимается, то живительным дождичком прольется, под землю просочится, а оттуда вновь через родники на землю выбежит. Так и кружится, как белка в колесе».
3
.ПДО: «А сейчас вы все будете Капельками, а я мама Туча». Игра: «Ходят капельки по кругу» (звучит музыка) Мама Туча взмахивает руками. ПДО: «Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками, (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла река и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх, (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Туче, (дети возвращаются к Туче). Мама Туча хвалит их, что они хорошо себя вели, славно попутешествовали. - Ой, посмотрите, к нам прилетела Капелька. Но, почему-то она грустная. Как вы думаете, почему Капелька грустная? (на улице стало много воды, ноги промокают, разлились реки, наводнение, цунами, засыхают и гибнут растения
без воды)». ПДО: « А сейчас посмотрите, какая стала наша Капелька?» Д: Веселая. ПДО: « А почему веселая?» Д: «В кранах есть вода, все дети умываются, бегут веселые ручейки, тает снег, все растения расцветают». ПДО: «Так скажите ребята: для чего нам нужна вода?» (ответы детей). ПДО: « Как же надо относиться к воде?» Д: «Бережно, экономно, разумно, не загрязнять реки, водоемы». ПДО: « Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать».
4
. ПДО: Пресная и чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится государство. Не так давно речная вода считалась питьевой. А теперь она очень грязная. ПДО: «Можно ли очистить грязную воду? Как это можно сделать? Из чего можно сделать фильтр?» 1.-Изготовление фильтров: ПДО: Самый простой: из фильтровальной бумаги вырезать круг вложить его в воронку; насыпать туда же уголь; сверху чистый песок.» Проведение опыта по очистке воды: ПДО: -в стакане с чистой водой размешать ложечку земли и ложку масла, пропустить через фильтр; - в стакане с чистой водой размешать соль, профильтровать. Дети делают выводы: земля и масло отфильтровались, а соль не фильтруется. Вещества, которые растворяются в воде, практически не фильтруются. В воде достаточно много вредных веществ, растворенных в воде. Вот почему, прежде чем вода поступит к нам в дом, ее фильтруют, хлорируют. Хлор- газ,
(такой же как кислород) который делает воду чище. Хлор постепенно выходит, поэтому воду рекомендуют отстаивать и кипятить. ПДО: « Сложно получить чистую воду?» Д: «Да» ПДО: «Вы ребята правы. Чистую воду получить сложно. Чистая вода - ценный продукт, она нужна всем. А мы с вами как можем загрязнять воду? Если вы отдыхаете возле речки, не бросайте мусор, не мойте велосипеды и машины. ПДО: Родник иссяк, ручей ослаб А мы из крана - кап, кап, кап. Мелеют реки и моря, Не тратьте воду - зря, зря, зря. А то пройдет немного лет И нет водицы - нет, нет, нет. 5. Подведение итогов занятия ПДО.: «Ребята, что вы узнали сегодня, что научились делать? Для чего нам это нужно? Как поступать с водой? Как себя вести на реках и озерах?» (ответы детей)
Вывод:
Правильно нужно охранять чистоту воды и берегов рек, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, после отдыха убирать за собой мусор. Ведь вода наше богатство, залог здоровья и людей, и животных и растений. Педагог вместе с детьми подходит к глобусу: - ребята, посмотрите - какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся океаны и моря, текут реки и ручьи. Я верю, что мы с вами сможем сохранить Землю такой же красивой и нарядной. Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода. Список литературы: 1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада:-Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,- 2009. 2.Воронкевич О.В. «Добро пожаловать в экологию» дидактический материал для детей 5-6 лет.- С-Пб.: Детство пресс, 2011 3.Колпакова О.В. Занимательное природоведение-М.: Белый город, - 2012. 4. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- Волгоград: Учитель, 2011. 5.Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. 6.Тугушаева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.- СПь.: Детство пресс, 2010


В раздел образования