Напоминание

"Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний у детей"


Автор: Здор Оксана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 9 "Солнышко"
Населённый пункт: город Лангепас Ханты-Мансийский Автономный округ- Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Психологический комфорт как профилактика

психосоматических заболеваний у детей»

1.

Основные понятия: психологический комфорт,

психосоматические заболевания детей

Сегодня эти и другие психосоматические заболевания и состояния

считаются стресс-зависимыми, то есть, признано, что постоянный

стресс или постоянный психологический дискомфорт могут стать

причиной психосоматического заболевания.

Комфорт

- условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие

удобство, спокойствие, уют. («Толковый словарь рус. языка»,

С.И.Ожегов).

Психологический комфорт

- условия жизни, при которых человек

чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Психологическая комфортность

необходима для нормального

психического и физического развития ребенка. Адаптация к

конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной

среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять

напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Сегодня

психосоматическими расстройствами

(заболеваниями)

принято называть такие состояния и заболевания

организма, в возникновении и в течение которых огромное значение

имеют какие-либо факторы, которые травмируют психику, а также

душевные переживания или психологические травмы (острые или

хронические), а также индивидуальные психологические и

эмоциональные реакции.

В названии таких заболеваний объединены греческие слова

«душа» (psyche) и «тело» (soma), что подчеркивает тесную связь

душевного состояния и состояния физического.

Одним из основоположников психосоматического медицинского

направления был Франц Александер, который более восьмидесяти лет

назад (в 30-е годы ХХ столетия) выделил классические

психосоматические заболевания:

эссенциальную гипертонию, язвенную болезнь 12-перстной кишки,

неспецифический язвенный колит, бронхиальную астму,

тиреотоксикоз, ревматоидный артрит и нейродермит.

2. Причины и симптомы возникновения психосоматических

заболеваний

Главные потребности ребенка, помимо физического комфорта и

безопасности, это потребность в эмоциональной безопасности, в

защите, в стабильности, во внимании, в принятии и любви. И часто

реакцией на неудовлетворение этих потребностей является болезнь

как один из способов выживания в психотравмирующих условиях.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Нестабильная психоэмоциональная обстановка в семье. Семейные

ссоры и конфликты.

Простой разговор на повышенных тонах ребенок

может воспринять как угрозу своей жизни или физической

целостности, и это может сильно напугать его, т.к. при этом не

удовлетворяется его базовая потребность – в безопасности. В

результате чего ребенок находится в состоянии хронической тревоги и

ощущения угрозы. Результатом этого могут быть нарушения в развитии

речи, энурез, плаксивость, раздражительность, замкнутость, частые

простуды, заболевания дыхательной системы, боли в области живота,

нарушения в пищеварении и т.д.

2. Физическое насилие над ребенком.

Помимо страха за свою жизнь и

за свою физическую безопасность, ребенок испытывает бессилие и

унижение. При этом разрушается его пока еще шаткая самооценка, и

страдает чувство собственного достоинства. Появляется агрессивность

по отношению к окружающим, а так как агрессию выражать страшно

(могут побить еще сильнее), то она «оседает», фиксируется на

различных внутренних органах ребенка в виде различных

заболеваний. И проявляется это в виде частых простуд, бронхитов,

астмы, хронических заболеваний внутренних органов – почки,

желудочно-кишечный тракт, заболеваний дыхательной системы и т.п.

3. Эмоциональная заброшенность ребенка. Игнорирование

потребности ребенка в контакте, во внимании, в положительных

эмоциях, в положительном подкреплении.

У ребенка много одежды,

игрушек, но он играет с этими игрушками один – мама и папа с ним не

играют, не разговаривают или делают это очень редко, ограничиваясь

только общими указаниями по поводу поведения.

4. Неадекватное возрасту распределение ответственности

между взрослым и ребенком. Здесь могут наблюдаться две

крайности.

Первая: взрослый пытается за ребенка сделать все сам, не давая

развиваться самостоятельности.

И вторая крайность: ребенку отдается слишком много

ответственности, которую он не способен вынести в силу своего

возраста.

Это происходит, когда от ребенка требуют принимать

взрослые решения. Конечно, принимая ответственность, ребенок

может быстрее повзрослеть, раньше научиться решать определенные

жизненные задачи.

5. Утрата близких людей: болезнь или смерть родителей или кого-то

из любимых близких или развод родителей.

Дети переживают такие

события по-разному. Но в любом случае ребенку требуется поддержка

и внимание, а если он ее лишен, то может серьезно заболеть.

6. Копирование поведения взрослых.

Дети склонны к подражанию,

особенно маленькие. Они неосознанно копируют стратегии поведения

взрослых, и, если в семье есть человек, который постоянно болеет, и

из-за этого окружен большей заботой и вниманием, то ребенок может

«понять», что болеть выгодно и принять этот способ взаимодействия

с окружающими.

3. Факторы, способствующие возникновению психологического

дискомфорта ребенка в социальной среде.

Прежде всего это

самооценка.

У детей с нестабильной самооценкой

неудача в любой деятельности (игровой, учебной) может негативно

влиять на мотивацию и качество работы вплоть до полной

дезорганизации деятельности.

Следующий фактор —

страхи, повышенная тревожность

.

Ребёнок категорически не желает посещать образовательную

организацию, по утрам капризничает, панически боится своего

воспитателя, учителя;

не желает выполнять задание, очень сильно боится быть неуспешным.

Ещё один вариант повышенной тревожности – частые болезни ребёнка.

