Автор: Беляева Ольга Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Огонек"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе "Страна знаний"
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе
Ф.И.О. учителя-
логопеда
Группа
Старшая группа
Логопедическое
заключение
ОНР- 3 ур. р.р. Дизартрический компонент.
Образовательная
область
Речевое и познавательное развитие.
Тема занятия
Звук и буква «Т»
Тип занятия
Получение новых знаний
Используемые
технологии
здоровьесберегающие технологии
личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
речевая исследовательская деятельность
информационно-коммуникативная технология
игровая технология
Цель:
Формирование фонематического восприятия.
Задачи:
Общеразвивающие
Коррекционно-развивающие
Воспитательные
Научить детей характеризовать звуки
Т и Ть по акустическим и
артикуляционным признакам
Воспитание слухового внимания и
фонематического слуха.
Развитие речевого творчества через
практическую деятельность.
-Упражнять детей в определении
места звуков в словах;
-Упражнять в анализе предложений;
-Развивать фонематические
процессы
- воспроизводить слоговые цепочки
в заданной последовательности;
использовать приобретённые знания
и умения в речевой практике.
Воспитывать у детей умение
вслушиваться в свою речь и речь
окружающих.
Формировать установки на
здоровый образ жизни и
реализацию в реальном поведении.
Планируемые
образовательные
результаты
предполагается, что окончанию занятия дошкольники будут давать самостоятельную характеристику звуку Т;
правильно выделять данный звук из ряда других звуков; определять позицию звука Т в словах в разной позиции;
подбирать слова с заданным звуком; правильно соотносить звук и букву Т.
Особенности
Виды деятельности на занятии с:
логопедического
занятия
учётом психолого-логопедического заключения;
учётом возрастных особенностей развития в подгруппе.
Действия для осуществления деятельности:
формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Развивающая
предметно-
пространственная
среда
Предметные и сюжетные картинки, зеркала, карточка с изображением буквы Т, счетные палочки, синие ручки,
тетради логопедических заданий, мел, магнитная доска.
Организационная структура и содержание логопедического занятия
Этап
ы
логоп
едичес
кого
занят
ия
Деятель
ность
этапа
Задачи
Методы и
приемы работы
Формы
организа
ции
деятельн
ости
Деятельность учителя-логопеда
Деятельность обучающихся
Контроль
результатов
деятельности
Этап
моти
ваци
и
Пост
ановк
а
3 мин.
Приветству
ют друг
друга.
Высказыван
ия детей из
личного
опыта.
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли
Словесный
метод: беседа,
уточняющие
вопросы.
Практический
метод:
игровой
приём (звонок
телефона и
аудио
сообщение)
Наглядный
прием: на
подгруп
повая
Создание мотивации на предстоящую
деятельность.
Вызвать интерес к предстоящей
деятельности.
- Здравствуйте, ребята. У вас хорошее
настроение? У меня тоже. Давайте
улыбнемся друг другу.
-Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие – в страну знаний, где
нас ожидают необычные встречи и
приключения.
Вдруг приходит смс.
«Кто здесь в путешествие собрался?
Приветствуют друг
друга.
Высказывания детей из
личного опыта. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации.
Ключевой
вопрос
педагога:
- Ребята, мы
сможем помочь
Незнайке?
Ответы детей:
«Да, можем!»
(подтверждени
е желания
детей
участвовать в
темы
и
целей
занят
ия
в
соответстви
и с задачами
и условиями
коммуникац
ии.
Включение в
деятельност
ь
экране (ИКТ
технологии)
изображение
сказочного
персонажа.
Я тоже очень люблю путешествовать.
Я недавно читал очень интересную
книгу, из которой узнал много слов
со звуком «Т», эта книга о питонах,
удавах, о тропическом лесе. Но к
сожалению я забыл название этой
книги. Ребята вы мне поможете её
найти? »
- Только нужно будет пройти
испытания? Вы согласны?
предстоящей
деятельности).
Этап
актуа
лизац
ии
знани
й
5 мин.
С помощью
целенаправл
енно
организован
ной беседы,
актуализиро
вать
мыслительн
ые
операции,
знания и
опыт детей.
Практические
, словесные,
наглядно –
демонстрацио
нные
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
1.
Упражнение «Вспомни и
ответь».
- Что такое звук?
- Какие бывают звуки?
- Чем они отличатся?
- Как обозначаются гласные
(согласные) звуки
(получают фрагмент картинки)
2. Упражнение «Будь
внимательным».
-Посмотрите внимательно, на доске
картинки, название которых
начинается с одного и того же звука
Давайте вместе произнесём эти слова
и узнаем, с каким звуком мы сегодня
познакомимся.
- Какой звук слышится в начале всех
этих слов?
- Дайте характеристику звука [т]….
-Дайте характеристику звука [т`]….
(получают фрагмент картинки)
Отвечают на вопросы.
Звуки - это то, что мы
слышим и произносим.
Звуки бывают гласные и
согласные.
Гласные звуки можно
петь и тянуть, они
произносятся легко.
Согласные звуки не
тянутся и не поются, при
их произнесении
выдыхаемый воздух
встречает препятствие.
