Автор: Огородова Татьяна Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: КОГПОБУ "Кировский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: город Котельнич, Кировская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование общих и профессиональных компетенций в проведении внеклассных мероприятий по дисциплине "История"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование общих и профессиональных компетенций в проведении
внеклассных мероприятий по дисциплине «История»
В настоящее время в техникуме преимущественно обучаются юноши,
выбравшие для себя технические специальности. В перспективе большинство
из них после окончания техникума будут проходить срочную службу в рядах
российской армии. С целью формирования патриотических качеств личности,
активной гражданской позиции, умения применять на практике и в жизни
полученные в техникуме общие и профессиональные знания в рамках
месячника патриотического воспитания среди студентов 1 курса была
проведена игра «Защитники Отечества».
Игра
составлена
с
учетом
программы
по
истории
России,
её
задания
охватывают период X-XIX вв. Игру можно проводить во время предметных
недель по истории или приурочить к Дням воинской славы России.
Игра
проходит
несколько
этапов,
количество
и
последовательность
которых
устанавливает
преподаватель.
Каждый
этап
оценивается
определенной суммой баллов. Наибольшее количество баллов, набранных к
концу игры, выделяет из команд абсолютную победительницу.
Этапы игры
1.
Полководцы и сражения.
2.
Противники или союзники?
3.
Кому принадлежат слова?
4.
Узнай событие по стихотворным строкам.
5.
Что означают эти выражения?
6.
В оружейной мастерской.
7.
Пословицы и поговорки.
Первый этап
Полководцы и сражения
На первом этапе предлагаем участникам разобраться в россыпи карточек, на
которых написаны имена полководцев и флотоводцев, названия сражений,
военные
походы
и
их
даты.
Задача
играющих
–
привести
карточки
в
соответствие
и
вслух
зачитать
ответы.
Данный
перечень
может
быть
довольно большим, и учитель вправе разбить его на две части, в зависимости
от количества играющих команд.
Приводим итоговый вариант задания.
Олег
Поход на
Византию
907 г.
Святослав
Разгром Хазарского
каганата
964 г.
Ярослав
Мудрый
Разгром печенегов
под Киевом
1036 г.
Александр
Невский
Битва на Чудском
озере
1242 г.
Евпатий
Коловрат
Оборона Рязани от
войск Батыя
1237 г.
Дмитрий
Донской
Куликовская битва
1380 г.
Иван III
«Стояние на Угре»
1480 г.
Петр I
Полтавская битва
1709 г.
К. Минин и Д.
Пожарский
Освобождение
Москвы от поляков
1612 г.
А.В. Суворов
Штурм крепости
Измаил
1790 г.
М.И. Кутузов
Бородинская битва
1812 г.
Второй этап
Противники или союзники?
Святослав
Иоанн
Цимисхий
Александр
Невский
Биргер
Дмитрий
Донской
Мамай
Пересвет
Челубей
Пересвет
Ослабля
Дмитрий
Донской
Д.М. Боброк
Иван III
Ахмат
Ермак
Тимофеевич
Кучум
Лжедмитрий I
Юрий Мнишек
Лжедмитрий II
Василий
Шуйский
К. Минин
Д. Пожарский
Иван IV
Андрей
Курбский
М.В. Скопин-
Шуйский
Я. Делагарди
Петр I
Карл XII
Б.П. Шереметев
А.Д. Меншиков
П.И. Багратион
Д.В. Давыдов
Александр I
Наполеон
Бонапарт
А.Г. Орлов
Г.А.
Спиридонов
П.С. Нахимов
В.И. Истомин
Третий этап
Кому принадлежат слова?
1)
«Иду на Вы».
2)
«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».
3)
«Русский штык прорвался через Альпы».
4)
Пуля – дура, штык – молодец».
5)
«С потерей Москвы не потеряна Россия. потеряв же армию, мы
потеряем и Москву, и Россию».
6)
«Благодарение Богу! Наконец достигли мы того, что шведов уже
побеждаем».
Ответы: 1. Святослав. 2. Александр Невский. 3. А.В. Суворов.
4. А.В. Суворов. 5. М.И. Кутузов. 6. Петр I.
Четвертый этап
Узнай событие по стихотворным строкам
В зависимости от количества играющих команд учитель может либо
распределить фрагменты между командами, либо сократить их количество.
1. Государь прочитали,
спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьяновый сапог
И сказал: «Дань платить
мы не будем!...»
С той поры не решалась нас
грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
А в Орде начались несогласье,
вражда,
И распалась татарская сила.
Н. Кончаловская
Ответ: падение ордынского ига при Иване III.
2. Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам,
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
А. Пушкин.
Ответ: борьба Руси с кочевниками в X в.
3. Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.
