Напоминание

"Помоги себе сам"


Автор: Андрейченко Ирина Юрьевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МДОУ Центр Развития Ребенка детский сад №30
Населённый пункт: Московская область г. Орехово–Зуево
Наименование материала: Психологический тренинг для педагогов
Тема: "Помоги себе сам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг для педагогов «Помоги себе сам»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи тренинга:

профилактика синдрома эмоционального выгорания;

снятие психического напряжения и эмоциональной усталости;

формирование положительного психологического климата в коллективе;

формирование навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с коллективом

Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть,

расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. Сегодня предлагаю вам принять участие в тренинге с целью профилактики и

укрепления нашего психологического здоровья и эмоциональной разгрузки.

Китайская поговорка гласит:

«Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

Именно поэтому я предлагаю Вам сегодня, повзаимодействовать друг с другом, чтобы лучше понять и принять друг друга и самого

себя.

В начале нашего тренинга я предлагаю, всем поздороваться, и познакомится друг с другом.

1. Упражнение «Никто не знает, что…»

(педагоги стоят по кругу, у психолога в руках мяч)

Психолог: «Сейчас мы будем передавать друг другу этот мяч и тот, у кого он окажется, назовет свое имя и завершает фразу «Ни кто из

вас не знает, что я ..." Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания».

2. Упражнение «Комплименты».

Психолог: Всем из присутствующих говорили приятные слова, комплименты. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Каждый

из вас напишет на листе бумаге большими буквами свое имя в столбик. Затем мы сложим все записки с именами в одну коробочку, каждый,

выбравший себе листочек с именем одного из участника тренинга, напишет комплименты, добрые и ласковые слова, характеризующие этого

человека. Каждый комплимент начинается на букву, присутствующую в имени участника.

После этого участники озвучивают свои комплименты по очереди. Тот участник, кому сказали комплименты говорит: «Да я такая, а

еще я…» и добавляет ласковое, хорошее слово о себе.

Вопросы:

как вы сейчас себя чувствуете;

приятнее было получать комплимент или говорить комплимент другому человеку;

трудно ли было выполнять упражнение.

Психолог:

Скажите,

пожалуйста,

мы

с

Вами

все

считаем

себя

здоровыми

людьми!?

Но

Здоровье

это

состояние

полного

физического, а так, же психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. А как вы

заботитесь о своём здоровье? (ответы участников тренинга)

Теперь предлагаю вам проверить насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.

3. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»

Педагоги встают со своих мест и выстраиваются в линию или встают в круг, в центре круга вывеска «Здоровье».

Психолог: Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный – не двигайтесь.

Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

Я посещаю бассейн, тренажерный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;

У меня отсутствуют вредные привычки;

Я соблюдаю режим дня;

Я правильно питаюсь;

Я эмоционально уравновешен;

Я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на

правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть над, чем задуматься.

Психолог: Мы с Вами знаем, что в сохранении нашего «здоровья», нам так же помогают эмоции. Снятию стресса помогает как смех,

так и слёзы. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила

смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества,

снимающие боль. Помните, тот, кто смеется, живет долго!

Большинство людей признается, что после слез, они чувствуют себя лучше. Ученые считают, что слезы очищают организм от вредных

продуктов стресса. Не бойтесь плакать.

Сейчас я предлагаю Вам, проиграть в одну эмоциональную игру, а игра называется:

4. Упражнение. «Добрые - злые кошки»

Психолог: я попрошу Вас, разбиться на пары. На полу разложены обручи. Воспитатели «превращаются» в кошек и по команде:

«добрые» - становятся в центр обруча и начинают гладить друг друга, обнимать; «злые» - выходят из обруча, становятся напротив друг друга

(обруч между ними) и начинают «злится», шипеть, «выпускать когти, царапаться» при этом, не дотрагиваясь до партнера. Упражнение

заканчивается на команде «добрые».

Вопросы:

как вы сейчас себя чувствуете;

какое эмоциональное состояние показывать было легче;

Психолог: Наше эмоциональное состояние и наш стресс, напрямую сказывается на нашем лице и мимики. Сейчас мы с Вами сделаем

«смешную» гимнастику для лица.

5. Упражнение «Муха»

Психолог: «Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц. Сядьте удобно: руки свободно

положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то

на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза».

Вопросы: какие сейчас ваши ощущения,

Как Ваше эмоциональное состояние

Психолог: В нашей повседневной жизни нам с Вами очень важна поддержка, особенно в ситуациях, когда у нас возникает «ощущения

падения». Сейчас я предлагаю вам, вот такую игру.

6. Упражнение“ Я падаю!”.

Психолог: Вы сейчас все будите прогуливаться по комнате. Неожиданно какой-либо игрок, закричав: “Я падаю!”, начинает медленно

опускаться на пол, либо падать вперед. Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в

поддержке игрока прежде, чем он коснется пола. Как только падающий “спасен”, все участники игры расходятся по комнате, действие

повторяется снова.

Вопросы: как Вы себя чувствовали в ситуации падения и ситуации когда вы спасали кого либо?

Психолог: Мы с Вами знаем, что, на хорошее, здоровое психологическое отношение в коллективе, влияет, умение этого коллектива

взаимодействовать друг с другом. Для проверки этого и улучшения взаимодействия, я предлагаю Вам поиграть в игру.

7.Упражнение. «Счет до десяти» .

(Педагоги стоят в кругу, не касаясь друг друга)

Психолог: «Сейчас по сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать до

десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т. д.

Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается

сначала. Начнем?»

Психолог предлагает добиться желаемого результат за 5 попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и

посмотреть друг на друга, но переговариваться запрещается.

Психолог: Мы с вами сегодня хорошо провели время, но на сегодня наша с Вами встреча подходит к концу. Давайте итог нашей

встречи, тоже подведем в игровой форме.

8. Упражнение «Мне сегодня…»

Каждому участнику тренинга предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от

встречи.



В раздел образования