Напоминание

Особенности развития детей 2-3 лет


Автор: Мария Игоревна Шуева
Должность: ГБДОУ детский сад № 65
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 65
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития детей 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития детей с 2-3 лет детского сада.

Ребёнок на третьем году жизни растёт действительно не по годам, а по часам:

для него имеет значение каждое слово, сказанное взрослыми, каждое новое

знание формирует его внутренний мир.

Этот возраст считается одновременно и возрастом высоких достижений

малыша, и сложным периодом строптивого непослушания, связанного с тем,

что ребёнок ищет самостоятельности, пытаясь найти себя в этом огромном,

удивительно интересном мире.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его

легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая

ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное

покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры

позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только

от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения

детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом

индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много

внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и

установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают

основные грамматические структуры, пытаются строить простые

предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части

речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу

третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со

сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды

деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они

совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В

середине третьего года жизни появляются действия с предметами-

заместителями.

Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже

говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о

будущем.

Словом уже можно прекратить то или иное действие, предупредить

отрицательное поведение, вызвать новое действие.

Растёт активная деятельность малыша, появляются собственные намерения и

желания, зачастую не совпадающие с намерениями родителей. Стратегия

«уговоров» (и уж тем более «стратегия принуждения») уже не действует, так

как желания ребёнка становятся достаточно оформленными. От родителей

требуется уважение к праву ребёнка на выбор, нужно давать малышу как

можно больше возможностей для самовыражения, деликатно поворачивая

интересы крохи в полезное русло.

Появляется потребность в похвале, просыпается самолюбие, зарождается

самостоятельность. У малышей этого возраста крайне выражено желание

продемонстрировать собственные умения и способности. Ребёнок хочет

выглядеть в глазах взрослых максимально умелым .

К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с

большими искажениями. Их правильное произношение звуков еще не

закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в

разных сочетаниях произносятся по- разному. Не все дети в этом возрасте

выговаривают звуки: р,л,ш,ж,ч,щ. Встречаются замены и пропуски трудных

звуков, их перестановка. Однако, дети замечают недостатки произношения

звуков у других детей и могут их исправлять. Очень важно, чтобы взрослые,

общаясь с детьми, не допускали в своей речи искажение звуков.

Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и

познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную

развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в

ней.

Если малыш, зачем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а

самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное,

ответить на многочисленные вопросы.

Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать

соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной:

предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание

картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными

материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение

для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года

жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее

определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются

элементы планирования.

В этом возрасте ребенок любит заниматься строительным материалом. Он

самостоятельно может выполнить довольно сложные постройки: дом, дорогу,

забор и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных

наборов: строительный набор из различных форм, тематические

строительные наборы «Веселый городок», «Ферма», крупные конструкторы

«Лего».

Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности –

рисование, лепка. Малыш понимает, что при помощи пластилина и

карандаша можно что-то изобразить и к концу 3 года рисует дорожки,

дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки. В процессе деятельности

у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим

его людям и явлениям, а в соответствии с этим и различное поведение.

Основополагающий принцип — не «вдалбливание» фактов, а формирование

мотивации на интеллектуальное самосовершенствование в будущем. 2-3-

летний малыш открыт навстречу миру, важно не отбить у него желание

учиться и познавать новое, а напротив — привить к этому любовь. Другими

словами, мы подготавливаем почву, плодородную для будущих семян знаний.

Обязательно необходимо формировать способности и навыки. Развитие

ребенка 2 лет включает развитие мелкой моторики, логического мышления. В

развитии ребенка 3 лет важное значение имеет развитие логических операций

синтез и последовательности. Каждый из навыков — кирпичик в

интеллектуальный фундамент ребёнка, цельная, гармоничная личность не

может развиваться в каком-то одном направлении. Упущения на третьем году

жизни ребёнка могут отозваться проблемами уже в школьном возрасте.

Особый акцент — на развитии внимания и памяти, усидчивости и упорства в

решении непростых задач. Не секрет, что в 2-3-летнем возрасте ребёнка

трудно заставить сидеть на месте, однако если заинтересовывать его, не

принуждая, — результаты, как правило, превосходят все ожидания.

Направляя буйную фантазию малыша в нужное русло, мы формируем навык

интеллектуальной работы. Ребёнок учится видеть логику в своих действиях,

что положительным образом сказывается на его самоуважении.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная:

возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем

реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,

импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко

заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период

начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена

развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости

и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с

идентификацией с именем и полом.



В раздел образования