Автор: Усачева Карина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр развития ребенка № 1
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы адаптации дошкольников в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Проблемы адаптации дошкольников в детском саду
Адаптация дошкольников в детском саду – одна из наиболее популярных тем для
обсуждения педагогами на протяжении уже нескольких десятилетий. Тема актуальна для
родителей и воспитателей, принимающих новичков.
Большинство родителей рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда необходимо
отдавать своего ребенка в детский сад. В этот момент перед взрослыми встает множество
вопросов, например, как будет проходить адаптация ребенка в детском саду, в каком
возрасте отдавать свое чадо в ДОУ, как помочь привыкнуть ребенку к незнакомым детям и
взрослым, новым правилам. Эти волнения абсолютно естественны, ведь детский сад
занимает существенную часть жизни ребенка. А от успешной адаптации зависит
психологическое и физическое здоровье ребенка.
Что же такое адаптация? В общих чертах адаптация – это приспособление индивида к
новым условиям. Такие изменения в той или иной степени являются стрессовыми,
особенно для ребенка. Отмечают несколько стрессовых изменений для ребенка в период
адаптации к ДОУ:
Отсутствие мамы, папы и других родственников в детском саду;
Необходимость соблюдать четкий дневной распорядок;
Необходимость взаимодействовать с другими детьми;
Сокращение времени, уделенного каждому ребенку (педагог общается
одновременно с 15-20 детьми);
Ребенок вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых
Трудности возникают и у родителей. Например, общепринятые правила приема детей
кажутся им не совсем корректными. Личность воспитателя оказывается не такой, какой
они себе представляли.
Трудности адаптации возникают в тех случаях когда:
Ребенок встречает непонимание;
Его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не соответствует его
интересам;
Нарушен режим дня ребенка;
Повышен уровень тревожности у родителей;
Тип темперамента у ребенка флегматичный или меланхоличный. Такие дети
медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут
быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто
подгоняют, причем не только в детском саду, но и дома тоже, не давая возможности
побыть с собой;
Неумение ребенка занять себя игрушкой;
Отсутствие у ребенка элементарных культурно-гигиенических навыков;
Родители обсуждают при ребенке волнующие проблемы, связанные с детским
садом;
Если ребенка наказывают «садиком», например, «вот пойдешь в садик, там тебя
исправят».
Принято выделять три степени тяжести прохождения адаптации в детском саду.
Легкая адаптация (благоприятная). Поведение ребенка нормализуется в течение 10-
15 дней.
Средняя адаптация (условно благоприятная). Все нарушения выражены более
длительно. Поведение нормализуется в течение одного месяца.
Тяжелая адаптация ( от 2 до 6 месяцев, неблагоприятная). Адаптация
сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Чем быстрее организм ребенка справится с новыми условиями, тем быстрее его
организм «примет» данную ситуацию и начнет благополучно развиваться в ней.
Для «облегчения» прохождения адаптации во многих МОУ функционируют школы для
родителей будущих воспитанников, где дают консультации педагоги, психологи и
медицинские работники.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся вопросы.
1.
Режим дня ребенка. Родители жалуются на то, что не могут разбудить ребенка и
вовремя привести его в детский сад. В связи с этим ребенок не высыпается,
настроение плохое и нет желания идти в детский сад. Проблема решается
следующим образом: минимум за 6 месяцев изменить режим дня ребенка дома, «
подгоняя» его под режим детского сада. Если ребенка необходимо разбудить в 7
утра, то укладывать его следует не позже 21 часа. Дневной сон ребенка тоже
желательно отрегулировать так, чтобы ребенок спал не меньше 2 часов и
просыпался не позже 15 часов. Организм ребенка постепенно привыкнет к режиму,
приближенному в детском саду.
2.
Ребенок не умеет или не хочет пользоваться ложкой. В группах раннего
дошкольного возраста принято докармливать детей, но не кормить весь прием
пищи. Пользоваться ложкой, как показывает практика, ребенок может уже с 6
месяцев. Конечно, в первую очередь, это зависит от желания мамы, которая готова
вместе с ребенком учиться пользоваться ложкой. Многим легче самой накормить
ребенка, чем каждый раз убирать еду с детского столика, с пола, а также умывать
ребенка и стирать его одежду. Но ведь тяжело в учении – легко в бою. И
сознательные мамы это понимают.
3.
