Напоминание

методическая разработка


Автор: Беляева Ольга Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Огонек"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе "Страна знаний"
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе

Ф.И.О. учителя-

логопеда

Группа

Старшая группа

Логопедическое

заключение

ОНР- 3 ур. р.р. Дизартрический компонент.

Образовательная

область

Речевое и познавательное развитие.

Тема занятия

Звук и буква «Т»

Тип занятия

Получение новых знаний

Используемые

технологии

здоровьесберегающие технологии

личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

речевая исследовательская деятельность

информационно-коммуникативная технология

игровая технология

Цель:

Формирование фонематического восприятия.

Задачи:

Общеразвивающие

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Научить детей характеризовать звуки

Т и Ть по акустическим и

артикуляционным признакам

Воспитание слухового внимания и

фонематического слуха.

Развитие речевого творчества через

практическую деятельность.

-Упражнять детей в определении

места звуков в словах;

-Упражнять в анализе предложений;

-Развивать фонематические

процессы

- воспроизводить слоговые цепочки

в заданной последовательности;

использовать приобретённые знания

и умения в речевой практике.

Воспитывать у детей умение

вслушиваться в свою речь и речь

окружающих.

Формировать установки на

здоровый образ жизни и

реализацию в реальном поведении.

Планируемые

образовательные

результаты

предполагается, что окончанию занятия дошкольники будут давать самостоятельную характеристику звуку Т;

правильно выделять данный звук из ряда других звуков; определять позицию звука Т в словах в разной позиции;

подбирать слова с заданным звуком; правильно соотносить звук и букву Т.

Особенности

Виды деятельности на занятии с:

логопедического

занятия

учётом психолого-логопедического заключения;

учётом возрастных особенностей развития в подгруппе.

Действия для осуществления деятельности:

формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития.

Развивающая

предметно-

пространственная

среда

Предметные и сюжетные картинки, зеркала, карточка с изображением буквы Т, счетные палочки, синие ручки,

тетради логопедических заданий, мел, магнитная доска.

Организационная структура и содержание логопедического занятия

Этап

ы

логоп

едичес

кого

занят

ия

Деятель

ность

этапа

Задачи

Методы и

приемы работы

Формы

организа

ции

деятельн

ости

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Контроль

результатов

деятельности

Этап

моти

ваци

и

Пост

ановк

а

3 мин.

Приветству

ют друг

друга.

Высказыван

ия детей из

личного

опыта.

Умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать

свои мысли

Словесный

метод: беседа,

уточняющие

вопросы.

Практический

метод:

игровой

приём (звонок

телефона и

аудио

сообщение)

Наглядный

прием: на

подгруп

повая

Создание мотивации на предстоящую

деятельность.

Вызвать интерес к предстоящей

деятельности.

- Здравствуйте, ребята. У вас хорошее

настроение? У меня тоже. Давайте

улыбнемся друг другу.

-Сегодня мы с вами отправимся в

путешествие – в страну знаний, где

нас ожидают необычные встречи и

приключения.

Вдруг приходит смс.

«Кто здесь в путешествие собрался?

Приветствуют друг

друга.

Высказывания детей из

личного опыта. Умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать

свои мысли в

соответствии с задачами

и условиями

коммуникации.

Ключевой

вопрос

педагога:

- Ребята, мы

сможем помочь

Незнайке?

Ответы детей:

«Да, можем!»

(подтверждени

е желания

детей

участвовать в

темы

и

целей

занят

ия

в

соответстви

и с задачами

и условиями

коммуникац

ии.

Включение в

деятельност

ь

экране (ИКТ

технологии)

изображение

сказочного

персонажа.

Я тоже очень люблю путешествовать.

Я недавно читал очень интересную

книгу, из которой узнал много слов

со звуком «Т», эта книга о питонах,

удавах, о тропическом лесе. Но к

сожалению я забыл название этой

книги. Ребята вы мне поможете её

найти? »

- Только нужно будет пройти

испытания? Вы согласны?

предстоящей

деятельности).

Этап

актуа

лизац

ии

знани

й

5 мин.

С помощью

целенаправл

енно

организован

ной беседы,

актуализиро

вать

мыслительн

ые

операции,

знания и

опыт детей.

Практические

, словесные,

наглядно –

демонстрацио

нные

Фронтал

ьная,

индивид

уальная

1.

Упражнение «Вспомни и

ответь».

- Что такое звук?

- Какие бывают звуки?

- Чем они отличатся?

- Как обозначаются гласные

(согласные) звуки

(получают фрагмент картинки)

2. Упражнение «Будь

внимательным».

-Посмотрите внимательно, на доске

картинки, название которых

начинается с одного и того же звука

Давайте вместе произнесём эти слова

и узнаем, с каким звуком мы сегодня

познакомимся.

- Какой звук слышится в начале всех

этих слов?

- Дайте характеристику звука [т]….

-Дайте характеристику звука [т`]….

(получают фрагмент картинки)

Отвечают на вопросы.

Звуки - это то, что мы

слышим и произносим.

Звуки бывают гласные и

согласные.

Гласные звуки можно

петь и тянуть, они

произносятся легко.

