Напоминание

"Луна-спутник Земли"


Автор: Пуртова Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 2 города Уржума Кировской области
Населённый пункт: город Уржум Кировской области
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Луна-спутник Земли"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 города Уржума Кировской области

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе

Луна – спутник Земли

Разработку составила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Пуртова Ирина Борисовна

г. Уржум

2020г.

Конспект

1.

Тип НОД – усвоение новых знаний и умений.

2.

Тема НОД : «Луна – спутник Земли».

3.

Подготовительная группа, возраст 6-7 лет.

4.

Цель: Дать детям понятие о Луне – спутнике Земли, формировать познавательные интересы.

5.

Задачи:

Образовательные:

• сформировать знания о Луне

Развивающие:

• развивать интерес, желание познать тайны живой и неживой природы;

• развивать память, речь, внимание, познавательные интересы

• побуждать детей самостоятельно делать выводы, умозаключения

• поощрять возникновение проблемных вопросов

Воспитывающие:

• воспитывать интерес к окружающему миру.

6. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

7. Материалы и оборудование:

1.

Лунатик (фотография с надписью)

2.

Чайнворд и картинки к нему

3. Шнурки или тесьма жёлтого цвета

4. Рисунки или фотографии Луны

5. Нитка и ластик

6. Карточки для схематических рисунков

7. Заготовка Луны (дети рисуют лицо)

8. Компас настоящий

9. Цветные карандаши

10. Черная бумага и мел

11. Мультимедийное сопровождение

8. Методы обучения:

словесные: чтение познавательной литературы «Нескучная астрономия», Оксана Абрамова,

Н Носов «Незнайка на луне» К. Домбровский «Про Луну и про ракету».

беседы о космосе, планетах, созвездиях.

рассказ: составление собственных рассказов о ночном небе, планетах.

наглядные: рассматривание атласа звёздного неба, иллюстраций в энциклопедиях, наблюдение за лунным светом, описание

увиденного в реальной жизни.

практические: упражнения, заполнение карточек

9. Формы организации: фронтальная

индивидуальная

работа в парах

10. словарная работа: планета, фаза Луны, обсерватория.

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная

звучит

космическая

музыка

Приветствует детей.

- Дети, кто желает подарить мне искорку добра?

Подойдите, пожалуйста, сюда. Я так рада видеть

ваши

добрые

отзывчивые

глаза.

Я

вас

люблю,

поэтому обращаюсь за помощью, за советом.

СЛАЙД 1.2 Хотите верьте, хотите нет, но вчера

мне

приснился

странный

сон.

Маленький

человечек шёл по лунной дорожке и бормотал под

нос:

Гуляют лунатики взад и вперёд.

Гуляют лунатики грустный народ.

Да как же лунатикам и не грустить?

В пустыне лунатика выпало жить.

Дети слушают, отвечают на вопросы взрослых.

(Приложение № 1)

Дети с интересом смотрят на Лунатика.

У нас на Луне ни воды, ни лесов,

У нас на Луне ни травы, ни цветов.

И

исчез,

оставив

фото

с

надписью:

ПРИВЕТ

ПОДГОТОВИШКАМ!

ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ!

Лунатик

- Скажите, можем ли мы, отправится в гости, если

эти люди нам почти не знакомы?

-

С

помощью

кого

и

чего

можно

получить

информацию о незнакомцах?

-

Какую

цель

ставил

для

нас

Лунатик,

приглашая в гости?

Самое главное, почему Лунатики грустят, что

случилось у них?

«Не могут вспомнить другое название

планеты».

- «Можем, только с взрослыми».

- «Мы с ними не знакомы, поэтому опасно

отправляться в гости».

- «Думаю с помощью книги».

-

«Можно

получит

информацию

с

помощью

интернета, взрослых».

«Узнать что-то новое, для нас неизвестное»

Основная

Закройте

глаза

и

представьте

себя

деловыми

людьми.

