Напоминание

Музыкально-экологический проект "Звуки природы и музыка" - для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Дик Наталия Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МА ДОУ № 21
Населённый пункт: Краснотурьинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкально-экологический проект "Звуки природы и музыка" - для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21» г.о. Краснотурьинск

Музыкально

-

экологический

проект

«

Звуки

природы

и

музыка

»

Руководитель проекта: музыкальный руководитель

Дик Наталия Сергеевна

Участники проекта: дети старшей группы

воспитатели: Чернышева Е.В., Копытова М.В.

родители.

2020г.

1

«Красота музыки имеет своим источником

красоту окружающего мира. Пусть ребенок

чувствует красоту и восторгается ею, пусть в

его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь - июнь 2020 года).

Тип проекта: творческий, познавательный проект.

Форма реализации: групповой.

Форма

представления:

развлечения,

интеллектуальные

игры,

занятия,

музыкальный

салон.

Образовательная область: музыка, экология.

Актуальность

проекта.

Воспитание

бережного

и

внимательного

отношения

к

окружающему миру в нынешнее время как никогда актуально. Экологическая обстановка

21

века

требует

формирования

у

детей

знаний

о

природе,

о

ее

процессах

и

закономерностях. Знакомство с различными звуками природы и изображением природы в

музыке

расскажет

детям

много

нового

и

даст

толчок

познавательной

активности

в

направлении охраны окружающего мира. В рамках проекта дети узнают много нового

звукового

и

музыкального

материала,

что

обогатит

их

багаж

знаний

и

будет

способствовать

развитию

интеллектуального

и

чувственного

познания,

а

также

экологическому воспитанию дошкольников.

Цель проекта: формирование бережного и внимательного отношения к природе при

помощи музыки и звуков окружающего мира.

Задачи проекта:

создание условий для бережного отношения к природе. Учить детей слушать звуки

природы, различать разнообразные звуки, присущие разным природным явлениям;

знакомить

детей

с

музыкой

изобразительного

и

выразительного

природного

характера;

знакомить

детей

с

музыкальными

инструментами

из

природного

материала,

их

звучанием и особенностями;

воспитывать в детях культуру слушания и

внимательное отношение к образовательному

музыкальному процессу.

создавать примитивные музыкальные инструменты из

природного материала.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительная работа

• Выбор и утверждение темы.

2

• Определение целей и задач проекта.

•Подбор

информационного

материала,

детской

и

научно-познавательной

литературы,

иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

• Создание картотеки игр.

• Составление перспективно - тематического плана.

• Обеспечение условий для проведения проекта.

• Осуществление контроля над реализацией проекта.

2 этап. Основной этап

• Проведение бесед.

• Ознакомление детей с изобразительным и музыкальным искусством.

• Знакомство детей с подвижными, дидактическими музыкальными играми.

• Подготовка развлечений и познавательных викторин с презентациями на экологическую

тему.

• Постановка детского спектакля и проведение КВН на экологическую тему.

3 этап. Заключительный этап

• Презентация проекта на заседании педагогического совета.

• Обработка результатов по реализации проекта.

• Итоговый показ спектакля родителям.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня знаний по экологии у детей.

Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и

многообразия).

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Вывод

Музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие

положительной

реакции

ребенка,

помогает

услышать

природу,

ее

голоса,

осознать

увиденное

и

услышанное,

воплощать

в

цвете.

Дети

слушают,

поют,

размышляют

и

задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже

охрана природа. И именно это нужно цветам, деревьям, птицам, животным, и всем людям

на планете.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

«Звуки природы»

Направление: художественно-эстетическое.

3

Задачи:

познакомить

детей

со

звуками

природы

разных

времен

года,

с

музыкой

изобразительного

и

выразительного

характера,

учить

анализировать

особенности

разнообразных звуков времен года.

Зимние звуки

Изобразительные - бубенцы, колокольчики, музыка русских и зарубежных композиторов

про зиму.

ветер, метель и вьюга (музыка зимней природы: лютая стужа, завывает вьюга,

метель);

зимняя стужа, пурга и метель (пронзительное завывание ветра, пурга и метель);

зима, ночь - вой волка, лай собак;

городской

дворик (звуки зимнего утра в городском дворике, скрип снега, работа

дворника);

зимний парк - синички, капель (пение зимующих птиц в парке, февральская капель).

Весенние звуки

Выразительные:

весенние

птицы

во

дворе (щебетание

и

пение

городских

птиц,

весенние

настроение);

весна в городе - тает снег (таяние снега, плеск воды, журчание ручья);

весенний ручей (звуки журчания ручья, разговоры и перекличка птиц в лесу);

утреннее пение птиц (звуки весеннего леса, радостное пение лесных птиц);

звуки утреннего леса. Пение птиц (весеннее утро в лесу, перекличка и пение лесных

птиц).

Летние звуки

Летний

полдень

в

поле (поле,

звуки

жужжания,

шебуршания

насекомых,

шум

порывов ветра);

звуки леса круглые сутки (утро, день, вечер и ночь: пение птиц,

плеск воды, дождь, стрекот сверчков);

по лесной тропинке к озеру (звуки леса, пение птиц и плеск воды);

звуки дождя, гроза (ливень, гроза, пение птиц после дождя);

ночь в деревне (звуки ночи, стрекот кузнечиков и сверчков).

Осенние звуки

шум осеннего леса (звуки ветра, перекличка птиц, собирающихся в тёплые края);

осень в городском парке (шум порывов ветра, шелест листьев);

шум дождя (звуки проливного дождя, ненастная погода);

шелест осенних листьев (ветер, срывающий последние листья, шум осеннего леса и

шорох листьев);

поздняя осень, ночь (сильный порывистый ветер, дождь, шум листьев).