Согласные звуки не

тянутся и не поются, при

их произнесении

выдыхаемый воздух

встречает препятствие.

Гласные звуки

обозначаются красным

кружком. Согласные

твёрдые звуки

обозначаются синим

кружком. Согласные

мягкие звуки

обозначаются зелёным

кружком.

Активность

участия

воспитанников

в диалоге.

Разнообразие

ответов детей.

Называют слова,

изображённые на

картинках

Этап

дина

миче

ской

пауз

ы

2 мин.

Участвуют в

игре,

выполняют

физические

упражнения,

исполняют

попевку.

словесные

фронтал

ьная

Выполняет вместе с детьми.

Координация слов с движениями.

Раз-два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись,

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте!

Выполняют движения по

тексту.

Самоконтроль

и

взаимоконтрол

ь детей за

выполнением

задания.

Этап

объяс

нени

я

5 мин.

Выявление

новой

информации

путем

использован

ия

имеющихся

знаний

Словесные,

наглядно –

демонстрацио

нные:

познакомить с

артикуляцией

и

характеристик

ой звука «Т»

Индиви

дуальна

я

Уточнение артикуляции звука [т].

- Рот приоткрыт, кончик языка

упирается в верхние зубы,

произносим без голоса, получается

звук глухой.

Знакомство с характеристикой звука

[Т]- согласный, твёрдый, глухой.

Демонстрирует звуковой кружок

синего или зеленого цвета.

(получают фрагмент картинки)

Произносят звук [Т]

перед зеркалом (хором и

индивидуально).

Индивидуально и хором

повторяют

характеристику звука

[Т], показывая свой

звуковой кружок для

данного звука.

Самоконтроль

и

взаимоконтрол

ь детей за

выполнением

задания

Этап

Закре

плен

ия,

прого

варив

ания

во

внеш

ней

речи

5 мин.

Выявление

новой

информации

путем

использован

ия

имеющихся

знаний,

творческий

подход к

реализации

Словесные,

наглядно –

демонстрацио

нные:

формировать

умение

выделять звук

«т» из ряда

других;

-формировать

умение

Индиви

дуальна

я

1. Игра «Поймай звук»

-Сейчас я буду произносить звуки,

когда вы услышите звук [т], хлопните

в ладоши:

а, у т, и, т, м, н, п……

(получают фрагмент картинки)

2.Упражнение «Новоселы»

-Сейчас я буду показывать вам

картинки, в названиях которых есть

звук [т]. А вы поможете мне

определить, где в данных словах

1. Хлопают в ладоши,

услышав звук т.

2.Называют слова,

изображённые на

картинках и определяют

позицию звука [т] в них.

Самоконтроль

и

взаимоконтрол

ь детей за

выполнением

задания.

цели

занятия.

определять

позицию

звука «т» в

словах

находится звук [т]:

1 этаж-звук в начале слова

2 этаж-звук в середине слова

3 этаж-звук в конце слова

(получают фрагмент картинки)

Этап

Само

стоят

ельно

й

работ

ы

5 мин.

Закрепление

новых

знаний в

разных

видах

деятельност

и.

Практические

, письменные,

наглядно –

демонстрацио

нные:

развивать

графические

навыки

Фронтал

ьная,

индивид

уальная

индивид

уальная

1.

Упражнение «Буква Т».

-А сейчас я хочу познакомить вас с

буквой, которая обозначает звук [Т].

Молоток стучит: «тук-тук»

Букве «Т» я старый друг»

Буква «Т» стоит на крыше,

Телевизор в доме том,

«Т» в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

-Давайте выложим букву Т из

счётных палочек.

(получают фрагмент картинки)

2. Работа в тетрадях логопедических

заданий.

-А теперь откройте свои тетради и

найдите образец буквы Т. Возьмите

синие ручки и обведите букву по

образцу. Затем напишите букву

самостоятельно.

(получают фрагмент картинки)

Вот видишь, Незнайка, какие мы

умные дети. Столько всего узнали о

звуке и букве «Т». Помогли тебе

найти эту книгу, название, которого

ты забыл.

1.Выкладывают букву Т

из счётных палочек.

2. Выполняют данное

упражнение.

Самоконтроль

за правильным

выполнением

задания.

Самоконтроль

за правильным

выполнением

задания.

Незнайка: -Спасибо ,ребята, вы все

молодцы.

Этап

Итог

овый

2 мин.

Соотнесение

поставленны

х задач с

достигнуты

м

результатом,

постановка

дальнейших

целей,

самооценка.

Аналитически

е, словесные.

Индиви

дуальна

я,

фронтал

ьная

Подведение итогов:

-Ребята мы помогли Незнайке?

-Мы все задания выполнили?

-С каким звуком познакомились?

-Какой это звук?

-Какие слова со звуком [т] вы

запомнили?

Каждый из вас сейчас выберет свой

символ после занятия. Это будет

смайлик с улыбкой или грустный.

Анализируют свою

работу, высказывают

впечатления от занятия,

делают предположения,

оценивают свою работу

Выбор

дошкольникам

и символов

эмоциональног

о состояния в

результате

выполненной

деятельности.



В раздел образования