Вот и ключ к разгадке грусти лунатиков, кодовый

з а м о к

к

н о в о м у ,

н е и з в е с т н о м у

и

астрономическому.

Дети закрывают глаза

( Приложение №2)

Чайнворд

АтлаСпутниКосмоСеленА

1.

Книга, в которой находятся географические

карты, рисунки, тексты.

2.

Космический корабль

3.

Мировое пространство. Вселенная.

4.

Второе

имя

Луны

(вписываем

после

легенды, после выкладывания из шнурков)

Четвёртое слово пока неизвестное вам. Вот что об

этом

говорит

древняя

легенда.

Давным-давно

у

Титана Гипериона и его жены Тейи родились дети.

Сына назвали Гелиосом, а двух дочерей - Селеной

и

Эос.

Но

позавидовали

семейному

счастью

коварные братья Гипериона – решили погубить

детей. Добрые Боги спасли детей и превратили

Гелиоса

в

Солнце,

Селену

в

Луну,

а

Эос

-

в

розовую зарю. С тех пор каждую ночь на смену

Гелиосу – Солнцу, когда угасала Эос - заря, стала

выезжать на ночное небо Селена – Луна. Однажды

увидела

Селена

на

Земле

красавца

юношу

охотника – Эндимиона и полюбила его. Но как

встретится Луне и человеку? Пришлось Селене

обратиться к главному богу Зевсу. Тот приказал

позвать охотника.

- Проси чего хочешь! Сказал Зевс Эндимиону,

думая, что юноша захочет увидеть луну в образе

красивой

женщины.

Но

тот

запросил

вечной

Разгадывают чайнворд, открывая

последовательно закрытые буквы (для

читающих детей). Для остальных – картинки.

АТЛАС (буквы и картинка)

СПУТНИК (буквы и картинка)

КОСМОС (буквы и картинка)

Дети слушают легенду, смотрят слайды

молодости.

- Хорошо, юноша, я выполню твоё желание. Но

юность ты сохранишь только в непробудном сне.

С

тех

пор

уже

много

веков

спит

Эндимион

в

непреступной пещере высоко в горах, и каждый

месяц грустная Селена спускается с неба, чтобы

полюбоваться спящим. День или два проводит она

в пещере - грустит и плачет. И никто в это время

не видит луну на небосклоне. Затем печальная

Луна – Селена снова узким серпиком появляется в

лучах заходящего солнца (буква Р – без палочки).

С каждым днём увеличивается серп в размере и

через

семь

дней

над

нами

половинка

Луны.

Проходит ещё семь дней – и в небе полная луна.

Это

полнолуние.

Потом

Луна

опять

«худеет»,

будто обрезает её кто-то по краешку. (Буква С –

старая Луна).

Через 7 дней после полнолуния от неё остаётся

опять половинка. Но теперь не та, что была в

первой

четверти,

а

противоположная

круглой

спинкой

от

солнца.

Эта

фаза

называется

последней четвертью.

И

опять

в

течение

7

дней

ты

каждый

вечер

наблюдаешь,

как

уменьшается

круглый

серп.

Когда

луна

совсем

пропадет

с

небосклона

-

наступит новолуние.

На слайде 3. 4. - фазы Луны. После моего

рассказа выкладываем из шнурков, рисуем

мелом на чёрной бумаге разные фазы Луны.

Слайд 5. 6. для закрепления. Записываем в

«кодовый ключ» слово Селена.

Воспитатель приглашает детей: «Пожалуйста

пройдите в обсерваторию. (здание для

астрономических наблюдений).

- Друзья – коллеги, мы ведь уже кое-что знаем о

Луне.

- Пусть днём мы её не видим, есть она в голове у

нас.

- Как вы думаете, Луна – это планета? Почему

нет? Докажите словами.

Луна

спутник

Земли.

Она

вращается

вокруг

неё.

А

планеты

вокруг

солнца.

Правильнее

луна

и

Земля

это

особая

двойная планета. Быть может когда-то давно

несколько

миллионов

лет

назад

Луна

и

земля

были

одной

планетой.

