Автор: Антошина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №183
Населённый пункт: город Брянск, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Помощник в работе -фольклор
Раздел: дошкольное образование
Главный помощник в работе – фольклор.
Свою работу с детьми и родителями я строю на основе фольклора. Ведь
русский речевой фольклор является прекрасным материалом для развития
речи детей раннего возраста. У малышей хорошо развивается речевой слух,
он подходить к восприятию и пониманию речи, быстрее развиваются речевые
умения и навыки.
На материале фольклора я учу детей правильно произносить звукосочетания,
прививая любовь к художественному слову.
Наряду
с
реализацией
примерной
общеобразовательной
программой
дошкольного образования «От рождения до школы» использую элементы
программы
«Приобщение
к
истокам
русской
народной
культуры»
О.Л.Князева, М. Д.Маханева, стараюсь приблизить обстановку в группе к
домашней.
В нашей группе есть фольклорный театр и мини музей «Русской народной
игрушки».Куклы для него дети с родителями делали сами. На праздники мы
устраиваем
совместные
инсценированные
постановки
русских
народных
сказок.
Взрослым,
как
и
малышам,
нравится
принимать
в
них
участие,
чувствовать себя актерами.
Мы отмечаем все народные праздники с колядками, закличками, гаданиями.
В группе есть пальчиковый и настольный театры с яркими декорациями,
которые не простаивают без дела,- то одни из самых любимых игр наших
детей.
А еще малыши обожают
слушать русские народные сказки. Когда я их
рассказываю, использую фланелеграф, на котором разыгрываю различные
сюжеты русского народного творчества.
Элементы народного творчества я использую в различных видах детской
деятельности: при приеме детей в группу, на зарядке, прогулке и в свободной
деятельности.
Например во время одевания использую пословицы, поговорки, стишки.
Вот они, сапожки:
Этот- с левой ножки,
Этот -с павой ножки,
Если дождичек пойдет
наденем сапожки:
Этот- с левой ножки,
Этот -с павой ножки,
Маша варежку одела :
«Ой куда я пальчик дела?»
Нету пальчика ,пропал,
В свой домишка не попал.
Маша варежку сняла:
«Поглядите- ка, нашла!»
Навыки самостоятельности с такими стишками приобретаются быстрее. При
организации
игр
в
детском
саду
фольклор
незаменим.
Народные
игры-
забавы,
насыщенные
добрыми
чувствами
и
юмором,
осуждают
отрицательные
качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них
связанны
с
выполнением
движений,
поэтому
помогают
в
укреплении
здоровья,
а
содержащийся
в
них
текст
способствует
овладению
речью,
выразительной
лексикой.
Запоминая
слова,
сопровождающие
игры,
дети
развивают
память,
внимание,
воображение.
Народные
игры
помогают
в
нравственном воспитании детей, учат верности и взаимопомощи. Например,
известная
игра
«Гуси-гуси»,
«Ручеек».Можно
и
самим
придумать
игру,
следуя только тексту потешек:
Еду, еду к бабе, к деду(топаем ногами)
На лошадке в красной шапке!(скачем на одной ноге)
По ровной дорожке на одной ножке,
В старом лопаточке по рытвинам, по кочкам(поменять ногу)
Все прямо и прямо, все прямо и прямо,
А потом вдруг…в ямку- бух!(приседают)
Знакомство
с
новыми
детьми
и
родителями
я
всегда
начинаю
с
анкетирования, чтобы выяснить, кто из них не равнодушен к фольклору.
Тесный контракт и сотрудничество с родителями помогают добиться высоких
результатов
в
работе
с
детьми.
Мамы
и
папы
проявляют
инициативу
и
активность при подготовке и проведении различных мероприятий: участвуют
в
инсценировании
постановок
сказок:
«Репка»,
«Колобок»,
«Теремок»,
«Морозко»-принимают
активное
участие
в
выставках
изделий
народного
творчества, в организации народных праздников.
Малыши, воспитанные на народных им сказках, играх, песнях, потешках,
более душевные, открытые, отзывчивые, общительные. К.Д.Ушинский писал:
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».