Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на уроках


Автор: Манякина Дарья Геннадьевна
Должность: Учитель ОБЖ
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №291
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках
Раздел: среднее образование





Назад




Манякина Дарья Геннадьевна

Учитель ОБЖ

ГБОУ СОШ №291

Красносельского района

Здоровьесберегающие технологии на уроках

Проблема

здоровья

детей

сегодня

как

никогда

актуальна.

В

настоящее

время

можно

с

уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного

ученика

больше,

чем

врач.

Это

не

значит,

что

учитель

должен

выполнять

обязанности

медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не

наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-

познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию

здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой

образовательной

технологии

и

показывают

насколько

решается

задача

сохранения

здоровья

учителя и учеников. Их применение даёт возможность:

осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для

школьников

с

учётом

индивидуальных

психологических

особенностей

(восприятие,

мышление, память) и индивидуального темпа работы;

достигать

прогнозируемого

результата,

осуществлять

в

определённые

сроки

с

определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и

ученика;

осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным

материалом.

В связи с этим, на уроках я использую здоровьесберегающие технологии, предполагающие

совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на

защиту и обеспечение здоровья учащихся и формирование ценного отношения к нему.

Цель

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

обучения

-

обеспечить

школьнику

возможность

сохранения

здоровья

за

период

обучения

в

школе,

сформировать

у

него

необходимые

знания,

умения

и

навыки

по

здоровому

образу

жизни,

научить

использовать

полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели, я считаю, большую роль играет предмет «ОБЖ», преподавание

которого

позволяет

органично

вписывать

принципы

здоровьесбережения

в

темы

уроков,

в

различные задания как на уроках, так и во время домашней работы. Развитие коммуникативных

навыков,

двигательной

активности,

концентрации

внимания,

воображения,

познавательных

способностей,

снижение

психоэмоционального

напряжения

достигается

использованием

наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых

ситуаций на уроках и разных форм уроков ОБЖ.

Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия.

Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только

время,

посвященное

активным

двигательным

упражнениям,

но

и

время,

проведенное

на

открытом воздухе. В связи с этим я на уроке активно внедряю физкультминутки (расслабление

кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления

глаз), слежу за правильностью осанки учеников. При этом учитываю требования, предъявляемые

к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на

начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп

мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Охрану

здоровья

детей

можно

назвать

приоритетным

направлением

деятельности

всего

общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные

знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует

более

300

определений

понятия

"здоровье".

Согласно

определению

Всемирной

организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов,

максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)

это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют

морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции

(медицинское определение).

Психическое здоровье:

это

высокое

сознание,

развитое

мышление,

большая

внутренняя

и

моральная

сила,

побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного

комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное

здоровье

-

это

комплекс

характеристик

мотивационной

и

потребностно-

информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,

установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная, так и общественная

характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней

среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье

формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних

(наследственность, пол, возраст) факторов.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде

четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и

представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу

которого составляет биологическая программа индивидуального развития организма.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого

составляют

морфофизиологические

и

функциональные

резервы,

обеспечивающие

адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние

общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Нравственный

компонент

-

комплекс

характеристик

мотивационной

и

потребностно-

информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей,

установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни.

Здоровый образ жизни:

благоприятное социальное окружение;

духовно-нравственное благополучие;

оптимальный двигательный режим (культура движений);

закаливание организма;

рациональное питание;

личная гигиена;

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических

веществ);

положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни

личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое

состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры,

социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания,

образования.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.

- По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной

мере отражающая объективные законы данной предметной сферы.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

должны

обеспечить

развитие

природных

способностей

ребенка:

его

ума,

нравственных

и

эстетических

чувств,

потребности

в

деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

- "Здоровьеформирующие образовательные технологии", по определению Н.К. Смирнова, - это

все

те

психолого-педагогические

технологии,

программы,

методы,

которые

направлены

на

воспитание

у

учащихся

культуры

здоровья,

личностных

качеств,

способствующих

его

сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на

ведение здорового образа жизни.

- Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность

методик обучения и воспитания);

рациональная

организация

учебного

процесса

соответствии

с

возрастными,

половыми,

индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

-Под

здоровьесберегающей

образовательной

технологией

(Петров)

понимают

систему,

создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,

эмоционального,

интеллектуального,

личностного

и

физического

здоровья

всех

субъектов

образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими

работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее

коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии,

соответствующей

особенностям

памяти,

мышления,

работоспособности,

активности

и

т.д.

учащихся данной возрастной группы.

Создание

благоприятного

эмоционально-психологического

климата

в

процессе

реализации

технологии

Использование

разнообразных

видов

здоровьесберегающей

деятельности

учащихся,

направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О. В.)

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья,

убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно

осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Таким

образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-

ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных

как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения.

-гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения

знаний

и

умений,

познанием

себя,

своих

потенциальных

способностей

и

возможностей,

интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу,

различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

здоровьесберегающий,

включающий

систему

ценностей

и

установок,

которые

формируют

систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования

организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений

по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом

компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха.

эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов -

эмоциональных

и

волевых.

Необходимым

условием

сохранения

здоровья

являются

положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести

здоровый

образ

жизни.

В

этом

аспекте

эмоционально-волевой

компонент

формирует

такие

качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти

качества

обеспечивают

функционирование

личности

в

обществе,

сохраняют

здоровье,

как

отдельного человека, так и всего коллектива;

экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной

среде,

которая

обеспечивает

человеческую

личность

определёнными

биологическими,

экономическими

и

производственными

ресурсами.

К

сожалению,

экологическая

среда

образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. В то же время

природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

физкультурно-оздоровительный

компонент

предполагает

владение

способами

деятельности,

направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме

того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие

адаптивные возможности



В раздел образования