Автор: Ильницкая Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 15
Населённый пункт: г. Николаевск–на–Амуре Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по археологии в ДОУ с детьми старшей группы
Раздел: дошкольное образование
Проект старшей группы № 4 «Ромашки»
Тема проекта «Археологические находки Хабаровского края»
Под.проект
"Мы - археологи!"
Вид проекта: информационный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации: октябрь, 2019г – май, 2020 г. ( 8 месяцев)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей – участников проекта: 5-6 лет
Актуальность.
Есть такая замечательная наука - археология. Человек, который изучает эту науку - археолог. Живущие на Земле люди всегда
оставляют следы своего пребывания и деятельности. Пепел от костра, горевшего тысячи лет назад, каменный топор, крошечная бусинка,
черепок от посуды, прекрасная статуя — все это предметы, которые помогают ученым судить о прошлом человечества. Археолог в своей
работе изучает документы, карты, но прежде всего он добывает и изучает предметы старины.
В настоящее время при огромной занятости родителей дети черпают знания в основном из мультфильмов, информация в которых
зачастую не является правдоподобной. К тому же родители мало уделяют внимания общему развитию ребенка, поэтому важную роль в
обучении детей имеет детский сад.
Самой подходящей формой образовательной деятельности является образовательное путешествие, в ходе которого помимо
основных образовательных задач решаются множество «сопутствующих», таких как формирование пространственного мышления и
воспитание культуры общения и самостоятельности.
С учетом этого был разработан и находится в стадии реализации познавательный проект «Археология нижнего Амура».
Цель проекта: - Познакомить детей с наукой археологией, с редкой профессией – археолог, обратить внимания на важность и трудность
выполняемой работы.
Задачи:
-
Познакомить детей с редкой профессией – археолог, с инструментами, необходимыми для археолога
- Обогащать словарный запас.
- формировать представление старших дошкольников о возникновении цивилизации человечества.
- Развивать познавательные и творческие способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности -
Развивать умение планировать свои действия для достижения поставленных целей, договариваться со сверстниками в ходе выполнения
коллективной работы.
- Развивать логическое и пространственное мышление и внимание.
- Воспитывать уважение к труду людей и профессии археолога в частности.
Этапы проекта:
1.
Подготовительный этап
2.
Основной этап
3.
Завершающий этап
1. Подготовительный этап:
Задачи этапа: подбор необходимого материала для разработки и реализации проекта
В ходе предварительной работы воспитателями группы был отобран и систематизирован материал по теме проекта и на его основе
были составлены конспекты НОД.
Кроме того, были подобраны демонстрационный материал, художественная литература, стихи и дидактические игры.
Для родителей была подготовлена консультация с рекомендациями по изучению древнего мира (просмотр мультфильмов с
достоверной информацией, чтение книг, изучение энциклопедий)
2.
Основной этап:
Задачи этапа: реализация проекта.
Первой частью данного этапа работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей – сочинение – рассказ
«Кто такие динозавры».
Как выяснилось, воспитанники обладают недостаточным объемом знаний о динозаврах. С учетом этого родителям была предложена
консультация «Изучаем дома».
Продолжением работы было знакомство детей с динозаврами, профессией археолога в ходе НОД «Археологические раскопки».
В группе организуется обсуждение:
- что такое «раскопки»,
-кто такие археологи,
-как можно узнать о том, что было раньше.
Затем воспитатели предлагают детям отправиться на «Археологические раскопки» на поиски древних вещей.
Правило, которое стоит обсудить до начала работ «стараемся не мешать друг другу», работаем с песком аккуратно, так, чтобы он
не попадал в лицо другим. Все, что дети найдут в процессе «раскопок», раскладывается на столе, систематизируется и обсуждается.
Дидактические игры и упражнения помогают не только закреплять полученные знания, но и учить детей общаться друг с другом,
развивать логическое мышление.
Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже сложный материал, следующим в данной
работе стало проведение с детьми дидактических игр, с использованием иллюстраций, разрезных картинок «Найди отличие», «Собери
картинку» и т.д.
3. Завершающий этап.
Задачи: подведение итогов реализации проекта.
Составление фотоальбома «Мы – археологи»
Перспективный план работы по реализации проекта «Мы – археологи»
Цель: Сформировать познавательный интерес в процессе знакомства детей с археологией.
Тема
Сроки
реализа
ции
Вид деятельности
Содержание
Методическое
обеспечение
деятельности
Знакомство с
профессией
«Археолог»
сентябрь
Беседа
Познакомить детей с наукой археологией,
профессией археолог, с инструментами,
необходимыми для археолога. Обогащать
словарный запас.
Педагогическая
копилка
«Смешарики.
Археология»,
«Лёлик и Болик.
Искатели
сокровищ» .
Просмотр
мультфильмов
Закрепить представления детей об археологии.
Педагогическая
копилка
Продуктивная
деятельность
октябрь
«Археологические
раскопки старинной
вазы»
Закрепить знания детей о свойствах песка и глины,
совершенствовать умение составлять целое из
частей.
Педагогическая
копилка
«Удивительный
мир динозавров».
Рассказ воспитателя,
презентация по теме
Способствовать формированию представлений
детей о динозаврах.
Ресурсы интернета
«Первобытные
орудия труда
человека»
ноябрь
презентация по теме
Познакомить детей с достижениями первобытного
человека. Формировать представление старших
дошкольников о возникновении цивилизации
человечества.
Ресурсы
интернета
Знакомство с
камнями «Какие
бывают камни?»
Экскурсия в музейную
комнату
Развивать интерес к камням, умение обследовать
их и называть свойства. Дать представления о том,
что камни бывают речными и морскими, поэтому их
широко используют в строительстве. Познакомить с
ценными камнями, которые используют для
украшений, драгоценных изделий и т.д. Развивать
умение делать выводы.
Педагогическая
копилка
декабрь
«Пройди по
лабиринту»
январь
Игра
Развивать логическое и пространственное
мышление и внимание. Вызывать у детей
познавательный интерес при ознакомлении с
окружающим миром.
Педагогическая
копилка
Воспитатели.
«Археологическая
экспедиция»
февраль
Сюжетно
–
ролевая
игра
Вызвать интерес у старших дошкольников к
профессии археолога и его деятельности.
Развивать интерес к археологическим открытиям и
исследованиям.
Педагогическая
копилка
«Что за
предмет?»,
«Динозавр»
март
Разрезные картинки -
пазлы
Развивать познавательный интерес к науке
археологии, закреплять умение собирать целое из
частей, способствовать развитию логического
мышления
Педагогическая
Копилка
«Наши находки»
Апрель -
май
Составление
фотоальбома
Закрепить представления детей об археологии,
археологах, раскопках. Развивать познавательные
и творческие способности у детей в процессе
совместной исследовательской деятельности
Воспитатели