Автор: Тебелева Надежда Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ Воскресенский детский сад №2
Населённый пункт: поселок Воскресенское, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Закаливание как составляющая здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ Воскресенский детский сад №2 «Семицветик»
Консультация для родителей
«Закаливание»
Инструктор по физической культуре
Тебелева Н.Н.
Забота о здоровье – это важнейший труд.
. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский
Триаду здоровья составляют рациональный режим,
закаливание и движение.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на
повышение устойчивости организма к условиям холода, жары,
солнечной радиации, особенно при их резком колебании;
важное средство физической культуры, с помощью которого
последовательно повышается сопротивляемость организма
вредным влияниям окружающей среды.
Цель закаливания состоит в том, чтобы приучить организм
ребенка давать быструю четкую реакцию на изменение
метеорологических раздражителей.
Наибольший вес заболеваемости детей составляют болезни
верхних дыхательных путей, воспаление легких, грипп
утомляемость организма.
В результате систематического воздействия
закаливающих процедур происходит:
сужение или расширение кожных капилляров,
совершенствуется безусловные рефлексы, повышается тонус
скелетных мышц, появляется иммунитет к тому или иному
инфекционному заболеванию.
Закаливание лучше начинать с самого раннего
возраста.
При проведении закаливания необходимо соблюдать:
1. Осуществление закаливания при условии, что ребенок
здоров.
2. Постепенность, которая осуществляется путем изменения
условий, продолжительности отдельных закаливающих
процедур и их дозировки.
3. Систематичность и непрерывность. Длительные перерывы
в проведении закаливания ведут к постепенному угасанию
выработанных условных рефлексов.
4. Учитывать возраст, состояние здоровья и индивидуальную
реактивность ребенка. Для закаливания здоровых детей
можно применять воду более низкой температуры, а для
детей ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью
необходим более осторожный подход.
5. Разнообразие, комплексность средств закаливания.
Длительное применение в целях закаливания какого-либо
одного раздражителя повышает сопротивляемость только к
данному раздражителю. Поэтому рекомендуется
использовать разнообразные средства. Весьма полезно
сочетание воздействий воды, воздуха и солнца и
гимнастикой.
Следует помнить:
Недопустимость проведения закаливающих процедур
при наличии у ребенка отрицательных
эмоциональных реакций (страха, плача,
беспокойства).
Тщательный учет индивидуальных особенностей
ребенка, его возраста, возможности повышенной
чувствительности к закаливающим мероприятиям.
Систематичность и постоянство закаливания (а не от
случая к случаю).
Комплексное использование всех природных
факторов.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих
нервную систему детей от перегрузок, особую роль
играет правильно организованный дневной сон.
Основные показатели закаливания: общее хорошее
состояния ребенка, сон, аппетит, двигательная
активность, нарастание основных
антропометрических показателей. Одним из
объективных показателей является также снижение
заболеваемости катарами верхних дыхательных
путей, бронхитом, тонзиллитом.
Виды закаливания.
Закаливание воздухом
.
Закаливание
воздухом
–
самый
простой
и
доступный
для
детей
способ.
Закаливающее
действие
на
организм
оказывают
такие
его
характеристики,
как
температура.
Начинают
закаливание
детей
дошкольного
возраста
с
воздушн ы х
ва н н ,
н ап ри ме р,
во
в р е м я
переодевания,
утренней
зарядки,
з ат е м
подключают сон с открытой форточкой – сначала
только
дневной,
а
затем
и
ночной
(в
летнее
время). Оптимально поддерживать в помещении
температуру 18 – 20 градусов. После дневного
сна
проводить
закаливающую
гимнастику.
Дети
в
трусиках
выполняют
ряд
упражнений,
затем убирают свои кроватки. Это способствует
закаливанию организма.
Закаливание водой.
Вода является самым мощным фактором
закаливания. Водные процедуры легко
дозировать Холодная вода является резким
раздражителем, вызывающим быструю реакцию.
В режим дня обязательно вводят мытье рук –
утром, перед едой и после еды, после туалета и
прогулки.
