Напоминание

Проект по археологии в ДОУ с детьми старшей группы


Автор: Ильницкая Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 15
Населённый пункт: г. Николаевск–на–Амуре Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по археологии в ДОУ с детьми старшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект старшей группы № 4 «Ромашки»

Тема проекта «Археологические находки Хабаровского края»

Под.проект

"Мы - археологи!"

Вид проекта: информационный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации: октябрь, 2019г – май, 2020 г. ( 8 месяцев)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей – участников проекта: 5-6 лет

Актуальность.

Есть такая замечательная наука - археология. Человек, который изучает эту науку - археолог. Живущие на Земле люди всегда

оставляют следы своего пребывания и деятельности. Пепел от костра, горевшего тысячи лет назад, каменный топор, крошечная бусинка,

черепок от посуды, прекрасная статуя — все это предметы, которые помогают ученым судить о прошлом человечества. Археолог в своей

работе изучает документы, карты, но прежде всего он добывает и изучает предметы старины.

В настоящее время при огромной занятости родителей дети черпают знания в основном из мультфильмов, информация в которых

зачастую не является правдоподобной. К тому же родители мало уделяют внимания общему развитию ребенка, поэтому важную роль в

обучении детей имеет детский сад.

Самой подходящей формой образовательной деятельности является образовательное путешествие, в ходе которого помимо

основных образовательных задач решаются множество «сопутствующих», таких как формирование пространственного мышления и

воспитание культуры общения и самостоятельности.

С учетом этого был разработан и находится в стадии реализации познавательный проект «Археология нижнего Амура».

Цель проекта: - Познакомить детей с наукой археологией, с редкой профессией – археолог, обратить внимания на важность и трудность

выполняемой работы.

Задачи:

-

Познакомить детей с редкой профессией – археолог, с инструментами, необходимыми для археолога

- Обогащать словарный запас.

- формировать представление старших дошкольников о возникновении цивилизации человечества.

- Развивать познавательные и творческие способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности -

Развивать умение планировать свои действия для достижения поставленных целей, договариваться со сверстниками в ходе выполнения

коллективной работы.

- Развивать логическое и пространственное мышление и внимание.

- Воспитывать уважение к труду людей и профессии археолога в частности.

Этапы проекта:

1.

Подготовительный этап

2.

Основной этап

3.

Завершающий этап

1. Подготовительный этап:

Задачи этапа: подбор необходимого материала для разработки и реализации проекта

В ходе предварительной работы воспитателями группы был отобран и систематизирован материал по теме проекта и на его основе

были составлены конспекты НОД.

Кроме того, были подобраны демонстрационный материал, художественная литература, стихи и дидактические игры.

Для родителей была подготовлена консультация с рекомендациями по изучению древнего мира (просмотр мультфильмов с

достоверной информацией, чтение книг, изучение энциклопедий)

2.

Основной этап:

Задачи этапа: реализация проекта.

Первой частью данного этапа работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей – сочинение – рассказ

«Кто такие динозавры».

Как выяснилось, воспитанники обладают недостаточным объемом знаний о динозаврах. С учетом этого родителям была предложена

консультация «Изучаем дома».

Продолжением работы было знакомство детей с динозаврами, профессией археолога в ходе НОД «Археологические раскопки».

В группе организуется обсуждение:

- что такое «раскопки»,

-кто такие археологи,

-как можно узнать о том, что было раньше.

Затем воспитатели предлагают детям отправиться на «Археологические раскопки» на поиски древних вещей.

Правило, которое стоит обсудить до начала работ «стараемся не мешать друг другу», работаем с песком аккуратно, так, чтобы он

не попадал в лицо другим. Все, что дети найдут в процессе «раскопок», раскладывается на столе, систематизируется и обсуждается.

Дидактические игры и упражнения помогают не только закреплять полученные знания, но и учить детей общаться друг с другом,

развивать логическое мышление.

Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже сложный материал, следующим в данной

работе стало проведение с детьми дидактических игр, с использованием иллюстраций, разрезных картинок «Найди отличие», «Собери

картинку» и т.д.

3. Завершающий этап.

Задачи: подведение итогов реализации проекта.

Составление фотоальбома «Мы – археологи»

Перспективный план работы по реализации проекта «Мы – археологи»

Цель: Сформировать познавательный интерес в процессе знакомства детей с археологией.

Тема

Сроки

реализа

ции

Вид деятельности

Содержание

Методическое

обеспечение

деятельности

Знакомство с

профессией

«Археолог»

сентябрь

Беседа

Познакомить детей с наукой археологией,

профессией археолог, с инструментами,

необходимыми для археолога. Обогащать

словарный запас.

Педагогическая

копилка

«Смешарики.

Археология»,

«Лёлик и Болик.

Искатели

сокровищ» .

Просмотр

мультфильмов

Закрепить представления детей об археологии.

Педагогическая

копилка

Продуктивная

деятельность

октябрь

«Археологические

раскопки старинной

вазы»

Закрепить знания детей о свойствах песка и глины,

совершенствовать умение составлять целое из

частей.

Педагогическая

копилка

«Удивительный

мир динозавров».

Рассказ воспитателя,

презентация по теме

Способствовать формированию представлений

детей о динозаврах.

Ресурсы интернета

«Первобытные

орудия труда

человека»

ноябрь

презентация по теме

Познакомить детей с достижениями первобытного

человека. Формировать представление старших

дошкольников о возникновении цивилизации

человечества.

Ресурсы

интернета

Знакомство с

камнями «Какие

бывают камни?»

Экскурсия в музейную

комнату

Развивать интерес к камням, умение обследовать

их и называть свойства. Дать представления о том,

что камни бывают речными и морскими, поэтому их

широко используют в строительстве. Познакомить с

ценными камнями, которые используют для

украшений, драгоценных изделий и т.д. Развивать

умение делать выводы.

Педагогическая

копилка

декабрь

«Пройди по

лабиринту»

январь

Игра

Развивать логическое и пространственное

мышление и внимание. Вызывать у детей

познавательный интерес при ознакомлении с

окружающим миром.

Педагогическая

копилка

Воспитатели.

«Археологическая

экспедиция»

февраль

Сюжетно

ролевая

игра

Вызвать интерес у старших дошкольников к

профессии археолога и его деятельности.

Развивать интерес к археологическим открытиям и

исследованиям.

Педагогическая

копилка

«Что за

предмет?»,

«Динозавр»

март

Разрезные картинки -

пазлы

Развивать познавательный интерес к науке

археологии, закреплять умение собирать целое из

частей, способствовать развитию логического

мышления

Педагогическая

Копилка

«Наши находки»

Апрель -

май

Составление

фотоальбома

Закрепить представления детей об археологии,

археологах, раскопках. Развивать познавательные

и творческие способности у детей в процессе

совместной исследовательской деятельности

Воспитатели



В раздел образования