Автор: Лобанова Галина Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: СПб ГБПОУ «УОР № 2 (техникум)»
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок «Объёмы тел" с использованием технологии развития критического мышления
Раздел: среднее профессиональное
Учитель математики Лобанова Г.П.
Методическая разработка урока по теме «Объёмы тел»
с использованием технологии развития критического мышления
При изучении темы «Объёмы тел» эффективно применяется технология развития
критического мышления для пробуждения интереса учащихся к предмету, критического
осмысления информации, получаемой в процессе обучения и в повседневной жизни.
Необычная постановка вопроса на стадии вызова сразу включает внимание всех
учеников и вызывает интерес к решению достаточно сложных геометрических задач.
Используя ассоциации и другие приёмы при поиске оптимальных решений, ребята могут
лучше разобраться в свойствах объёмных фигур, понять и запомнить формулы.
Цель урока:
- Формирование активной творческой личности.
- Систематизация и углубление знаний по теме.
- Формирование умения комплексного применения знаний, умений, навыков и их
перенос в новые условия.
Задачи урока:
Образовательные:
отработать навыки
- нахождения объёма призмы, конуса., цилиндра и других тел
- решения задач на сравнение объёмов геометрических тел и предметов,
встречающихся в окружающем мире.
Развивающие:
- развитие у учащихся: логического мышления, критического мышления,
- формирование критического осмысления информации, получаемой в
процессе обучения и в повседневной жизни.
- развитие умения оперировать ранее полученными знаниями.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету.
- воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за
выполняемую работу,
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
1.
Вызов.
1 вопрос. Два друга, Андрей и Павел, купили по мороженому. Андрей купил
мороженое № 1, а Павел № 2. У кого мороженое больше и во сколько раз?
Рисунок 1
2 вопрос. Две подруги, Маша и Лена, купили одно мороженое и разделили его
следующим образом. Кому досталось больше и во сколько раз?
Рисунок 2
Лена Маша
Ваши ответы запишите в тетрадь, а мы в течение урока постараемся определить, кто
дал более точный ответ.
2.
Осмысление.
Заполните таблицу.
№
На какую
геометрическую
фигуру похоже
мороженое
Формула объёма
Элементы, входящие в
формулу
1
2
3
4
5
6
Проверяем.
№
На какую
геометрическую
Формула объёма
Элементы, входящие в
формулу
фигуру похоже
мороженое
1
Цилиндр
V = π R
2
h
Радиус основания
Высота
2
Конус
π R
2
h
Радиус основания
Высота
3
Прямоугольный
параллелепипед
V = a b c
Ширина
Длина
Высота
4
Прямоугольный
параллелепипед
V = a b c
Ширина
Длина
Высота
5
Цилиндр
V = π R
2
h
Радиус основания
Высота
6
Усечённый конус
V =
π h (r
2
+ r R + R
2
)
Радиус верхнего
основания
Радиус нижнего
основания
Высота
Решим небольшие задачки.
№
дано
найти
решение
1
R = 3 см
h = 1 дм
V
V = π3
2
10 =90 π( см
3
)
2
R = 3 см
h = 1 дм
V
V =
π3
2
10 =30 π( см
3
)
3
а = 2 см
в = 60 мм
с = 1 дм
V
V = 2 ∙ 6 ∙10 = 120 ( см
3
)
4
V = 0,06 дм
3
расстояние между
вафлями 2 см
Площадь вафли
S = 60 : 2 = 30 (см
2
)
5
V = 72π см
3
H = 8 см
Радиус
этикетки
R
2
=
= 9 (см
2
)
R = 3 см
6
r = 2,5 см
R = 3 см
H = 8 см
π
3
V
V =
π 8 (2,5
2
+ 2,5 ∙ 3 + 3
2
) = 182 ( см
3
)
Заполнив таблицу, мы можем ответить на 1 вопрос. Мороженое цилиндрической
формы у Андрея в
3
раза больше мороженого в виде конуса у Павла (если высота и радиус
основания у них одинаковый).
Рассмотрим рисунок 3
Рисунок 3
Для того чтобы ответить на второй вопрос, заданный в начале урока, сравним
объёмы большого и малого конусов.
∆SOA
̴
∆SO
1
B
8
1
8
2
4
2
)
2
(
3
1
3
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
h
h
h
h
h
r
h
x
R
h
r
x
R
h
r
V
V
r
r
r
r
r
бол
мал
Лена, выбрав нижнюю часть конуса, получила мороженого в 7 раз больше, чем Маша.
3.
Рефлексия
Расположите фигуры в порядке возрастания их объёмов.
Рисунок 4
πа
3
,
πа
3
,
πа
3
Ответ: куб, конус, цилиндр, шар.