Автор: Здор Оксана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 9 "Солнышко"
Населённый пункт: город Лангепас Ханты-Мансийский Автономный округ- Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний у детей"
Раздел: дошкольное образование
«Психологический комфорт как профилактика
психосоматических заболеваний у детей»
1.
Основные понятия: психологический комфорт,
психосоматические заболевания детей
Сегодня эти и другие психосоматические заболевания и состояния
считаются стресс-зависимыми, то есть, признано, что постоянный
стресс или постоянный психологический дискомфорт могут стать
причиной психосоматического заболевания.
Комфорт
- условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие
удобство, спокойствие, уют. («Толковый словарь рус. языка»,
С.И.Ожегов).
Психологический комфорт
- условия жизни, при которых человек
чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Психологическая комфортность
необходима для нормального
психического и физического развития ребенка. Адаптация к
конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной
среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять
напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Сегодня
психосоматическими расстройствами
(заболеваниями)
принято называть такие состояния и заболевания
организма, в возникновении и в течение которых огромное значение
имеют какие-либо факторы, которые травмируют психику, а также
душевные переживания или психологические травмы (острые или
хронические), а также индивидуальные психологические и
эмоциональные реакции.
В названии таких заболеваний объединены греческие слова
«душа» (psyche) и «тело» (soma), что подчеркивает тесную связь
душевного состояния и состояния физического.
Одним из основоположников психосоматического медицинского
направления был Франц Александер, который более восьмидесяти лет
назад (в 30-е годы ХХ столетия) выделил классические
психосоматические заболевания:
эссенциальную гипертонию, язвенную болезнь 12-перстной кишки,
неспецифический язвенный колит, бронхиальную астму,
тиреотоксикоз, ревматоидный артрит и нейродермит.
2. Причины и симптомы возникновения психосоматических
заболеваний
Главные потребности ребенка, помимо физического комфорта и
безопасности, это потребность в эмоциональной безопасности, в
защите, в стабильности, во внимании, в принятии и любви. И часто
реакцией на неудовлетворение этих потребностей является болезнь
как один из способов выживания в психотравмирующих условиях.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Нестабильная психоэмоциональная обстановка в семье. Семейные
ссоры и конфликты.
Простой разговор на повышенных тонах ребенок
может воспринять как угрозу своей жизни или физической
целостности, и это может сильно напугать его, т.к. при этом не
удовлетворяется его базовая потребность – в безопасности. В
результате чего ребенок находится в состоянии хронической тревоги и
ощущения угрозы. Результатом этого могут быть нарушения в развитии
речи, энурез, плаксивость, раздражительность, замкнутость, частые
простуды, заболевания дыхательной системы, боли в области живота,
нарушения в пищеварении и т.д.
2. Физическое насилие над ребенком.
Помимо страха за свою жизнь и
за свою физическую безопасность, ребенок испытывает бессилие и
унижение. При этом разрушается его пока еще шаткая самооценка, и
страдает чувство собственного достоинства. Появляется агрессивность
по отношению к окружающим, а так как агрессию выражать страшно
(могут побить еще сильнее), то она «оседает», фиксируется на
различных внутренних органах ребенка в виде различных
заболеваний. И проявляется это в виде частых простуд, бронхитов,
астмы, хронических заболеваний внутренних органов – почки,
желудочно-кишечный тракт, заболеваний дыхательной системы и т.п.
3. Эмоциональная заброшенность ребенка. Игнорирование
потребности ребенка в контакте, во внимании, в положительных
эмоциях, в положительном подкреплении.
У ребенка много одежды,
игрушек, но он играет с этими игрушками один – мама и папа с ним не
играют, не разговаривают или делают это очень редко, ограничиваясь
только общими указаниями по поводу поведения.
4. Неадекватное возрасту распределение ответственности
между взрослым и ребенком. Здесь могут наблюдаться две
крайности.
Первая: взрослый пытается за ребенка сделать все сам, не давая
развиваться самостоятельности.
И вторая крайность: ребенку отдается слишком много
ответственности, которую он не способен вынести в силу своего
возраста.
Это происходит, когда от ребенка требуют принимать
взрослые решения. Конечно, принимая ответственность, ребенок
может быстрее повзрослеть, раньше научиться решать определенные
жизненные задачи.
5. Утрата близких людей: болезнь или смерть родителей или кого-то
из любимых близких или развод родителей.
Дети переживают такие
события по-разному. Но в любом случае ребенку требуется поддержка
и внимание, а если он ее лишен, то может серьезно заболеть.
6. Копирование поведения взрослых.
Дети склонны к подражанию,
особенно маленькие. Они неосознанно копируют стратегии поведения
взрослых, и, если в семье есть человек, который постоянно болеет, и
из-за этого окружен большей заботой и вниманием, то ребенок может
«понять», что болеть выгодно и принять этот способ взаимодействия
с окружающими.
3. Факторы, способствующие возникновению психологического
дискомфорта ребенка в социальной среде.
Прежде всего это
самооценка.
У детей с нестабильной самооценкой
неудача в любой деятельности (игровой, учебной) может негативно
влиять на мотивацию и качество работы вплоть до полной
дезорганизации деятельности.
Следующий фактор —
страхи, повышенная тревожность
.
Ребёнок категорически не желает посещать образовательную
организацию, по утрам капризничает, панически боится своего
воспитателя, учителя;
не желает выполнять задание, очень сильно боится быть неуспешным.
Ещё один вариант повышенной тревожности – частые болезни ребёнка.
