Напоминание

"Волшебный мир дерева и металла"


Автор: Денисова Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 "Василек"
Населённый пункт: г.Бугульма, Республика Татарстан
Наименование материала: конспект ОД
Тема: "Волшебный мир дерева и металла"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеобразовательного вида №8 «Василёк»

Бугульминского муниципального района РТ
Образовательная деятельность
«Волшебный мир дерева и металла»
в старшей группе в рамках семинара - практикума по теме: «Организация деятельности детей по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС»

Подготовила и провела воспитатель высшей категории Денисова Марина Геннадьевна Бугульма 2014г.

«Волшебный мир дерева и металла»

(ознакомление со свойствами и качествами)

Цель занятия:
Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева.
Задачи:

образовательные
- познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева. Учить сравнивать предметы по характерным признакам. Использовать опыты для нахождения истины, делать выводы. 
развивающие
- развивать речь, логическое мышление, восприятие. Обогащать словарный запас детей понятиями пористый, плотный. 
воспитательные
- воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы, умение работать в малых группах.
Оборудование:
«чудесный» мешочек, ёмкость с горячей водой, мяч, металлические и деревянные предметы (металлический шар, деревянная ложка, металлическая и деревянная палочки, гвозди), емкости с водой на каждого ребёнка, подносы с мелкими деревянными и металлическими предметами, магниты на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Ход

занятия

.
Ребята, у нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними на русском и татарском языке (здравствуйте, исәнмесез, рәхим итегез). Какое у вас сегодня настроение? Поделитесь хорошим настроением с гостями, поднесите ладонь к губам, улыбнитесь и тихонько подуйте, пусть наше хорошее настроение передастся и им. Сегодня мы с вами совершим путешествие в Город Мастеров. А каких людей мы называем Мастерами? ( Тех, которые очень хорошо выполняют какую – либо работу.) Мастера бывают разные: резчики по дереву, гончары, чеканщики, стеклодувы. Но, чтобы попасть в Город Мастеров надо сказать волшебные слова. Давайте встанем в круг (тугәрәк ясап басыгыз). Воспитатель и дети берутся за руки и г о в о р я т : «Круг волшебный повернем, в Город Мастеров мы попадем» (экскурсия в мини-музей и просмотр презентации).
Знаете ли вы, как называются мастера, работающие с деревом? (плотник, столяр) . Какие инструменты они используют? (пила, рубанок, молоток (картинки прикреплены на доске или предложить детям инструменты игрушки, из которых они должны выбрать нужные) . Посмотрите вокруг, на предметы, которые нас окружают. Какие из них могли бы сделать столяр и плотник? Мастера, работающие с металлом и инструменты у них другие. Какие? (ножницы, молот). Какие предметы в нашей группе могли бы сделать эти мастера? Ребята, посмотрите, а здесь висит записка – просьба: «Ребята, в музее потерялся ценный экспонат. Он изготовлен из металла, очень красивый. Помогите, пожалуйста, вернуть его в музей». Ребята, поможем музею вернуть экспонат? (Да, поможем). Тогда мы с вами поиграем в сыщиков! А искать мы будем металлический предмет. Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эту коробку. А на ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы». Раз вы сыщики, то подскажите «Что находится в этой коробке? Как же узнать, что там?» (посмотреть). А е с л и н е с м о т р е т ь т о , к а к узнать? (потрогать, понюхать, по звуку). Если мы понюхаем, то узнаем, что лежит в коробке? Давайте попробуем. А как по звуку узнать? Кто попробует? И по следнее, как м ож н о узнать? (потрогать)
Д.игра

"Чудесный

мешочек".
Вы догадались, что в этой коробке? Сейчас каждый по очереди достанет из коробочки какой-нибудь предмет и назовёт его. Что ты достала, Даша? (карандаш). Как ты думаешь, из чего он сделан? Правильно, из дерева. Дима, из чего сделан гвоздь? (железо). Таким образом, дети достают из мешочка все предметы, раскладываем их на столе в две кучки. Ребята, здесь лежат предметы, которые сделаны из дерева, как можно про них сказать, какие они? Деревянные. А эти – из металла, какие они – металлические. Одни предметы сделаны только из дерева, а другие только из металла. Нам нужно найти предмет из металла. Для этого нам нужно провести несколько опытов.
В городе мастеров есть секретная лаборатория. Чтобы туда попасть, надо отгадать загадки. 1. В воде утону, в огне не сгорю (металл). 2. С топором и рубанком дружу, а вот спичек боюсь и огня берегусь (дерево). Вы разгадали все загадки и теперь можете посетить секретную лабораторию. ( У детей на подносах лежат деревянные брусочки, емкости с водой, металлические предметы, лупа. У воспитателя то же и кисть с красками, перочинный нож, ёмкость для кипятка). Чтобы найти потерянный предмет нам надо вспомнить свойства металла. Свойство – то, что отличает 1 предмет от другого. И любому сыщику в этом поможет опыт. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Приступим? (Да).
Опыты:
1.
Непрозрачные
. Попыт к а посмотреть сквозь кубик и шарик. 2.
«Легкий – тяжелый».
У металлических и деревянных предметов свойства и качества одинаковые или разные? (ответы д е т е й ) . К а к и е н а о щ у п ь деревянные предметы? Твердые или мягкие? А металлические? (ответы детей) А если мы бросим их на пол, что с ними станет? (дети бросают предметы на пол и убеждаются, что деревянные и металлические предметы прочные, они не разбиваются). 3.
«Теплый - холодный».
Давайте проверим, какой материал самый теплый. Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите её к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей). Процедура повторяется с металлической пластиной. Если мастера захотят построить дом, то какой материал они выберут? (В деревянном доме и зимой будет тепло.) 4.
«Тонет