В этом случае ребёнок проводит больше времени дома, на лечении,

чем в образовательной организации. Школьная тревожность - это

основная причина обращения за психологической помощью.

В группе риска в плане переживания психологического дискомфорта

находятся дети со

слабым типом нервной системы

. Эти дети склонны

к психосоматическому реагированию на любые трудности.

Отрицательное оценивание сильно понижает качество выполняемой

ими работы. Таким детям трудно быстро переключаться с одного вида

работы на другой. А высокая утомляемость снижает качество работы в

конце урока, учебного дня, недели.

Важным фактором является также преобладающий

локус контроля.

В

группе риска будут находиться правополушарные дети из-за

особенностей познавательного и личностного развития. У них могут

наблюдаться запаздывание в развитии фонематического слуха,

пространственных навыков, как следствие — трудности в овладении

чтением и письмом. Им трудно быстро переключаться с одного вида

деятельности на другой, что проявляется в «застревании» на начале

работы. Высокая эмоциональность, стремление к творчеству требуют

эмоционально окрашенного интересного процесса обучения (в первом

классе — игрового). На уроках, где этого нет, могут наблюдаться

снижение мотивации, высокая отвлекаемость, склонность к

развлечениям.

Авторитарный стиль

педагогического взаимодействия, воспитания

может вызвать сильную тревогу, дезорганизацию игровой и учебной

деятельности, психосоматические реакции.

4. Критерии, составляющие психологический комфорт ребенка.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье. Эмоциональная

стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в

семье.

2. Отсутствие физических наказаний ребенка, даже если он не

слушается. Не унижать его, не кричать на него, даже если очень

хочется «поставить на место». Находить другие способы

установления контакта с ребенком и научиться новым способам

взаимодействия с ним.

3. Использование демократического стиля поведения родителя,

воспитателя, учителя. Избегание в общении с ребенком авторитарного

стиля. Стремление к партнерским отношениям в воспитании и

обучении.

4. Обеспечение оптимального возрасту и индивидуальным

особенностям ребенка распорядка дня.

5. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды.

6. Моделирование ситуации успеха каждому ребенку. Это дает

уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку.

Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым и ощущения

общего психологического комфорта.

7. Необходимым условием душевного благополучия является

уверенность ребенка в том, что воспитатель, учитель относится к нему

так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что

его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других

детей.

8. Ответственность, передаваемая ребенку взрослыми, должна быть

адекватной уровню его психического развития. Тогда он приобретет

необходимые жизненные навыки соответственно возрасту, и развитие

его будет гармоничным.

9. Созданию психологического комфорта способствуют: работа с

природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой;

арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей,

отвлекает от неприятных эмоций; музыкальная терапия – регулярные

музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.

Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию

эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина –

«золотое сечение»); предоставление ребенку максимально возможных

в его возрасте самостоятельности и свободы.

10. Эмоциональное состояние родителя, педагога непосредственно

влияет на эмоциональный фон и психологический комфорт ребенка.

Поэтому взрослым важно научиться справляться со своими

негативными эмоциями.

11. Использование в общении с детьми так называемых «Я-

высказываний», переносящих акцент в той или иной трудной

ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала

данная ситуация у родителя, педагога.

12. Оптимизация индивидуального стиля учебной деятельности

учащегося. Это включает в себя анализ сильных и слабых сторон

учащегося, раскрытие сути процессов, оказывающих отрицательное

воздействие на успеваемость.

Итог

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и

психическое развитие и социально-психологическая адаптация в

значительной степени определяются внешней средой, теми

условиями, в которых он живет. Очень важно, как организована работа

в образовательной организации, насколько она эффективна или

утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и

физическое напряжение. Важным фактором для эффективного

обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние,

взаимодействие с родителями, воспитателями, учителями,

сверстниками.

Принцип психологической комфортности провозглашается

современной педагогикой одним из важнейших принципов

образования. Этот принцип предполагает снятие по возможности всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание такой

атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя

«как дома», которая создает ощущение уверенности, успешности,

продвижения вперед.

Таким образом, только единство благополучной эмоциональной

обстановки в семье, ощущение безопасности и создание

психологического комфорта в образовательной организации может

являться верным средством профилактики психосоматических

заболеваний у детей и подростков и способствовать их гармоничному

развитию.

Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом

зависит от обеспечения для него атмосферы психологического

комфорта, начиная с первых лет рождения, и далее в соответствии с

его жизненно важными потребностями. Решение этой задачи возможно

только в том случае, если взрослые, воспитывающие и обучающие

детей, знакомы с возрастными закономерностями психического

развития ребенка. И здесь решающая роль принадлежит

психологической службе детского учреждения по оказанию помощи

детям, родителям, педагогам и по повышению психологической

культуры взрослых, воспитывающих и обучающих детей.

Список используемой литературы

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 2001.

2. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. М.: Инфа-М, 2001.

3. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства: курс лекций /

Ю.Ф Антропов, 2001. - 58 с.

4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб,

2002.

5. Бочанова, Е.В. Психосоматические заболевания: полный

справочник / под ред. Ю.Ю. Елисеева. - М.: Эксмо, 2003. - 605 с.

6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с

проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. ISBN 5-9268-0166-4

7. Сермяжко, Е.И. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И.

Сермяжко - М.: Могилев: МГУ им.А. А. Кулешова, 2003. - 101 с.

8. Смулевич, А.Б. Психосоматические расстройства / А.Б. Смулевич

- Л.: Изд., 2003. - 19 с.



В раздел образования