Автор: Шипоша Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №186"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: «Организация закаливающих процедур в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов «Организация закаливающих процедур в
ДОУ»
Подготовила: Воспитатель МБДОУ № 186 Шипоша Г.И.
Цель: обобщить и систематизировать представления о проведении
закаливающих процедур в МБДОУ с помощью массажных ковриков,
игрового массажа и бодрящей гимнастики после сна.
Предварительная работа: поиск информации, анализ и обобщение опыта
работы.
Оборудование: проектор; экран; электронная презентация; варианты
массажных ковриков; массажные мячи, валики, варежки; деревянные
массажоры.
Ход мастер-класса:
1 слайд
Ведущий: Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о
закаливании.
К нам, педагогам, часто обращаются родители часто болеющих детей с
вопросом «Как укрепить здоровье малыша?».
Отвечаем на их вопросы:
- Надо детей закаливать!
Предотвращая их вопрос «Как это делать?» - скажем, так:
- Закаливать свой организм можно разными способами в любое время года.
Летом надо ходить босиком по речной гальке или скошенному лугу, а зимой,
следует использовать ортопедический массажный коврик. Так же для
закаливания используются различные виды игрового массажа. Он прекрасно
развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на
весь детский организм. Укрепляя организм и содействуя общему развитию,
массаж помогает предупредить заболевания. Игровой массаж обладает не
только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической
целью.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание
здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается
ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами.
Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей
отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-
1
лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры,
длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов,
постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в
обществе и интенсификация процесса обучения. Возникла необходимость
оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения
задач улучшения здоровья детей.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни
каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,
гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка,
формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается,
движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот
возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное
отношение к своему здоровью.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять
нетрадиционные средства физического воспитания детей: оздоровительный
фитнес, оздоровительная гимнастика УШУ, танцы.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную
форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает
эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления,
воображения и творческих способностей ребенка.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий
естественно развиваться организму ребенка, морфологически и
функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Я хотела представить картотеку «Игрового самомассажа». В данной
картотеке подобраны упражнения игрового самомассажа из собственного
опыта. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления
детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с
музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее
настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка
сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного
оздоровления.
В нашем МБДОУ тоже проводится :
-проветривание, кварцевание;
-ежедневные утренние зарядки;
-дыхательные гимнастики во всех видах деятельности;
-физ. минутки;
-гимнастика для глаз;
-пальчиковые гимнастики;
-физкультура 3 раза в неделю;
-дневной сон;
-гимнастика после дневного сна;
-умывание лица, рук и ног.
Предлагаю вам прослушать и поучаствовать в моей презентации.
2
2слайд.( Ступня ноги)
Ведущий: Сейчас на экране вы видите изображение ступни. Ступня ноги –
это важное место на нашем теле, в котором сосредоточены важные
биологически активные точки нашего организма. Посмотрите, эти цветные
пятна обозначают именно те места, раздражения которых приводит к
активной деятельности тех или иных органов человека. А массаж всей
ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным
заболеваниям. Для массажа ног используем коврики, мячики, варежки.
4 слайд (массаж ушных раковин)
Ведущий: Еще один вид игрового массажа – массаж ушных раковин. Этот
вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек,
расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми
органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения
работы органов дыхания и для защиты организма от простудных
заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется
проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
3
7 слайд (массаж рук)
Ведущий: Еще хотелось бы сказать о массаже рук и пальцев. Интенсивное
воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это
благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому
здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга,
тонизирует весь организм.
(Босохождение и дых гимнастика)
Ведущий: Так же важным при проведении закаливающих процедур является
босохождение и дыхательная гимнастика.
Босохождение- это отличное закаливающее средство для детей с
ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к
резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое
время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в
теплый период года.
4
Закаливающее дыхание до сна и после сна. Этот вид закаливания укрепляет
весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса
игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста,
но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3
раза в день.
Ведущий: Итак, подведем итог. Игровой массаж оказывает положительное
влияние на весь детский организм и способствует закаливанию организма.
Так же он:
Стимулирует биологически активные точки организма;
Снимает у детей напряжение;
Улучшает кровоснабжение кожи;
Уменьшается напряжение мышц;
Кроме этого игровой массаж способствует социализации детей, формирует у
детей доверие и внимание друг к другу.
Ведущий: А теперь я предлагаю вам превратиться в детей. И пройти
закаливающие процедуры после дневного сна.
5
Практическая часть:
1. Пробуждение. (Воспитатель звенит в колокольчик)
В.: Колокольчик золотой.
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит,
«Закаляйтесь!» - всем велит.
2. Комплекс закаливающих упражнений в кровати.
В.:
На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх за голову, потянуться. (4р.)
Вот на спинку все легли
Расшалились тут они.
И. п.: лежа на спине, руки за головой.
Выполнить упражнение «Жуки» (4 р.).
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх перед собой и потереть ладони друг об друга (4р.).
3. Комплекс закаливающих мероприятий перед кроваткой.
В.:
Встали мои котятки,
Выгнули спинки.
И. п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх,
потянуться (4р.).
Разгладили лапки.
В.: А теперь мы будем печь блины и угощать друзей.
Массаж рук и пальцев
6
Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой,)
Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)
Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)
Зайке-попрыгайке.
А второй лисичке, (Массируют указательный палец.)
Рыженькой сестричке.
Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)
Бурому братишке.
Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)
Котику с усами,
Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)
И съедим мы сами!
В.: А чтобы съесть блины надо на них подуть.
Дыхательная гимнастика.
4. Ходьба по дорожкам здоровья.
В.:
А теперь пойдем мы в лес,
Где деревья до небес.
Идем по дорожке,
Высоко поднимая ножки.
Киски по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Выполнение ходьбы по
дорожке здоровья
(массажных ковриков)
5. Массаж спины (дети стоят друг за другом и выполняют движения)
Воспитатель:
А в лесу дятел живет.
Дятел жил в дупле пустом, (Дети похлопывают ладонями по спине)
Дуб долбил, как долотом.
7
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поколачивают по спине пальцами.)
Долбит дятел крепкий сук.
Клювом, клювом он стучит, (Постукивают по спине кулаками.)
Дятел ствол уже долбит.
Дятел в дуб всё стук да стук, (Постукивают по спине рёбрами ладоней.)
Дуб скрипит: «Что там за стук? »
Дятел клювом постучал, (Поглаживают спину ладонями.)
Постучал и замолчал,
Потому что он устал!
Воспитатель: Пусть дятел отдыхает. А мы дальше по лесу пойдем, много
нового найдем.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кого мы с вами встретили?
(воспитатель показывает игрушку ежика)
Воспитатель:
Ежик, ежик, полечи
Ножки нам пощекочи.
Дети выполняют упражнение с массажным мячом «Ежик»:
Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мяч с пятки на носок и
обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой) .
Воспитатель: Ребята, скажем ежику спасибо. Отдадим ему мячики и
попрощаемся с ним. А мы идем дальше.
Дальше по лесу пойдем
На полянку попадем
На полянку мы зайдем
Обувь там свою найдем.
Дети обуваются.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в лес? А теперь
обувайтесь и одевайтесь.
Моя презентация и мастер- класс подошёл к концу надеюсь, вам
понравилось и вы взяли для себя что-то новое.
8
9