Напоминание

"Нравственное воспитание дошкольников в семье."


Автор: Трошко Любовь Николаевна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Нравственное воспитание дошкольников в семье."
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственное воспитание дошкольников в

семье»

Консультация для родителей

Составила и провела воспитатель Трошко Л.Н. г.Псков 13.02.2020

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-

волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности,

дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания

личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом

отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование

жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению

неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что

может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах,

низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим законным представителям свойственна недооценка

волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети,

проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся

беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении

посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе,

но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению,

счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость,

ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для

нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных

связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и

переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном

возрасте. Он особенно нуждается в любви и ласке своих законных представителей , у него

огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет

семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик,

делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и

отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он,

это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он

осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным

влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей

и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек,

лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить

несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно

оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро

чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет

другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у

ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или

отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых,

которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание

ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие

последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться

в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у ребёнка нравственных чувств оказывает чтение сказок,

рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Он

сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так

формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и

безнравственному.

Известно стремление дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный

смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет свое отношение к окружающим. Это

не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по

самообслуживанию. Ребёнок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность

необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет

ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе.

Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда

дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками

самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует

от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует

выработке настойчивости.

Таким образом, овладение дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное

средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и

настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к

труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию

разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более

очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Характерны мотивы труда

детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них,

помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми

видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и

вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д.

Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и

их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы законных представителей, можно сделать вывод о том, что на первом

месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит

самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда

занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, законным представителям

необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда.

Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия,

направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для

нравственного развития дошкольника.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что

плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить

арифметические действия. Он может прекрасно знать , что нужно сочувствовать чужой

беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но

говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в

нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре

дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в

соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее

воспитательное значение



В раздел образования