Напоминание

Гиперактивность, как одна из самых актуальных проблем современного общества


Автор: Борзунова Наталья Леонидовна
Должность: педагог-психолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 22 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: Гиперактивность, как одна из самых актуальных проблем современного общества
Раздел: дошкольное образование





Назад





Гиперактивность, как одна из самых актуальных проблем

современного общества.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Василий Сухомлинский Практика показывает, что в последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. С каждым годом таких детей становится все больше и больше. Исследователи тщательно изучают причины такой активности, однако, о ее корнях не наблюдается пока полной ясности. Выделяются три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во-первых, наследственная предрасположенность; во-вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм; в- третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания. Таким образом, важным вопросом остается разработка методов и программ работы с такими детьми, корректных форм воспитания и обучения, т.к. в данном случае необходим особый подход к ребенку.
«Гиперактивность»
означает «сверхактивность». Под детской гиперактивностью психологами понимается такая картина физического и психологического развития ребенка, при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость.
Гиперактивность
– это некое психологическое отклонение, на которое стоит обратить особое внимание, чтобы вовремя помочь ребенку. Двигательная активность гиперактивных детей выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С ними трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а
крутятся или всегда лезут куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Первые проявления гиперактивности
можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и в 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Таким образом, изучение детей с гиперактивностью имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений. В своей работе использую три направления работы по снижению симптомов гиперактивности у детей дошкольного возраста: 1.Работа с родителями. 2. Работа с педагогами. 3. Коррекционные занятия с детьми. Родители часто теряются при выборе линии поведения с ребёнком, поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего, необходимо объяснять мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребёнок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения, а в большинстве случаев даже ухудшат ситуацию. К таким детям нужен особый подход. С этой целью для родителей разработаны рекомендации:
Комплекс рекомендаций по воспитанию гиперактивных детей:
1. Родители, чаще хвалите своего ребенка. Постарайтесь придерживаться такого правила:
один раз поругали, семь раз похвалите.

2. Если вы начали заниматься с ребенком,
доводите занятие до конца.
Пусть даже, если разобьете его на несколько частей. 3.
Занятия
с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день.
Проводить
их
в игровой форме и спокойной обстановке.
4. Домашние
дела делайте вместе с ребенком
. Пусть сложит свои вещи, соберет игрушки, сделает уборку в комнате и т.п. 5 .
Очень важно:
чаще говорите, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. Старайтесь всегда оценивать поступок, а не его личность («Как же ты нехорошо сделал, сломал машину», вместо «Какой же ты нехороший мальчик, все время ломаешь игрушки»). 6. Придерживайтесь
распорядка дня
(режима). 7.
Не используйте

прямые запреты
. Говорите то, что хотите получить в результате. 8. Как можно
меньше
в речи
используйте частицу «не».
9 .
В

общении
с р е бе нком
используйте

приемы

невербального

общения
. Протягивайте к нему руки ладонями кверху, контакт «глаза в глаза». Если что-то объясняете ребенку, присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне. Все жесты действуют на подсознание. 10. Родители,
искренне радуйтесь успехам ребенка.
Для него это очень значимо. 11.
Будьте последовательны
. Если запретили по какой-либо причине что-либо, то не меняйте своего решения. 1 2 .
Посещайте

с

ребенком

кружки
, где идет совместная работа ребенка и родителей. Это сближает и помогает ребенку лучше усваивать новый материал. Пример близкого взрослого человека может активировать творческий процесс у ребенка. Параллельно с родителями, работа по организации взаимодействия с гиперактивными детьми ведётся и с педагогами. Она включает в себя:  индивидуальные беседы и консультации;  семинары-практикумы (в стадии разработки). При организации игр и занятий с гиперактивными детьми, необходимо учитывать такие особенности как: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать нужно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Популярным и эффективным направлением на сегодняшний день является арт- терапия (цветотерапия). В данном случае занятия – это вариант структурированной свободы, но при этом в определенных рамках и с определенными условиями. Рисуя, ребенок проецирует на бумагу свою жизнь, положительные и негативные отношения, свои переживания и страхи, потребности, радости, окружающий мир, каким он его видит. Младшим дошкольникам сложно выражаться словесно, поэтому рисование заменяет этот компонент и дает выход эмоциям. По используемым цветам можно понять настроение и состояние детей. Более того, ребенок видит результат своей работы. Это важно для развития и поддержания самооценки, ощущения собственных способностей, возможностей и перспектив. Для поддержания еще большего интереса к данному виду деятельности можно использовать приемы отвлечения, смены обстановки или условий: рисовать за столом, на стуле, на улице (если это лето). В заключение, хочется обратиться к родителям. Уважаемые родители, давайте будем воспитывать своих детей, даря им искреннюю любовь, время, внимание, понимание и ценность бытия, ведь наши дети – наше будущее! Так построим же это будущее красиво и правильно! Спасибо за внимание! Педагог-психолог Борзунова Н.Л. МБДОУ № 22 «Светлячок» г. Мыски Кемеровской области
Приложение
Примеры игр с гиперактивными детьми.

«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».


В раздел образования