А на заре шестого дня
В леса, в приют шатровых елей,
Врага жестокого кляня,
Бежали те, что уцелели.
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья,
Пришёл рязанец Коловрат
И стал готовить ополченье.
Н. Кончаловская
Ответ: создание Евпатием Коловратом ополчения для борьбы с войсками
Батыя на Рязанской земле в 1237 г.
4. Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И, хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище» все знают на Руси!
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон до самого низовья.
Н. Кончаловская
Ответ: Куликовская битва, 1380 г.
5. И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
К. Симонов
Ответ: разгром немецких рыцарей войском Александра Невского на льду
Чудского озера в 1242 г.
6. От москвичей призыв идет
По городам от волжских вод.
Всю землю нашу охватив,
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика –
Нижегородца – мясника,
Что звался Минин – Сухорук.
Он весь народ созвал вокруг.
...............................................
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле,
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Сюда пришёл Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
Н. Кончаловская
Ответ: формирование Второго ополчения во время Смуты.
7. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
А.С. Пушкин.
Ответ:
отрывок
посвящен
основанию
Петербурга
Петром I
во
время
Северной войны.
8. Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
А.С. Пушкин.
Ответ:
вступление
наполеоновской
армии
в
Москву
и
пожар
Москвы
осенью 1812 г.
9. И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
...........................................
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
...........................................
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
немногие вернулись с поля,
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов.
Ответ: Бородинское сражение, 26 августа 1812 г.
10. С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
А. Блок
Ответ: Куликовская битва, 8 сентября 1380 г.
11. Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Еe стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Нo явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкий Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
А.С. Пушкин
Ответ: Полтавская битва, 27 июня 1709 г.
Пятый этап
Что означают эти выражения?
Участники
игры
объясняют
следующие
выражения
и
раскрывают
их современный смысл.
1)
«На стенку лезть».
2)
«Быть настороже».
3)
«Предать мечту».
4)
«Кричать караул».
5)
«Не робкого десятка».
6)
«Дневать и ночевать».
7)
«Копья ломать».
8)
«Между двух огней».
9)
«Как Мамай прошел»
10) «Идет коза рогатая».
11) «Лечь костьми».
12) «Сложить голову».
Шестой этап
В оружейной мастерской
На
этом
этапе
игры
ребятам
предстоит
проявить
знания
по
истории
вооружения и доспехов.
Участники команд должны дать разъяснения следующим названиям.
1.
Кольчуга.
2.
Бармица.
3.
Шлем (шелом).
4.
Бердыш.
5.
Ручница.
6.
Сабля.
7.
Зерцала.
8.
«Тюфяки».
9.
Тягеляй.
10. Сулицы.
11. Пищаль.
Ответы:
1) Защитная рубаха, изготовленная из металлических колец.
2) Кольчужная сетка на шлеме, закрывавшая уши и затылок воина.
3) Защитный доспех на голове воина.
4) Специальные топоры-подставки, на которых в бою устанавливались
пищали.
Верхний
конец
бердыша
был
заострен,
поэтому
бердыш
являлся не только рубящим, но и колющим оружием.
5) Название пищали у стрельцов.
6) Оружие ближнего боя у всадников.
7) Круглые или прямоугольные металлические пластины, надеваемые
поверх кольчуги.
8) Первые деревянные русские пушки, стрелявшие каменными ядрами.
9) Стеганный кафтан с высоким воротником, заменяющий кольчугу.
10) Металлические короткие копья с кинжаловидными наконечниками.
11) Огнестрельное оружие с фитильным замком.
Восьмой этап
Пословицы и поговорки
Ведущие игры называют пословицы, посвященные солдатской службе
и
жизни,
а
командам
нужно
вспомнить
их
завершение.
За
каждый
правильный ответ – балл.
1.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).
2.
Родина – мать, умей за нее... (постоять).
3.
Чужбина – калина, а Родина - ... (малина).
4.
Мало победы ждать, надо победу... (взять).
5.
В бою нужны смекалка, отвага и... (закалка).
6.
Честь солдата береги... (свято).
7.
Умелый боец везде... (молодец).
8.
Смелый побеждает – трус... (погибает).
9.
Смелость города... (берет).
10. Славу свою добывай... (в бою).
11. Русский солдат не знает... (преград).
12. Плох тот солдат, который не мечтает быть... (генералом).
13. Кто честно служит, с тем слава... (дружит).
14. Кто храбр да стоек, тот десятерых... (стоит).
15. Кто за правое дело стоит, тот всегда... (победит).
16. Бой – святое дело, иди на врага... (смело).
17. Смелого пуля боится, смелого штык не... (берет).
После окончания игры победителям были вручены награды, а также
заслушаны отзывы и мнения жюри о степени подготовленности и активности
команд.