Гласные звуки
обозначаются красным
кружком. Согласные
твёрдые звуки
обозначаются синим
кружком. Согласные
мягкие звуки
обозначаются зелёным
кружком.
Активность
участия
воспитанников
в диалоге.
Разнообразие
ответов детей.
Называют слова,
изображённые на
картинках
Этап
дина
миче
ской
пауз
ы
2 мин.
Участвуют в
игре,
выполняют
физические
упражнения,
исполняют
попевку.
словесные
фронтал
ьная
Выполняет вместе с детьми.
Координация слов с движениями.
Раз-два - все вставайте,
Три, четыре - приседайте,
Пять, шесть - повернись,
Семь, восемь - улыбнись,
Девять, десять - не зевайте,
Свое место занимайте!
Выполняют движения по
тексту.
Самоконтроль
и
взаимоконтрол
ь детей за
выполнением
задания.
Этап
объяс
нени
я
5 мин.
Выявление
новой
информации
путем
использован
ия
имеющихся
знаний
Словесные,
наглядно –
демонстрацио
нные:
познакомить с
артикуляцией
и
характеристик
ой звука «Т»
Индиви
дуальна
я
Уточнение артикуляции звука [т].
- Рот приоткрыт, кончик языка
упирается в верхние зубы,
произносим без голоса, получается
звук глухой.
Знакомство с характеристикой звука
[Т]- согласный, твёрдый, глухой.
Демонстрирует звуковой кружок
синего или зеленого цвета.
(получают фрагмент картинки)
Произносят звук [Т]
перед зеркалом (хором и
индивидуально).
Индивидуально и хором
повторяют
характеристику звука
[Т], показывая свой
звуковой кружок для
данного звука.
Самоконтроль
и
взаимоконтрол
ь детей за
выполнением
задания
Этап
Закре
плен
ия,
прого
варив
ания
во
внеш
ней
речи
5 мин.
Выявление
новой
информации
путем
использован
ия
имеющихся
знаний,
творческий
подход к
реализации
Словесные,
наглядно –
демонстрацио
нные:
формировать
умение
выделять звук
«т» из ряда
других;
-формировать
умение
Индиви
дуальна
я
1. Игра «Поймай звук»
-Сейчас я буду произносить звуки,
когда вы услышите звук [т], хлопните
в ладоши:
а, у т, и, т, м, н, п……
(получают фрагмент картинки)
2.Упражнение «Новоселы»
-Сейчас я буду показывать вам
картинки, в названиях которых есть
звук [т]. А вы поможете мне
определить, где в данных словах
1. Хлопают в ладоши,
услышав звук т.
2.Называют слова,
изображённые на
картинках и определяют
позицию звука [т] в них.
Самоконтроль
и
взаимоконтрол
ь детей за
выполнением
задания.
цели
занятия.
определять
позицию
звука «т» в
словах
находится звук [т]:
1 этаж-звук в начале слова
2 этаж-звук в середине слова
3 этаж-звук в конце слова
(получают фрагмент картинки)
Этап
Само
стоят
ельно
й
работ
ы
5 мин.
Закрепление
новых
знаний в
разных
видах
деятельност
и.
Практические
, письменные,
наглядно –
демонстрацио
нные:
развивать
графические
навыки
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
индивид
уальная
1.
Упражнение «Буква Т».
-А сейчас я хочу познакомить вас с
буквой, которая обозначает звук [Т].
Молоток стучит: «тук-тук»
Букве «Т» я старый друг»
Буква «Т» стоит на крыше,
Телевизор в доме том,
«Т» в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
-Давайте выложим букву Т из
счётных палочек.
(получают фрагмент картинки)
2. Работа в тетрадях логопедических
заданий.
-А теперь откройте свои тетради и
найдите образец буквы Т. Возьмите
синие ручки и обведите букву по
образцу. Затем напишите букву
самостоятельно.
(получают фрагмент картинки)
Вот видишь, Незнайка, какие мы
умные дети. Столько всего узнали о
звуке и букве «Т». Помогли тебе
найти эту книгу, название, которого
ты забыл.
1.Выкладывают букву Т
из счётных палочек.
2. Выполняют данное
упражнение.
Самоконтроль
за правильным
выполнением
задания.
Самоконтроль
за правильным
выполнением
задания.
Незнайка: -Спасибо ,ребята, вы все
молодцы.
Этап
Итог
овый
2 мин.
Соотнесение
поставленны
х задач с
достигнуты
м
результатом,
постановка
дальнейших
целей,
самооценка.
Аналитически
е, словесные.
Индиви
дуальна
я,
фронтал
ьная
Подведение итогов:
-Ребята мы помогли Незнайке?
-Мы все задания выполнили?
-С каким звуком познакомились?
-Какой это звук?
-Какие слова со звуком [т] вы
запомнили?
Каждый из вас сейчас выберет свой
символ после занятия. Это будет
смайлик с улыбкой или грустный.
Анализируют свою
работу, высказывают
впечатления от занятия,
делают предположения,
оценивают свою работу
Выбор
дошкольникам
и символов
эмоциональног
о состояния в
результате
выполненной
деятельности.