Автор: Манякина Дарья Геннадьевна
Должность: Учитель ОБЖ
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №291
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках
Раздел: среднее образование
Манякина Дарья Геннадьевна
Учитель ОБЖ
ГБОУ СОШ №291
Красносельского района
Здоровьесберегающие технологии на уроках
Проблема
здоровья
детей
сегодня
как
никогда
актуальна.
В
настоящее
время
можно
с
уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного
ученика
больше,
чем
врач.
Это
не
значит,
что
учитель
должен
выполнять
обязанности
медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не
наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-
познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию
здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой
образовательной
технологии
и
показывают
насколько
решается
задача
сохранения
здоровья
учителя и учеников. Их применение даёт возможность:
осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для
школьников
с
учётом
индивидуальных
психологических
особенностей
(восприятие,
мышление, память) и индивидуального темпа работы;
достигать
прогнозируемого
результата,
осуществлять
в
определённые
сроки
с
определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и
ученика;
осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным
материалом.
В связи с этим, на уроках я использую здоровьесберегающие технологии, предполагающие
совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на
защиту и обеспечение здоровья учащихся и формирование ценного отношения к нему.
Цель
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
обучения
-
обеспечить
школьнику
возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения
в
школе,
сформировать
у
него
необходимые
знания,
умения
и
навыки
по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этой цели, я считаю, большую роль играет предмет «ОБЖ», преподавание
которого
позволяет
органично
вписывать
принципы
здоровьесбережения
в
темы
уроков,
в
различные задания как на уроках, так и во время домашней работы. Развитие коммуникативных
навыков,
двигательной
активности,
концентрации
внимания,
воображения,
познавательных
способностей,
снижение
психоэмоционального
напряжения
достигается
использованием
наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых
ситуаций на уроках и разных форм уроков ОБЖ.
Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия.
Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только
время,
посвященное
активным
двигательным
упражнениям,
но
и
время,
проведенное
на
открытом воздухе. В связи с этим я на уроке активно внедряю физкультминутки (расслабление
кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления
глаз), слежу за правильностью осанки учеников. При этом учитываю требования, предъявляемые
к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на
начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп
мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Охрану
здоровья
детей
можно
назвать
приоритетным
направлением
деятельности
всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные
знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует
более
300
определений
понятия
"здоровье".
Согласно
определению
Всемирной
организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов,
максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)
это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют
морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции
(медицинское определение).
Психическое здоровье:
это
высокое
сознание,
развитое
мышление,
большая
внутренняя
и
моральная
сила,
побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного
комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное
здоровье
-
это
комплекс
характеристик
мотивационной
и
потребностно-
информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная, так и общественная
характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней
среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье
формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов.
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде
четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и
представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу
которого составляет биологическая программа индивидуального развития организма.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого
составляют
морфофизиологические
и
функциональные
резервы,
обеспечивающие
адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние
общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
Нравственный
компонент
-
комплекс
характеристик
мотивационной
и
потребностно-
информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических
веществ);
положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни
личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое
состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры,
социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания,
образования.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
- По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной
мере отражающая объективные законы данной предметной сферы.
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
должны
обеспечить
развитие
природных
способностей
ребенка:
его
ума,
нравственных
и
эстетических
чувств,
потребности
в
деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
- "Здоровьеформирующие образовательные технологии", по определению Н.К. Смирнова, - это
все
те
психолого-педагогические
технологии,
программы,
методы,
которые
направлены
на
воспитание
у
учащихся
культуры
здоровья,
личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на
ведение здорового образа жизни.
- Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность
методик обучения и воспитания);
рациональная
организация
учебного
процесса
(в
соответствии
с
возрастными,
половыми,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
-Под
здоровьесберегающей
образовательной
технологией
(Петров)
понимают
систему,
создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического
здоровья
всех
субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими
работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее
коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии,
соответствующей
особенностям
памяти,
мышления,
работоспособности,
активности
и
т.д.
учащихся данной возрастной группы.
Создание
благоприятного
эмоционально-психологического
климата
в
процессе
реализации
технологии
Использование
разнообразных
видов
здоровьесберегающей
деятельности
учащихся,
направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О. В.)
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья,
убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно
осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Таким
образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-
ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных
как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения.
-гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения
знаний
и
умений,
познанием
себя,
своих
потенциальных
способностей
и
возможностей,
интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу,
различных методик по оздоровлению и укреплению организма.
здоровьесберегающий,
включающий
систему
ценностей
и
установок,
которые
формируют
систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования
организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений
по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом
компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха.
эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов -
эмоциональных
и
волевых.
Необходимым
условием
сохранения
здоровья
являются
положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести
здоровый
образ
жизни.
В
этом
аспекте
эмоционально-волевой
компонент
формирует
такие
качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти
качества
обеспечивают
функционирование
личности
в
обществе,
сохраняют
здоровье,
как
отдельного человека, так и всего коллектива;
экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной
среде,
которая
обеспечивает
человеческую
личность
определёнными
биологическими,
экономическими
и
производственными
ресурсами.
К
сожалению,
экологическая
среда
образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. В то же время
природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
физкультурно-оздоровительный
компонент
предполагает
владение
способами
деятельности,
направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме
того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие
адаптивные возможности