Как

видно

какая- то страшная сила вырвала из земного

бока огромный кусок. Но недалеко убежала

сестра луна – всего за тридевять земель.

- Как может Луна быть одновременно и на небе и

у нас в группе?

СЛАЙД 7. 8. 9.

- Как вы думаете, какими приборами копируют

нужный объект?

- На фотографиях от Луны идёт лунная дорожка.

Почему?

- Что вы замечали, когда Луна полная?

Действительно, тёмные пятна на луне начинают

казаться глазами, носом, ртом.

( Приложение №3)

Представьте

себя

Луной.

Закройте

глаза

и

Дети выкладывают из шнурков фазы луны или

рисуют мелом на чёрной бумаге на выбор.

Закрепляют новое слово: обсерватория

-

-«Думаю, что спутник, потому что мы читали о

ЛУНЕ в книге по астрономии».

- «Может и планетой была раньше».

-«Луна может быть на рисунке. Можем её

увидеть на фотографии и в окне».

подумайте

о

море,

изобразите

движение

волн

руками. Но это не настоящие моря. Они совсем

без

воды.

Есть

на

Луне

море

Ясности,

море

Изобилия,

море

спокойствия

и

даже

озеро

Сновидений – они находятся на левой щеке Луны.

Потрогайте себя за щеку. Чувствуете что-нибудь?

От вас сразу же теплом повеяло (сердце на

левой стороне у человека)

На правой стороне – море Дождей, океан Бурь,

море Облаков. Да, трудно себе представить море

без воды. Но это так – на Луне нет воды.

СЛАЙД 10

- Как вы думаете, младшие коллеги, может ли

человек выйти на Луну в обычной одежде?

- Что произойдет? Почему?

- Как почувствовать движение воздуха? Ведь мы

находимся в комнате.

Игра «Надуваем быстро шарик»

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

СЛАЙД 11

Да,

на

Луне

нет

воздуха.

Это

выяснили

учёные. На фотографиях луны нет голубого

цвета.

Раз

на

Луне

нет

воздуха,

значит,

нет

и

ветра,

который поднимает пыль. На Луне пыль не летит,

а оседает, причём очень медленно.

- Может вы знаете, откуда там пыль?

-«Видим Луну на экране компьютера».

- «Я думаю, нужный объект копируют с

помощью карандаша».

- «Фотоаппарат тоже может пригодиться».

- «Потому что Луна отражает свет солнца»

- «Луна становится как круглый шар. На ней

видны какие-то пятна»

Дети рассматривают Луну с «лицом»

(фотографии, рисунки, слайды).

Представляют себя Луной, изображают

движение волн руками.

Тактильные упражнения

- «Думаю, что не может».

- «Надевают скафандр – специальную одежду».

- «Потому что нечем дышать, но наверно ходить

неудобно, как робот»…

- «Можно открыть окно, форточку в группе».

Если

вам

захочется

попрыгать

на

Луне,

то

вы

подпрыгните в 6 раз выше, чем на Земле. Вот где

рекорды

ставить.

А

падать

будете

гораздо

медленнее.

- Можно ли по Луне пройтись босиком? Какая она

– мягкая, твёрдая, липкая, вязкая?

- Как по ней передвигаться? Пешком или ползком

или на четвереньках.

Может на лыжах или на

ходулях?

СЛАЙД 12.13

Оказывается, Луна вся усеяна камнями. На

Луне

есть

кратера

ямы,

следы

от

метеоритов

(Заденьте

себя

пальцем

по

другой руке – увидите след).

Есть там и горы. Иногда с этой горы летит камень.

Если

мы

его

не

заметим,

то

и

не

услышим.

Потому, что Луна – мир покоя и тишины. Поэтому

на Луне слушают не в оба уха, а в обе ноги.

- Как выдумаете, почему?

