Напоминание

методические рекомендации "Как научить ребёнка делиться"


Автор: Зоткина Светлана Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1"
Населённый пункт: г.Касимов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: методические рекомендации "Как научить ребёнка делиться"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Как научить ребенка делиться?
Каждому из нас, ребенку в том числе, присуще чувство собственности. Это нормальное чувство в нашем мире. Что подвигает взрослых учить ребенка делится? Как лучше это сделать? Учить-то мы учим, но как порой «коряво» это делаем!.. Мне вспоминается случай из жизни. В гости к приятельнице пришла знакомая с дочерью. Дочь хозяйки и гостья долго играли новыми пупсиками (кто-то, может быть, помнит этих забавных «голышей»). Когда настала пора прощаться, маленькая гостья не захотела расставаться с куколкой. Приятельница предложила дочери: «Подари девочке куколку. У тебя же две одинаковые». Дочь отказалась наотрез. Уговаривание (читай: давление) продолжалось. В конце концов, девочка в слезах сунула гостье куклу со словами: «На, подавись!» Понимая, что ребенок не обязан со всеми делиться игрушками, родители настаивают по следующим причинам.  Неудобно перед окружающими, когда ребенок отказывается делиться.  Если ребенок будет «жадиной», дети не будут с ним играть. У него не будет не только друзей, но даже приятелей.  В жизни ребенку не однажды придется сталкиваться с конфликтными ситуациями. Надо, чтобы он научился выходить из них, в том числе благодаря своей щедрости и находчивости (например, предлагая поменяться игрушками).  Хорошо бы воспитать у малыша доброе отношение к людям без ожидания выгоды взамен.
Так как научить ребенка делиться?
1. Оставьте право выбора – делиться или нет – за ребенком. Давно замечено, что ребенок охотнее поделится, если его к этому не принуждают. 2. Не надо награждать ребенка за проявленную щедрость (покупать мороженое, давать конфету). К похвале на словах это не относится. Напротив, если мамы часто и охотно хвалят детей, то они лучше адаптируются среди сверстников, более общительны и щедры. Но могут быть разные ситуации. Пример. Девочку 4 лет учили делиться. Если ей приносили конфеты, она угощала взрослых. Взрослые хвалили девочку за щедрость и отдавали конфету обратно: «Съешь сама». А однажды гостья развернула обертку и съела конфету. С девочкой случилась истерика: она топала ногами, размахивала кулаками и требовала конфету обратно.
3. Создавайте ситуации, где ребенок мог бы поделиться. Он должен иметь шанс проявить щедрость. Психологи советуют почаще создавать ситуации, обучающие ребенка сопереживанию. Взрослые недооценивают этот момент, когда читают детям книги, смотрят вместе фильмы. Полезно поговорить о несчастливых, обиженных героях, их чувствах. Полученный опыт бесценен. 4. Попробуйте общаться с ребенком как с равным, обладающим собственным мнением и правом голоса. Общайтесь «с позиции разума», как бы он ни был мал. Ребенок сперва научится понимать причины собственных переживаний, потом – чувства других людей. 5. Сопереживайте ребенку. Дошкольнику, к чувствам которого родители были внимательны, легче понять сверстников. Ребенок охотнее сделает им добро и проявит щедрость. 6. Обращайте внимание малыша на его сходство с другими детьми. Например, скажите: «Саша тоже любит строить из песка, как и ты». Или: «Смотри, Ваня тоже любит машинки. Ты мог бы с ним поиграть». Исследователи детского социума утверждают, что дошкольники охотнее сопереживают детям, если с ними знакомы (даже поверхностно) или имеют нечто общее. 7. Иногда полезно напоминать малышу о его собственном похожем опыте. Если ребенок захочет взять чужие игрушки, можно напомнить ему, как ранее у него просили что-то ценное. Пусть вспомнит, как обидно получить отказ. 8. Психологи рекомендуют играть в ролевые игры. Дети лучше поймут проблемы и чувства других, если, как говорят, «поставят себя на их место». Лучший способ научиться этому – ролевая игра с игрушками. Помогите ребенку встать на позицию просящего, дающего и советчика. Что он чувствует в каждой роли? 9. Мы – пример для своего ребенка. В этом сходятся наука и многовековой народный опыт. Это потом в школе у него появятся новые примеры для подражания. А пока у дошкольника главный образец поведения и сопереживания – родители. 10. Обнимайте почаще своего малыша. Польза объятий и их противострессовый эффект заключается в образовании в крови окситоцина, делающего человека добрее. Малыш, которого близкие чаще целуют и обнимают, намного охотнее проявит доброту, не ожидая награды взамен. Каждый родитель решает сам как научить ребенка делиться. Но польза от большинства перечисленных утверждений несомненна.


В раздел образования