Кроме гигиенического значения мытье рук
прохладной водой выполняет закаливающую
роль. Спустя время можно расширить режим
закаливания водой – попеременно мыть руки до
локтей, шею и лицо теплой и холодной водой.
Хорошим закаливающим эффектом обладает
полоскание горла прохладной водой после еды.
Прогулка является мощным средством закаливания
организма.
У
детей
закаливание
воздухом
более
интенсивно
осуществляется во время прогулок на свежем воздухе
по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда
для прогулок должна быть достаточно теплой и в то
же
время
легкой,
чтобы
не
стеснять.
Прогулку
организуют 2 раза в день: в первую половину – до
обеда и во вторую половину дня – после дневного сна
или перед уходом детей домой. Дети очень любят
играть в различные игры. Важная роль заключается в
правильной
организации
прогулки
(подборе
подвижных игр с чередованием малоподвижных игр,
п р о вед е н и и
г и м н а с т и ч е с к и х
у п р а ж н е н и й ,
направленных на развитие двигательной активности,
организованная трудовая деятельность на территории,
цветнике,
огороде,
наблюдения
за
природой
и
окружающим миром, беседы, организация сюжетно –
ролевых игр, проведение индивидуальной работы с
детьми с учетом возрастных особенностей).
Закаливание детей дошкольного возраста солнечными
лучами .
Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все
живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы,
укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость
организма инфекциям. Сильное воздействие на организм
оказывают ультрафиолетовые лучи солнца. Под влиянием
ультрафиолетового облучения стимулируется обмен веществ,
активизируется фосфорно-кальциевый обмен, необходимый для
процессов формирования костного скелета у ребенка.
Длительный недостаток ультрафиолетовых лучей влечет за собой
рост заболевание рахитом, гриппом, тонзиллитом, катарами
верхних дыхательных путей, кариесом зубов и др.
Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор
закаливания. При избыточном пребывании под прямыми
солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные
реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара.
Начинают закаливание солнцем, в тени деревьев, затем переходят
на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног),
постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это
надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием
малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты,
через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется
еще по минуте для каждой стороны тела. постепенно доводя
время на солнце до 30 минут. Головной убор и питье –
обязательные условия закаливания солнцем. Через 2—3 минуты
по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с
температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Босохождение
При
закаливания
организма,
по
профилактике
плоскостопия,
д е т и
х о д я т
б о с и к о м
п о
гимнастическому коврику. Летом по камешкам, траве.
Выполняют
ряд
упражнений,
например:
«Подними
карандаш», «Сложи платочек», «Прокати мяч», «Кто
больше соберет орешков для белочки» и т. д…. При
этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают
хождение босиком при температуре пола не ниже 18
градусов.
Вначале в носочках, в течение 4-5 дней,
затем
полностью
босиком
по
3-4
мин.
Ежедневно
время
процедуры
увеличивается
на
1
мин.
и
постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения
босиком
заключается
в
закаливании
кожи
стоп,
которое
происходит
главным
образом
п од
воздействием низких температур пола и земли.
Эффективным средством закаливания является
хождение по солевым дорожкам.
Эффект солевых дорожек заключается в том, что
соль
раздражает
стопу
ребенка,
богатую
нервными
окончаниями.
Процедура
состоит
в
следующем.
Берутся
три
полотенца.
Первое
полотенце опускается в солевой раствор (на 1
литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на
полу
или
полиэтиленовой
пленке.
Второе
полотенце,
намоченное
в
пресной
воде
комнатной
температуры,
кладется
рядом
с
первым.
Третье
полотенце
остается
сухим.
Ребенок
встает
ногами
на
первое
полотенце,
выполняет
притопывание,
прыжки
и
т.
д.
в
течение 4-5 минут, затем переходит на второе
полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы
он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а
затем переходит на сухое полотенце и вытирает
ступни ног насухо. При проведении закаливания
на
солевых
дорожках
важно
предварительно
разогреть стопу.