Автор: Каранова Наталия Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 41"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: “Информационно – коммуникационные технологии в образовании”
Раздел: дошкольное образование
Алтайский край, город Бийск
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 41”
учитель -логопед Каранова Наталия Владимировна
“Информационно – коммуникационные технологии в образовании”
Определение и способы информатизации процесса обучения
Задача накопления, обработки и обмена
информацией стояла перед
человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в
частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается
информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов
его отображения на каком-то носителе информации.
Достаточно
долго
основным
носителем
этого
обеспечения
и
основным
инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения
полученной информации были мозг, язык и слух человека.
Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда,
сначала
они
использовались
в
основном
как
большие
автоматические
арифмометры.
Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компьютеров
для решения отдельных задач перешли к использованию их для системной
автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по
пeреработке информации.
Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то
обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные
б а з ы .
Это
означает,
что
в
памяти
компьютера
постоянно
сохраняется
информация нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система.
Мы будем различать процессы компьютеризации и информатизации
процесса обучения.
Компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих
учреждений средствами современной вычислительной техники.
Информатизация обучения — это процесс, направленный на оптимальное
пользование
информационного
обеспечения
обучения
с
помощью
компьютера.
Он
педагогический
в
том
смысле,
что
в
нем
решаются
педагогические
задачи.
Перечень
этих
задач,
критерий
оптимальности,
входные
данные
и
необходимые
результаты
—
все
это
определяется
процессом обучения.
Компьютеризация — это необходимое условие информатизации, но не
достаточное.
Компьютер
является
инструментом,
применение
которого
должно привести к кардинальным изменениям в процессе обучения.
Так
как
коррекционно-развивающее
обучение
является
передачей
информации
ребенку
логопату,
то,
следуя
определению
академика
Б.Н.Глушкова
(информационные
технологии
—
процессы,
связанные
с
переработкой
информации),
информационные
технологии
использовались
всегда, т.е любая педагогическая технология — информационная. Когда же
компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин
"новая информационная технология обучения".
В
образовании
"педагогическая
технология"
и
"информационная
технология" — это в определенном смысле синонимы.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только
в том случае, если она:
— удовлетворяет
основным принципам
педагогической
технологии
(предварительное
проектирование,
воспроизводимость,
целеполагание,
целостность);
— решает
задачи,
которые
ранее
в дидактике не были теоретически или
практически решены.
При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому
является компьютер.
Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно,
системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его
звене
оптимально
решать
необходимые
дидактические
задачи
на
основе
новых информационных технологий.
Абсолютное большинство методических указаний по использованию
компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения
один
к
одному
соответствуют
хорошо
известным
руководствам
по
использованию ТСО на занятиях. ПЕДАГОГ сам определяет, что, где и когда
применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.
Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель-
логопед при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности,
принципы
обучения
и
рекомендации
компьютера,
будет
выбирать
оптимальный ее вариант.
Следовательно,
речь
должна
идти
не
об
отдельных
спо собах
информатизации,
а
именно
о
системе
способов,
которые
в
своей
совокупности охватывают все характеристики коррекционно-развивающего
процесса обучения.
Способом информатизации процесса обучения будем называть такую
взаимосвязанную деятельность всего коллектива МБДОУ (администрации,
учителей-логопедов, психологов, медицинских работников и др.), которая
заранее
ориентирована
на
оптимальное
использование
информационного
обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.
Группа способов информатизации процесса обучения.
1.
Построение оптимального учебного плана МБОУ.
2.
Построение электронных моделей методического обеспечения.
3.
Построение полного внутри ОУ педагогического мониторинга.
4.
Построение
и
проведение
полного
внутри
ОУ
психологического
мониторинга.
5.
Построение и проведение полного внутри ОУ мониторинга
здоровья и физического развития воспитанников.
6.
Прогнозирование результатов коррекционно-развивающего обучения
дошкольников и группы в целом.
7.
Оптимизация
распределения
непосредственно
образовательной
деятельности по времени
8.
Дифференцированный и индивидуальный подход к детям.
9.
Оптимальный отбор форм и методов работы на занятии.
10. Построение оптимальной системы занятий
11.
Оптимальное
сочетание
управления
и
самоуправления
учебно–
познавательной деятельностью на занятии.
12. Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса
обучения.
13.
Тематический
анализ,
самоанализ
и
стратегическое
регулирование
процесса обучения.
Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а
по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму
систему образования, в педагогической теории и практике остается много
неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-
разному.