Работа с детьми

4

На занятиях дети знакомятся со звуками природы, музыкой композиторов

посвященной природе, тематическими песнями, презентациями с картинами зарубежных и

русских художников и видеороликами о природе.

Излагаются рассказы о природе, анализируются особенности звуков и музыки

природы.

Беседы о важности природы, о том, что ее надо беречь и уважать, помогать

повышать экологический статус природы. Проводятся тематические музыкальные игры.

Работа с родителями

Консультации для родителей, беседы о важности прогулок. На прогулках с детьми

родители должны анализировать звуки окружающего мира.

Методы

Беседа, консультации, наглядные и игровые методы.

Оборудование

Мр3-проигрыватель, проектор для презентаций или ноутбук, записи звуков

природы,

картины

природы

в

формате

jpeg,

оборудование

для

игр

шумящие

инструменты, маски-шапочки.

«Звуки животных и птиц»

Направление: художественно-эстетическое.

Задачи:

знакомить детей со звуками животных и птиц, с музыкальными произведениями и

песнями, посвященными животным и птицам зарубежных и русских композиторов;

учить

внимательно

слушать

и

анализировать

музыку,

различать

голоса

птиц

и

животных;

знакомить со средой обитания животных, с животными

и птицами местного ареала обитания;

беседовать о важности сохранения всех видов

животных и птиц.

Звуки животных

Звуки лесных, (белки, зайца, лягушки, оленя, бобра, выдры, крота, барсука, ежа,

мыши,

зарянки,

лисы,

лося,

завывание

волка,

рычание

медведя,)

и

домашних

животных (осла, овечки, кролика, курицы, цыплят, петуха, свиньи, собаки, коровы,

лошади, кошки, козла).

Музыка

зарубежных

и

русских

композиторов,

изображающая

и

выражающая

животных, их характер и повадки.

Игры,

посвященные

животным,

презентации

и

видеоряды.

Беседа

о

важности

сохранения всех видов животных, бережного и гуманного отношения к ним и их

средам обитания.

Звуки птиц

Пение птиц: лесных, степных, весенних, морских (дятла, синицы, совы, дрозда,

утки, вороны, соловья).

5

Обсуждение среды обитания птиц, презентации и видеоряды о птицах.

Знакомство с музыкой русских и зарубежных композиторов о птицах, знакомство с

картинами русских и зарубежных художников о птицах.

Беседа о важности сохранения всех видов птиц, а подкормке и перелете птиц.

Игры и танцы по теме.

Методы

Беседа, технические средства обучения, наглядно-образные методы, игровые методы.

Работа с детьми

Знакомиться с новым материалом, рассматривать и слушать звуки животных и птиц,

проводить тематические игры и танцы.

Отражение пройденного материала в художественных работах детей.

Работа с родителями

Консультации для родителей по экологии, организация выставки детского творчества

по теме.

Оборудование

Мр3-проигрыватель, проектор для презентаций, записи звуков птиц и животных,

изображения животных в формате jpeg, оборудование для игр - шумящие инструменты,

маски-шапочки.

«Звуки воды»

Направление: художественно-эстетическое

Задачи:

знакомить

детей

со

звуками

воды,

свойствами

воды.

Знакомить

с

творчеством

русских и зарубежных композиторов, посвященным воде в природе;

учить

бережно

относиться

к

питьевой

воде

и

воспитывать

культуру

чистоты

мирового океана. Учить видеть красоту воды, ее звуков, анализировать и воплощать

музыку в движении.

Звуки воды в природе

Шум дождя, звук ручейка, шум моря, прибоя, звук капели.

Музыка

выразительного

и

изобразительного

характера

русских

и

зарубежных

композиторов о воде.

Видеоряд с музыкой о воде, презентации.

Беседы о важности сохранения питьевой воды, о чистоте воды мирового океана и

влиянии

загрязнений

воды

на

природу.

Пластические

этюды

и

релаксационные

упражнения связанные с водой.

6

Методы

Наглядный, беседа, ТСО-методы, двигательные методы.

Работа с детьми

Занятия, содержащие в себе знакомство со звуками воды, слушание музыкального

материала, связанного с темой воды.

Знакомство с картинами русских и зарубежных художников о воде.

Рассматривание видеоматериала.

Беседы о значении воды для человека и животных, пластические этюды на тему

воды.

Работа с родителями

Консультации на тему звуков воды, творческий проект – создание инструментов,

изображающих шум дождя из подручного материала с детьми.

Оборудование

Мр3-проигрыватель, проектор

для презентаций, записи звуков воды в природе,

картины художников в формате jpeg, оборудование для пластических этюдов - ленты.

«Музыкальные инструменты и природа»

Направление: художественно-эстетическое.

Задачи:

знакомить детей с музыкальными инструментами из природного материала;

знакомить со звучанием природных материалов, учить слушать музыку;

воспитывать бережное отношение к природе при помощи музыки.

Музыкальные инструменты и природа

Музыкальные инструменты из дерева - духовые, ударные, клавишные.

Рассказ об устройстве музыкальных инструментов, истории их появления.

Звучание природного материала - камни, палочки, песок.

Презентация и видеоряд с музыкой, посвященная музыкальным инструментам из

природного материала.

Работа с детьми

Проводится занятие на тему музыкальных инструментов из природного материала,

содержащее в себе беседу о музыкальных инструментах, их происхождении и устройстве.

Также проводится игровой оркестр из природных материалов под музыку.

Работа с родителями

7

Консультации на тему музыкальных инструментов из природного материала,

организация совместного сбора природного материала для занятий с детьми.

8



В раздел образования