Ребенок плохо ест в детском саду. Понятно, что в состоянии стресса (адаптация –
это стресс для организма) аппетит снижен или совсем отсутствует, в связи с этим
снижается вес. Родители должны быть готовы к этому и не бить тревогу. Другое
дело, когда ребенок совершенно не знаком или плохо знаком с традиционными
блюдами дошкольных учреждений, например, кашами (гречневая, ячневая,
геркулесовая, пшеничная, манная), запеканками ( мясная, печеночная, творожная),
блюдами из рыбы ( котлеты, запеканки), а также с тушеными овощами ( морковь,
свекла).
Как показывает практика, большинство детей любят «манку». Ее так и называют
«детская» каша. Она знакома детям с раннего возраста. Но если рассмотреть ее
полезные свойства, то их практически нет. В манной крупе много углеводов, ведь
не зря ее рекомендуют при сниженном весе. Для развития детского организма
необходимы другие виды круп, богатые полезными веществами. И приучать
ребенка есть каши необходимо дома. Причем готовить желательно не те
порошковые для грудного возраста, которые просто разводят водой, а
«настоящие», требующие варки. Для этого не нужно больших затрат.
Дети в детском саду обычно впервые знакомятся с запеканками. И если
творожные запеканки дети могут есть дома, то мясные и тем более печеночные,
представляют собой неопознанный объект. Надо сказать, что не все взрослые едят
говяжью или куриную печень из-за специфического запаха. Но если в семье готовят
блюда из печени и с определенной периодичностью вводят в рацион ребенка, то
вкусовые рецепторы ребенка постепенно принимают полезный продукт. В детском
саду ребенок узнает привычный для него печеночный запах и спокойно ест.
С мясными запеканками дело обстоит легче. Дети, как правило, сразу едят такое
блюдо. Сначала они, конечно, удивленно смотрят не неизвестный предмет
прямоугольной или квадратной формы, но, распробовав, все съедают.
Самое нелюбимое блюдо большинства детей, как показывает практика, это рыба.
К сожалению, не всем родителям удается приучить своего ребенка к этому
полезному продукту. Но в детском саду опытные педагоги идут на разные уловки,
чтобы воспитанники получили необходимые полезные вещества, которыми богата
морская рыба, ведь именно ее готовят в дошкольных учреждениях.
4.
В последнее время в первой младшей группе (дети двух лет) можно увидеть
малышей в подгузниках и с сосками. Последнее встречается реже, но тоже имеет
место быть. Безусловно, никаких подгузников и сосок в детском саду быть не
должно! Если ребенок в два года в подгузниках, то это, прежде всего, вопрос к его
маме. Да, не все дети в два года стабильно просятся на горшок. Хочу подчеркнуть
слово «стабильно», но они уже имеют представления об элементарных культурно-
гигиенических навыках, которые развивают и закрепляют педагоги. Формирование
культурно-гигиенических навыков начинается в семье. То же самое касается сосок
и бутылочек. Нельзя процесс отучения от этих «удовольствий» перекладывать на
воспитателей. Отучить ребенка от соски – значит подвергнуть его стрессу. Он будет
минимальным, если ребенок находится дома, с мамой, а не в детском саду, с
незнакомым взрослым.
5.
Часто дети плачут перед дневным сном в детском саду. Это понятно. К моменту
дневного сна ребенок устает, начинает капризничать. Тем более он тревожится, что
засыпает не в своей кроватке, без мамы. Педагоги, конечно, успокаивают его, ищут
индивидуальный подход. Таким детям какое-то время рекомендуют приносить
любимую (разрешенную в детском саду) игрушку, с которой ребенок привык
засыпать.
6.
Часто родители беспокоятся о том, что их ребенок мало играет с детьми. В
прошлом педагоги считали, что ребенок обязательно должен играть с детьми,
продолжительное время находиться в детском коллективе. Считалось, что именно в
этом случае ребенок гармонично развивается. Современная педагогика и
психология говорит о том, что здоровый ребенок сам выбирает с кем и как ему
играть.
Существует общий комплекс мер в период адаптации:
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и детском
саде;
В выходные дни не меняйте режим дня ребенка;
Не перегружайте малыша в период адаптации;
Постарайтесь, чтобы дома ребенка окружала спокойная атмосфера;
Будьте терпимее к капризам;
Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в детский сад небольшую
игрушку
Адаптация ребенка – это и стресс для родителей. Поэтому всем членам семьи важно
отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного
протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие
колебания, ребенок их «уловит» и ему будет еще труднее расстаться с вами. Когда вы
уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем. Кстати, фраза
«долгие проводы – лишние слезы» очень подходит для таких моментов. Главное помните
слова на все времена « Спокойная мама – спокойный малыш».