Гиперактивность, как одна из самых актуальных проблем современного общества
Автор: Борзунова Наталья Леонидовна Должность: педагог-психолог, воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 22 "Светлячок" Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровской области Наименование материала: Статья Тема: Гиперактивность, как одна из самых актуальных проблем современного общества Раздел: дошкольное образование
Гиперактивность, как одна из самых актуальных проблем
современного общества.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский
Практика
показывает,
что
в
последнее
время
родители
и
воспитатели
все
чаще
обращаются
с
проблемой
гиперактивности
детей.
Действительно,
распространённость
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и является одной из
современных характеристик состояния здоровья детского организма. С каждым годом
таких детей становится все больше и больше.
Исследователи тщательно изучают причины такой активности, однако, о ее корнях не
наблюдается
пока
полной
ясности.
Выделяются
три
группы
причин
возникновения
детской гиперактивности.
Во-первых,
наследственная
предрасположенность;
во-вторых,
органические
повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм; в-
третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием,
нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.
Таким образом, важным вопросом остается разработка методов и программ работы с
такими детьми, корректных форм воспитания и обучения, т.к. в данном случае необходим
особый подход к ребенку.
«Гиперактивность» означает
«сверхактивность». Под
детской
гиперактивностью
психологами понимается такая картина физического и психологического развития ребенка,
при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная
активность и возбудимость.
Гиперактивность
–
это
некое
психологическое
отклонение,
на
которое
стоит
обратить особое внимание, чтобы вовремя помочь ребенку.
Двигательная активность гиперактивных детей выходит за рамки представлений о
просто
подвижном
ребёнке.
С
ними
трудно
наладить
контакт
уже
потому,
что
они
находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а
крутятся или всегда лезут куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или
убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд
трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается
в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться
послушания,
приходится
повышать
голос,
но
замечания
и
наказания
не
приносят
результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают,
чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный
ребёнок
получает
больше
всех
замечаний,
окриков,
«отрицательного
внимания»;
он
мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти
дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие,
вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики
проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3
года и в 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается
словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.
Таким образом, изучение детей с гиперактивностью имеет важное значение для
психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и
коррекция
должны
быть
ориентированы
именно
на
дошкольный
возраст,
когда
компенсаторные
возможности
мозга
велики,
и
есть
возможность
предотвратить
формирование стойких патологических проявлений.
В
своей
работе
использую
три
направления
работы
по
снижению
симптомов
гиперактивности у детей дошкольного возраста:
1.Работа с родителями.
2. Работа с педагогами.
3. Коррекционные занятия с детьми.
Родители часто теряются при выборе линии поведения с ребёнком, поэтому с ними
необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего, необходимо
объяснять мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребёнок ни в коей мере не виноват,
что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний,
замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения, а в большинстве
случаев даже ухудшат ситуацию. К таким детям нужен особый подход.
С этой целью для родителей разработаны рекомендации:
Комплекс рекомендаций по воспитанию гиперактивных детей:
1. Родители, чаще хвалите своего ребенка. Постарайтесь придерживаться такого
правила: один раз поругали, семь раз похвалите.
2. Если вы начали заниматься с ребенком, доводите занятие до конца. Пусть даже,
если разобьете его на несколько частей.
3. Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день.
Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.
4. Домашние дела делайте вместе с ребенком . Пусть сложит свои вещи, соберет
игрушки, сделает уборку в комнате и т.п.
5 . Очень важно: чаще говорите, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте.
Старайтесь всегда оценивать поступок, а не его личность («Как же ты нехорошо сделал,
сломал машину», вместо «Какой же ты нехороший мальчик, все время ломаешь игрушки»).
6. Придерживайтесь распорядка дня (режима).
7. Не используйте
прямые запреты . Говорите то, что хотите получить в результате.
8. Как можно меньше в речи используйте частицу «не».
9
. В
общении
с
р е бе нком используйте
приемы
невербального
общения .
Протягивайте
к
нему
руки
ладонями
кверху,
контакт
«глаза
в
глаза».
Если
что-то
объясняете ребенку, присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне. Все жесты действуют
на подсознание.
10. Родители, искренне радуйтесь успехам ребенка. Для него это очень значимо.
11. Будьте последовательны . Если запретили по какой-либо причине что-либо, то
не меняйте своего решения.
1 2 . Посещайте
с
ребенком
кружки ,
где
идет
совместная
работа
ребенка
и
родителей. Это сближает и помогает ребенку лучше усваивать новый материал. Пример
близкого взрослого человека может активировать творческий процесс у ребенка.
Параллельно
с
родителями, работа
по
организации
взаимодействия
с
гиперактивными детьми ведётся и с педагогами.
Она включает в себя:
индивидуальные беседы и консультации;
семинары-практикумы (в стадии разработки).
При организации игр и занятий с гиперактивными детьми, необходимо учитывать
такие особенности как: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а
также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и
выполнять
инструкции
(заострять
внимание
на
деталях),
быструю
утомляемость.
Включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать нужно с
индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только
после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими
правилами, способствующие развитию внимания.
Популярным и эффективным направлением на сегодняшний день
является арт-
терапия
(цветотерапия).
В
данном
случае
занятия
–
это
вариант
структурированной
свободы, но при этом в определенных рамках и с определенными условиями. Рисуя,
ребенок проецирует на бумагу свою жизнь, положительные и негативные отношения, свои
переживания и страхи, потребности, радости, окружающий мир, каким он его видит.
Младшим дошкольникам сложно выражаться словесно, поэтому рисование заменяет
этот компонент и дает выход эмоциям. По используемым цветам можно понять настроение
и состояние детей. Более того, ребенок видит результат своей работы. Это важно для
развития
и
поддержания
самооценки,
ощущения
собственных
способностей,
возможностей и перспектив. Для поддержания еще большего интереса к данному виду
деятельности можно использовать приемы отвлечения, смены обстановки или условий:
рисовать за столом, на стуле, на улице (если это лето).
В заключение, хочется обратиться к родителям. Уважаемые родители, давайте будем
воспитывать своих детей, даря им искреннюю любовь, время, внимание, понимание и
ценность бытия, ведь наши дети – наше будущее! Так построим же это будущее красиво и
правильно!
Спасибо за внимание!
Педагог-психолог
Борзунова Н.Л.
МБДОУ № 22 «Светлячок»
г. Мыски Кемеровской области
Приложение
Примеры игр с гиперактивными детьми.
«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее
взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает
картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок
могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют
на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не
ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок,
должны сказать, какие изменения произошли.
«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно
предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите
ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами
пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?»,
«Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается
к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие,
они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего
хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.
Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы
с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются
делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)
Цель:
развитие
наблюдательности,
умения
действовать
по
правилу,
волевой
регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий.
Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку» можно бегать,
кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и
шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь
на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».