Автор: Рыбакова Людмила Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад №64"
Населённый пункт: город Великий Новгород.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с СДВГ “ Стань внимательным”.
Раздел: дошкольное образование
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с
СДВГ “ Стань внимательным”.
Гиперактивность сейчас звучит все чаще. Она как ярлык вешается на
каждого ребенка, который ведет себя не так, как ожидают от него
окружающие. В последнее время родители, воспитатели и учителя все
чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит
за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Насколько это
оправдано? Почему гиперактивные дети – это вечная головная боль
педагогов и родителей. Как помочь таким детям?
И. Л. Арцишевской была разработана программа для работы с
гиперактивными детьми. Эту программу мы и возьмем за основу.
Программа является развивающей психолого-педагогической
программой. Программа психолого-педагогической коррекции детей
дошкольного возраста с СДВГ в рамках комплексного подхода раннего
дифференцированного сопровождения направлена на оказание помощи
детям дошкольного возраста с целью их успешной адаптации в социуме,
своевременного приобщения к навыкам управления своим телом и
эмоциями, речью, успешной подготовки к обучению в школе: овладению
новым видом.
Все чаще педагоги и родители обращают внимания на эту проблему.
Актуальность проблемы заключается в высокой частоте данного синдрома
в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с
синдромом дефицита внимания имеют трудности, как правило, плохо
учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита
внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами
концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения,
проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Совершенно
очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания
гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов -
педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
Контингент детей, на которых ориентирована данная программа: дети
старшего дошкольного возраста. Количественный состав группы: от 5 до 8
обучающихся. В состав коррекционной группы входят не только
гиперактивные дети, но и дети тревожные, неуверенные, импульсивные и
невнимательные, а также один ребенок уравновешенный. Который
является ориентиром для других детей. Тревожные, неуверенные в себе,
боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в
то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны
для всех участников группы. Перед тем как приступить к основному курсу
занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную
работу, направленную на развитие внимания и контроля над
импульсивностью.
Курс, состоящий из 16 коррекционных занятий, предназначен для детей
старшего дошкольного возраста.
Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек.
Работу необходимо проводить только с письменного согласия родителей.
Коррекционно-развивающая программа «Стань внимательным!»
разработана для детей с СДВГ и направлена на:
- коррекцию нарушений внимания, самоконтроля;
-развитие произвольного внимания, навыков самоконтроля, двигательной
и эмоциональной сфер.
Усилия специалистов должны быть направлены на своевременную
диагностику и коррекцию СДВГ.
Цель программы: развитие контроля над импульсивностью и
управлением двигательной активностью.
Задачи программы:
Развитие внимания ребенка (концентрация, переключаемость,
распределение).
Тренировка психомоторных функций.
Снижение эмоционального напряжения.
Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам
Обучение детей выразительным движениям.
Формирование у детей модальных представлений.
Обучение ауторелаксации.
Предполагаемый результат программы:
Приобретения навыков самоконтроля в различных ситуациях.
Положительный уровень взаимоотношений со сверстниками, с
родителями, низкий уровень конфликтности с воспитателями.
Стабилизация внимания.
Групповые занятия мoжно проводить как в первой, так и во второй
половине дня. Продолжительность занятия — 30 минут. Каждое из
коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания,
контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью,
психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.
(Необходимость введение последних объясняется тем, что, по
наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только
плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным
телом, недостаточно ощущают части тела). Занятие лучше проводить в
музыкальном зале, если нет кабинета с большим пространством и
ковровым покрытием.
Профилактическая работа с детьми, являясь прaктической областью,
должна опираться на глубокое понимание теоретических основ.
В качестве одного из методологических оснований являются принципы -
исходные положения, определяющие подходы к реализации программы.
Принципы работы:
- уважительное отношение к детям, признание наличия внутренней
мотивации к обучению и развитию;
- открытость в общении с обучающимися, готовность всегда предоставить
поддержку;
- искренность в выражении своих чувств, эмпатическая поддержка
участников групп.
Необходимо соблюдать три основных этапа работы: подготовительный,
коррекционно-развивающий и заключительный этапы.
Подготовительный этап включает в себя наблюдение и первичную
диагностику с выявлением проблемы.
Коррекционно-развивающий этап включает в себя работу в соответствии
с учебно-тематическим планом занятий, для реализации поставленных
целей и задач.
Заключительный этап включает в себя повторную диагностику,
подведение итогов и определение результативности выбранной
программы.
Направленность этапов коррекционно-развивающих программ.
1. Подготовительная часть включает в себя психогимнастику,
психологические игры и упражнения, направленные на снятие
эмоционального напряжения, создания благоприятной, дружеской
атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого
участника, а также ритуала приветствия и принятия правил работы.
2. Основная часть направлена на формирование новых знаний и
представлений, обретение новых навыков и установок, развитие
внимания и воображения, развитие координации движений, снятие
психоэмоционального напряжения, осуществляется путем использования
упражнений и игр, направленных на развитие у ребенка устойчивости,
концентрации, переключаемости и распределения внимания.
3. Заключительная часть включает в себя подведение итогов,
телесномышечную разрядку и ритуал прощания.
Занятия разработанные для с детьми с СДВГ(Арцишевская И. Л.)
Конспект коррекционно-развивающих занятий.
Занятие проводится для подготовительной группы детского сада (6-7 лет).
“ Внимательные глазки”.
Подготовительная часть.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Необходимые материалы: красный, желтый и зеленый круги; ширма;
Основная часть.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята. Я рада видеть всех вас. Очень хорошо, что Миша
опять к нам присоединился и хорошо себя чувствует. У нас сегодня будет
очень интересное занятие, для начала приглашаю всех в круг на
приветствие. Давайте все возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
“ Встанем рядышком по кругу,
Скажем здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется утро доброе начнется.
С добрым утром ребята!”
Упражнение 1.
Цель: развитие внимательности, контроля над импульсивностью.
“Ребята я вас хочу пригласить прокатиться на волшебном автобусе.
Давайте встанем в один большой автобус.”
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая
автобус. А теперь все превратились в машины. Вдруг вы увидели
светофор.
Я вам буду показывать разные цвета светофора, а вы будете выполнять
определенные действия. “ Красный свет- вы останавливаетесь и стоите.
Желтый гудите и маршируете на месте. Зеленый продолжаете движения.
За нарушение правила дорожного движения нарушитель садится на стул.
Давайте с вами попробуем. Как у нас это получится. Дети начинают
упражнение. Молодцы как у вас здорово получается! У нас почти нет
нарушителей. Вот мы с вами ехали-ехали и приехали куда?
Дети отвечают: ” В школу волшебства”.
Упражнение 2.
Цель: развитие внимательности.
Правильно, в школу волшебников. Вы были очень внимательные? Сейчас
узнаем. Волшебник спрячет одного из вас, и вы будете угадывать кого
среди вас нет. Будем вспоминать какие волосы, одежда у спрятанного.
Давайте все закрывают глазки. “Раз, два, три ну ка посмотри, кого не
хватает? “
Дети осматриваются и замечают, что не хватает Миши.
Ребята, а во что был одет Миша?
Дети описывают во что был одет мальчик.
Давайте еще закроим глазки.” Раз, два, три ну ка посмотри, кого не
хватает?
Дети отвечают:” У нас не хватает Виолетты”. Она была одеты в розовые
лосины и футболку с котиком.
Какие вы внимательные. Молодцы!
Упражнение 3.
Цель: развитие внимательности.
В школе волшебников не только детки исчезают, но и учатся невидимому
написанию цифр. А вы знаете цифры? Очень хорошо! Я как помощник
волшебника буду в воздухе писать цифры, а вы отвечайте, только по моей
команде “ Говори”. Что это за цифра, договорились?
“ Раз, два, три, четыре, пять цифра появись!” В воздухе рисую цифру один.
“Говори”
Дети хором отвечают:” Один”
“ Раз, два, три, четыре, пять цифра появись опять!” В воздухе рисую цифру
три.
“Говори”
Дети отвечают:” Три”.
“ Раз, два, три, четыре, пять цифра появись опять!” В воздухе рисую цифру
восемь.
“Говори”
Дети отвечают: ”Восемь”.
Какие молодцы, все цифры угадали.
Упражнение 4.
Цель: развитие внимательности.
В школе волшебников началась переменка. Встаньте возле стульчиков,
внимательно слушайте стишок и выполняйте движения, о которых в нем
говорится. Вместе весело шагаем и колени поднимаем. Пальцы мы в
кулак сожмем и за спину уберем. Руки в стороны, вперед, и направо
поворот. Руки в стороны и вниз, и налево повернись. Дети, выполнив
движения, которые упоминаются в тексте, садятся на стульчики.
Как у нас хорошо прошла переменка.
Упражнение 5.
Цель: развитие внимательности.
Ребята вы согласны, что волшебники должны быть очень внимательны? А
теперь в наше школе волшебства последнее задание. Давайте проверим
насколько вы внимательны? Все встают в одну шеренгу, а Савелий будет
узнавать, что изменилось.
Савелий закрывай глаза.” Раз, два, три, четыре, пять открываем их опять”.
Ну что Савелий, что изменилось?
Мальчик отвечает:” Виолетта с Кириллом поменялись местами”.
Молодец, какой ты внимательный.
Рома давай ты будешь водящим.? Закрывай глаза.” Раз, два, три, четыре,
пять открываем их опять”.
Что поменялось?
Рома отвечает, что ничего не поменялось.
Заключительная часть.
Упражнение 6.
Цель: снижение телесно-мышечного напряжения.
Ребята, а как вы думаете, волшебники должны быть сильными?”
Дети отвечают: “Да”
Давайте превратимся в силачей и будем поднимать штангу?
Дети широко расставьте ноги и напрягите их. Нагибаемся вперед и
сжимаем руки в кулаки. Медленно выпрямляемся, сгибая в локтях
напряженные руки, рывком поднимаем воображаемую штангу, затем
опускаем, ее вниз и расслабляем мышцы. Давайте еще раз. Молодцы
теперь мы стали сильными волшебниками.
Ребята давайте все сядем на автобус и вернемся в наш детский сад.
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая
автобус и возвращаются в детский сад.
Рефлексия.
Дети садятся на стульчики.
Ребята, а что для вас сегодня было самым трудным?
Рома:” Мне было трудно запомнить в каком порядке стояли дети!”.
Кирилл:” А мне трудно было стать силачом.”
Савелий:” Соблюдать правила дорожного движения.”
Виолетта:” Я сегодня хорошо справлялась с заданиями”.
Миша: “Мне было тяжело узнавать цифры.”
Большое спасибо вам ребята, что вместе со мной побывали в школе
волшебников. До новых встреч ребята.