В этом случае ребёнок проводит больше времени дома, на лечении,
чем в образовательной организации. Школьная тревожность - это
основная причина обращения за психологической помощью.
В группе риска в плане переживания психологического дискомфорта
находятся дети со
слабым типом нервной системы
. Эти дети склонны
к психосоматическому реагированию на любые трудности.
Отрицательное оценивание сильно понижает качество выполняемой
ими работы. Таким детям трудно быстро переключаться с одного вида
работы на другой. А высокая утомляемость снижает качество работы в
конце урока, учебного дня, недели.
Важным фактором является также преобладающий
локус контроля.
В
группе риска будут находиться правополушарные дети из-за
особенностей познавательного и личностного развития. У них могут
наблюдаться запаздывание в развитии фонематического слуха,
пространственных навыков, как следствие — трудности в овладении
чтением и письмом. Им трудно быстро переключаться с одного вида
деятельности на другой, что проявляется в «застревании» на начале
работы. Высокая эмоциональность, стремление к творчеству требуют
эмоционально окрашенного интересного процесса обучения (в первом
классе — игрового). На уроках, где этого нет, могут наблюдаться
снижение мотивации, высокая отвлекаемость, склонность к
развлечениям.
Авторитарный стиль
педагогического взаимодействия, воспитания
может вызвать сильную тревогу, дезорганизацию игровой и учебной
деятельности, психосоматические реакции.
4. Критерии, составляющие психологический комфорт ребенка.
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье. Эмоциональная
стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в
семье.
2. Отсутствие физических наказаний ребенка, даже если он не
слушается. Не унижать его, не кричать на него, даже если очень
хочется «поставить на место». Находить другие способы
установления контакта с ребенком и научиться новым способам
взаимодействия с ним.
3. Использование демократического стиля поведения родителя,
воспитателя, учителя. Избегание в общении с ребенком авторитарного
стиля. Стремление к партнерским отношениям в воспитании и
обучении.
4. Обеспечение оптимального возрасту и индивидуальным
особенностям ребенка распорядка дня.
5. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды.
6. Моделирование ситуации успеха каждому ребенку. Это дает
уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку.
Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым и ощущения
общего психологического комфорта.
7. Необходимым условием душевного благополучия является
уверенность ребенка в том, что воспитатель, учитель относится к нему
так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что
его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других
детей.
8. Ответственность, передаваемая ребенку взрослыми, должна быть
адекватной уровню его психического развития. Тогда он приобретет
необходимые жизненные навыки соответственно возрасту, и развитие
его будет гармоничным.
9. Созданию психологического комфорта способствуют: работа с
природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой;
арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей,
отвлекает от неприятных эмоций; музыкальная терапия – регулярные
музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.
Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию
эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина –
«золотое сечение»); предоставление ребенку максимально возможных
в его возрасте самостоятельности и свободы.
10. Эмоциональное состояние родителя, педагога непосредственно
влияет на эмоциональный фон и психологический комфорт ребенка.
Поэтому взрослым важно научиться справляться со своими
негативными эмоциями.
11. Использование в общении с детьми так называемых «Я-
высказываний», переносящих акцент в той или иной трудной
ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала
данная ситуация у родителя, педагога.
12. Оптимизация индивидуального стиля учебной деятельности
учащегося. Это включает в себя анализ сильных и слабых сторон
учащегося, раскрытие сути процессов, оказывающих отрицательное
воздействие на успеваемость.
Итог
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и
психическое развитие и социально-психологическая адаптация в
значительной степени определяются внешней средой, теми
условиями, в которых он живет. Очень важно, как организована работа
в образовательной организации, насколько она эффективна или
утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и
физическое напряжение. Важным фактором для эффективного
обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние,
взаимодействие с родителями, воспитателями, учителями,
сверстниками.
Принцип психологической комфортности провозглашается
современной педагогикой одним из важнейших принципов
образования. Этот принцип предполагает снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание такой
атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя
«как дома», которая создает ощущение уверенности, успешности,
продвижения вперед.
Таким образом, только единство благополучной эмоциональной
обстановки в семье, ощущение безопасности и создание
психологического комфорта в образовательной организации может
являться верным средством профилактики психосоматических
заболеваний у детей и подростков и способствовать их гармоничному
развитию.
Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом
зависит от обеспечения для него атмосферы психологического
комфорта, начиная с первых лет рождения, и далее в соответствии с
его жизненно важными потребностями. Решение этой задачи возможно
только в том случае, если взрослые, воспитывающие и обучающие
детей, знакомы с возрастными закономерностями психического
развития ребенка. И здесь решающая роль принадлежит
психологической службе детского учреждения по оказанию помощи
детям, родителям, педагогам и по повышению психологической
культуры взрослых, воспитывающих и обучающих детей.
Список используемой литературы
1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 2001.
2. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. М.: Инфа-М, 2001.
3. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства: курс лекций /
Ю.Ф Антропов, 2001. - 58 с.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб,
2002.
5. Бочанова, Е.В. Психосоматические заболевания: полный
справочник / под ред. Ю.Ю. Елисеева. - М.: Эксмо, 2003. - 605 с.
6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. ISBN 5-9268-0166-4
7. Сермяжко, Е.И. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И.
Сермяжко - М.: Могилев: МГУ им.А. А. Кулешова, 2003. - 101 с.
8. Смулевич, А.Б. Психосоматические расстройства / А.Б. Смулевич
- Л.: Изд., 2003. - 19 с.