Автор: Мария Игоревна Шуева
Должность: ГБДОУ детский сад № 65
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 65
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития детей 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития детей с 2-3 лет детского сада.
Ребёнок на третьем году жизни растёт действительно не по годам, а по часам:
для него имеет значение каждое слово, сказанное взрослыми, каждое новое
знание формирует его внутренний мир.
Этот возраст считается одновременно и возрастом высоких достижений
малыша, и сложным периодом строптивого непослушания, связанного с тем,
что ребёнок ищет самостоятельности, пытаясь найти себя в этом огромном,
удивительно интересном мире.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его
легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая
ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное
покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры
позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только
от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения
детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом
индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много
внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и
установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают
основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части
речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу
третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со
сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они
совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В
середине третьего года жизни появляются действия с предметами-
заместителями.
Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже
говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о
будущем.
Словом уже можно прекратить то или иное действие, предупредить
отрицательное поведение, вызвать новое действие.
Растёт активная деятельность малыша, появляются собственные намерения и
желания, зачастую не совпадающие с намерениями родителей. Стратегия
«уговоров» (и уж тем более «стратегия принуждения») уже не действует, так
как желания ребёнка становятся достаточно оформленными. От родителей
требуется уважение к праву ребёнка на выбор, нужно давать малышу как
можно больше возможностей для самовыражения, деликатно поворачивая
интересы крохи в полезное русло.
Появляется потребность в похвале, просыпается самолюбие, зарождается
самостоятельность. У малышей этого возраста крайне выражено желание
продемонстрировать собственные умения и способности. Ребёнок хочет
выглядеть в глазах взрослых максимально умелым .
К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с
большими искажениями. Их правильное произношение звуков еще не
закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в
разных сочетаниях произносятся по- разному. Не все дети в этом возрасте
выговаривают звуки: р,л,ш,ж,ч,щ. Встречаются замены и пропуски трудных
звуков, их перестановка. Однако, дети замечают недостатки произношения
звуков у других детей и могут их исправлять. Очень важно, чтобы взрослые,
общаясь с детьми, не допускали в своей речи искажение звуков.
Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и
познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную
развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в
ней.
Если малыш, зачем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а
самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное,
ответить на многочисленные вопросы.
Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать
соответствующие ситуации.
Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной:
предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание
картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными
материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение
для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года
жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее
определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются
элементы планирования.
В этом возрасте ребенок любит заниматься строительным материалом. Он
самостоятельно может выполнить довольно сложные постройки: дом, дорогу,
забор и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных
наборов: строительный набор из различных форм, тематические
строительные наборы «Веселый городок», «Ферма», крупные конструкторы
«Лего».
Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности –
рисование, лепка. Малыш понимает, что при помощи пластилина и
карандаша можно что-то изобразить и к концу 3 года рисует дорожки,
дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки. В процессе деятельности
у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим
его людям и явлениям, а в соответствии с этим и различное поведение.
Основополагающий принцип — не «вдалбливание» фактов, а формирование
мотивации на интеллектуальное самосовершенствование в будущем. 2-3-
летний малыш открыт навстречу миру, важно не отбить у него желание
учиться и познавать новое, а напротив — привить к этому любовь. Другими
словами, мы подготавливаем почву, плодородную для будущих семян знаний.
Обязательно необходимо формировать способности и навыки. Развитие
ребенка 2 лет включает развитие мелкой моторики, логического мышления. В
развитии ребенка 3 лет важное значение имеет развитие логических операций
синтез и последовательности. Каждый из навыков — кирпичик в
интеллектуальный фундамент ребёнка, цельная, гармоничная личность не
может развиваться в каком-то одном направлении. Упущения на третьем году
жизни ребёнка могут отозваться проблемами уже в школьном возрасте.
Особый акцент — на развитии внимания и памяти, усидчивости и упорства в
решении непростых задач. Не секрет, что в 2-3-летнем возрасте ребёнка
трудно заставить сидеть на месте, однако если заинтересовывать его, не
принуждая, — результаты, как правило, превосходят все ожидания.
Направляя буйную фантазию малыша в нужное русло, мы формируем навык
интеллектуальной работы. Ребёнок учится видеть логику в своих действиях,
что положительным образом сказывается на его самоуважении.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная:
возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем
реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период
начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости
и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом.