Автор: Трошко Любовь Николаевна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Нравственное воспитание дошкольников в семье."
Раздел: дошкольное образование
«Нравственное воспитание дошкольников в
семье»
Консультация для родителей
Составила и провела воспитатель Трошко Л.Н. г.Псков 13.02.2020
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-
волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности,
дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания
личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом
отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование
жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению
неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что
может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах,
низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим законным представителям свойственна недооценка
волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети,
проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся
беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении
посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе,
но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению,
счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость,
ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для
нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных
связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и
переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном
возрасте. Он особенно нуждается в любви и ласке своих законных представителей , у него
огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет
семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик,
делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и
отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он,
это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он
осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным
влиянием.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей
и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек,
лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить
несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно
оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро
чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет
другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у
ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или
отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых,
которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание
ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие
последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться
в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у ребёнка нравственных чувств оказывает чтение сказок,
рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Он
сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так
формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и
безнравственному.
Известно стремление дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный
смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет свое отношение к окружающим. Это
не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по
самообслуживанию. Ребёнок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность
необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет
ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе.
Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда
дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками
самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует
от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует
выработке настойчивости.
Таким образом, овладение дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное
средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и
настойчивость.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к
труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию
разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более
очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Характерны мотивы труда
детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них,
помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми
видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и
вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д.
Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и
их нравственно-волевое развитие.
Анализируя ответы законных представителей, можно сделать вывод о том, что на первом
месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит
самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда
занимают незначительное место.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, законным представителям
необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда.
Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия,
направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для
нравственного развития дошкольника.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что
плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить
арифметические действия. Он может прекрасно знать , что нужно сочувствовать чужой
беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но
говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в
нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре
дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в
соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее
воспитательное значение