И ещё на Луне очень жарко:

днём + 150

ночью – 120

Компас

(показать

настоящий)

на

Луне

не

работает. Лучше взять с собой карту звёздного

неба. Но самое главное, что если соскучитесь

по маме с папой, придётся ждать долго

2 недели – один наш земной день

2 недели – 1 наша ночь

- «Ещё можно помахать веером».

-«Когда мы дуем на руку, то чувствуем движение

воздуха».

Дети дуют на свою руку.

Играют в игру, изображая в кругу, надувшийся и

лопнувший шарик.

Смотрят слайд на экране

- «Пыль на Луне наверно из космоса»…

- «Думаю, что нельзя ходить босиком. Как же

скафандр снимать?».

- «Луна наверно с твёрдой поверхностью»

-«Если бы была мягкая, то расплющилась бы в

космосе как блин».

- «На ходулях в скафандре неудобно».

- «По луне ходят пешком».

- Может ли быть такое, что мы стоим и двигаемся

одновременно?

-

Как

вы

думаете,

почему

Луна

не

падает

на

Землю? (опыт с ниткой и ластиком).

Тактильные упражнения.

Дети отвечают на вопрос: «Поверхность грунта

содрогается».

Слушают информацию

Рассматривают компас

-

-«Думаю, может, потому что Земля вращается».

- «Нет, такого не бывает».

отвечают на вопрос

Наблюдают за вращающимся ластиком. Делают

вывод: «Весь секрет в движении».

Заключительная

Игра «Круг доверия»

1.

На какой планете мы живём?

2.

Откуда у Луны свет?

3.

Есть

ли

на

Луне

вода?

Учёные

недавно

Дети делают умозаключения, стараются

сформулировать выводы.

- «Мы живём на планете Земля».

- «Думаю, что Луна отражает солнечный свет».

выяснили,

что

вода

на

Луне

в

виде

льда

около полюсов.

4.

Воздух?

5.

Реки?

6.

Моря?

7.

Какая по счёту от солнца планета земля?

8.

Есть ли на Луне погода?

Оказывается, друзья, нет погоды, потому что не

существует воздуха, атмосферы

У нас дружественная атмосфера (окружение).

( Приложение №4)

Коллеги,

пройдите

за

рабочие

места.

На

столе у вас карточки – программы. Мы их

заложим

в

компьютер,

для

дальнейших

исследований. В карточках указать, что есть

на Земле и на Луне. Компьютер даст ответ,

можно

ли

нам

отправиться

в

гости

к

Лунатику. (Приложение №5)

СЛАЙД 14

За ваше старание вам улыбнётся ваша Луна,

своя

собственная.

Кто

желает,

подарите

Л у н у

г о с т я м .

П у с т ь

н а с т о я щ а я ,

астрономическая

Луна,

поможет

нам,

потому что Луна может служить «отличной

шпаргалкой» на все случаи жизни.

СЛАЙД

15.16.

Начинайте

новые

дела

на

растущей Луне!

- «Мне кажется что воды на Луне нет»

- «Воздуха тоже нет».

- «Рек на Луне не бывает, про это вы нам

рассказывали».

- «Конечно Моря есть, но жалко, что без воды».

- «Планета Земля по счёту от солнца 3».

- «Думаю, что на Луне всегда одинаковая

погода»

Проходят и садятся заполнять карточки.

Работа в парах. Проверяют друг друга.

Если дети считают, что справились с заданиями,

берут заготовку и рисуют улыбающуюся Луну.

Если думают, что нужно быть более

внимательным, то рисуют на заготовке другое

мимическое выражения.

(Приложение №6)

Дети принимают и дарят гостям изображение

растущей Луны.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чайнворд

Приложение №2

5.

Книга, в которой находятся географические карты, рисунки, тексты.

6.

Космический корабль

7.

Мировое пространство. Вселенная.

Приложение № 1

8.

Второе имя Луны (вписываем после легенды, после выкладывания из шнурков)

АтлаСпутниКосмоСеленА

А Т Л А С П У Т Н И К О С М О С Е Л Е Н А

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение №6



В раздел образования