И.А.Колесникова
называет
его
эпохой
смены
педагогик
(от
классической
–
к
неклассической).
Е.А.Ямбург
говорит
о
«конфликте
парадигм».
А.Г.Асмолов,
М.А.Гусаковский,
В.В.Краевский,
В.В.Сериков,
В.И.Слободчиков
и
другие
пишут
о
кризисе
гуманитарности,
который
трактуется как кризис рациональности и целостности.
Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль
играют информационные технологии, позволяющие современному педагогу
модернизировать учебно – воспитательный процесс.
Понятие и общая характеристика информационных технологий
Для
понимания
роли
информационных
технологий
в
образовании
необходимо разобраться с сутью этого понятия.
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и
средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки
и
передачи
информации
для
получения
новых
сведений
об
изучаемом
объекте» (И.Г.Захарова).
Информационная
технология
–
это
педагогическая
технология,
использующая специальные способы, программные и технические средства
(кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе
обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных
технологий обучения:
1
Компьютерное
программное
обучение
–
обеспечивает
реализацию
механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
2
Изучение
с
помощью
компьютера
–
самостоятельная
работа
по
изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и
компьютера;
3
Изучение на базе компьютера – использование программных средств,
обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
4
Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний
обучаемым.
5
Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии
специальной системы оценки качества усвоения знаний;
6
Компьют е р ны е
комму ника ции
–
пр о гр а ммны е
с р е д с т в а
информационных
технологий
обучения
и
образовательных
технологий
выстраиваются в качестве подсистем.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых,
огромные
возможности
глобальной
сети Internet,
во-вторых,
прикладное
программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Свойства Internet:
1.
Источник
различного
рода
информации
(знаний),
способствующий
расширению
информационного
поля.
Он
дает
возможность
для
самообразования и приобретения новой информации.
2.
Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между
коллегами с помощью электронной почты.
Функции прикладных программ Microsoft Office:
1.
Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и
редактирования
любого
текста.
Что
дает Word?
Во-первых,
изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные
работы,
тесты
и
т.д.);
т.е.
личное
задание
повышает
восприятие
и
понимание задания
учащимися;
во-вторых,
это
возможность
качественно
заниматься
оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
2.
Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником тем,
кто представляет информацию в виде таблиц.
3.
Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз
данных.
4.
Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления
почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
5.
Paint – программа для рисования.
6.
Microsoft PowerPoint – программа презентаций.
Самый современный вид информационных технологий получил название
мультимедия
– что
означает
синтез
различных
видов
информации.
Мультимедия – совокупность компьютерных технологий, одновременно
использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео,
фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое
сопровождение.
Мультимедийные
возможности
компьютера
и
использование
периферийных
устройств
позволяют
создавать
более
объёмные,
яркие,
привлекающие
и
удерживающие
внимание
ребёнка
занятия. Помогает составлять целые учебные программы и развивающие
проекты, тестировать детей и обрабатывать данные, получая наглядный
результат в виде различных схем, графиков и диаграмм, оформлять и
представлять презентации и праздничные мероприятия, а также выпускать
различные буклеты и проспекты. Такие носители информации как диск,
флеш – накопитель с необходимыми материалами легко можно взять с
собой для проведения занятия.
ВЫВОД: Таким образом, применение новых информационных технологий
в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения
и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в
процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и
другое.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они
эффективны,
т.е.
позволяют:
при
одних
и
тех
же
затратах
субъектов
образовательного
процесса
получать
более
высокий
образовательный
результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов
образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии
Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.- № 6.-С.2.
Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и
средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.
2.
Возрастная
и
педагогическая
психология:
Учебник
для
студентов
пед.институтов
/
В.В.Давидов,
Т.В.Драгунова,
Л.Б.Ительсон
и
др.
Под
редакцией А.В.Петровского – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Просвещение,
1989 – 288 л.
3.
Дворецкая
А.В.
Основные
типы
компьютерных
средств
обучения//
Педагогические технологии. – 2004. – №2.
4.
Климов
В.Г.
Психолого-педагогические
проблемы
эффективности
использования
информационных
и
коммуникационных
технологий
обучения// СПО. - 2004.- № 6. –С.14.
5. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации
образования// Школьные технологии. - 2004. – № 5. –С.59.
6 .
Мат р о с
Д. Ш .
О с н о в ы
т е о р и и
и н ф о рмат и за ц и и
п р о ц е с с а
обучения.//Педагогика. 2007, № 6.
7. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного
процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г. № 1.
8.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.