не

тонет».
Интересно, т о н у т л и в а ш и п р е д м е т ы в в о д е (металлическая скрепка и пробка)? Т еперь бросим металлический предмет в стакан с водой. Что произошло? (Утонул .) Бросим в этот же стакан деревянный кубик. Что п р о и з о ш л о ? (Он п л а ва е т. ) П о ч е м у металлический предмет утонул, а деревянный нет? (Металл – тяжелее, а дерево легче.) Если Мастера захотят построить лодку, то какой
материал они выберут? Поэтому мебель делают из дерева. Воспитатель подводит детей к мысли, что дерево пористое, а металл плотный. Воспитатель показывает детям молоток и спрашивает, из какого материала он сделан? Мы с вами убедились, что металлические предметы тонут, а деревянные всплывают. Как вы думаете, молоток потонет, или всплывет? Дети спорят, каждый доказывает свою версию. Опускают молоток в воду и видят, что металлическая часть тонет, а деревянная всплывает. 5.
« Г л а д к и й

-

ш е р о х о в а т ы й » .
Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая). А какая у м е т а л л и ч е с к о й пластины? (гладкая). Твердое на ощупь, но е сли п р о в е с т и мет алличе ским п р ед м е том останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому предмету, то на нем отпечатка не останется. Значит дерево мягче, чем металл. Поэтому карандаши делают деревянными, а точилки – металлическими. 6.
«Твердый – мягкий».
Дерево менее плотное, оно состоит из маленьких частичек, которые неплотно прилегают друг к другу. Металл - наоборот. Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом). Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную палочку? У нас получится? А металлическую палочку? (ответы детей). Воспитатель стругает палочку вместе с детьми. Дети видят, что у воспитателя это получается. Воспитатель проделывает тоже с металлической палочкой. Ребята, почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет? Как вы думаете? (ответы детей). А сейчас я возьму деревянный кубик и попробую на нем п р о в е с т и ч е р т о ч к у металлической пластиной. Как вы думаете, получится? П р о в е р и м . А теперь деревянным кубиком попробуем провести черточку
на металлической пластине. Получится? (Предположения детей). Не получилось, так как металл – очень твердый материал, а дерево – мягче. Если Мастера захотят изготовить нож, то какой материал они для этого выберут? Почему? А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом? (Деревянные ложки, матрешки) Эти Мастера – резчики по дереву. 7.
«Звучит – не звучит».
Давайте проверим, если постучать металл о металл, а дерево о дерево, какой звук получится? (выясняют, что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий). 8.
«Прочный



хрупкий».
Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный). Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая). А теперь попытаемся вбить гвоздь в деревянную и металлическую пластину. (На столе приготовлены д е р е в я н н ы е б р у с к и , м а л е н ь к и е г в о з д и к и , молоток. Педагог показывает, ч т о з а б и т ь г в о з д ь в металлическую поверхность очень трудно (невозможно). Детям предлагается забить гвоздики в д е ре вя нную п о в е р х н о с т ь . П е д а г о г н а п о м и н а е т п р а в и л а безопасности при работе с опасными предметами, следит за выполнением задания.) Что происходит? Почему? (дерево мягкое, а металл твердый). 9. Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах). (Работа с лупой). 10. Мы с вами остается в воде деревянный пенёчек. Стакан был полон воды, а сейчас что мы видим? Вода уменьшилась. Значит, дерево поглощает влагу и от этого меняются в размере. 11. Дерево хорошо окрашивается (кисть и краски), а для металла нужна специальная краска. 12. У вас на подносах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала деревянную пластину, потом металлическую. Что произошло? Мет а лличе ская пластина притягивает к себе магнит, а деревя нная н е т. Поэтому наша магнитная доска сделана из металла, а не из дерева.
13. Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? Потрогайте ее, нагрелась ли она, так же как металлическая пластина. Нет. Свойство металла нагреваться и передавать тепло называется
теплопроводимость,
то есть проводит тепло. Поэтому трубы и батареи сделаны из металла, туда поступает горячая вода, они нагреваются и у нас в комнате становится тепло. Если оставить металлические предметы на солнце или подержать в руках они нагреются, т.к. обладают теплопроводностью. Мы вспомнили свойства м е т а л л а . Возьмите в р у к и м а г н и т ы и п о и щ и т е потерянную вещь. Она должна магнит к себе притягивать. (Дети по группе ищут экспонат – металлическую розу). Вы очень сообразительные и самые настоящие сыщики. Вот как много мы сегодня узнали о дереве и металле. Понравилось вам в городе Мастеров? (Очень). Но нам пора возвращаться в детский сад. Встанем в круг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова: «Круг волшебный повернем, в детский сад мы попадем». Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны и помогают в повседневной жизни. Нужно быть очень терпеливым, старательным, чтобы сделать красивые ложки, пирамидки… Нужно приложить много труда. Чтобы все эти предметы служили людям долго, надо очень бережно с ними обращаться. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.


В раздел образования