Автор: Дик Наталия Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МА ДОУ № 21
Населённый пункт: Краснотурьинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкально-экологический проект "Звуки природы и музыка" - для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21» г.о. Краснотурьинск
Музыкально
-
экологический
проект
«
Звуки
природы
и
музыка
»
Руководитель проекта: музыкальный руководитель
Дик Наталия Сергеевна
Участники проекта: дети старшей группы
воспитатели: Чернышева Е.В., Копытова М.В.
родители.
2020г.
1
«Красота музыки имеет своим источником
красоту окружающего мира. Пусть ребенок
чувствует красоту и восторгается ею, пусть в
его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь - июнь 2020 года).
Тип проекта: творческий, познавательный проект.
Форма реализации: групповой.
Форма
представления:
развлечения,
интеллектуальные
игры,
занятия,
музыкальный
салон.
Образовательная область: музыка, экология.
Актуальность
проекта.
Воспитание
бережного
и
внимательного
отношения
к
окружающему миру в нынешнее время как никогда актуально. Экологическая обстановка
21
века
требует
формирования
у
детей
знаний
о
природе,
о
ее
процессах
и
закономерностях. Знакомство с различными звуками природы и изображением природы в
музыке
расскажет
детям
много
нового
и
даст
толчок
познавательной
активности
в
направлении охраны окружающего мира. В рамках проекта дети узнают много нового
звукового
и
музыкального
материала,
что
обогатит
их
багаж
знаний
и
будет
способствовать
развитию
интеллектуального
и
чувственного
познания,
а
также
экологическому воспитанию дошкольников.
Цель проекта: формирование бережного и внимательного отношения к природе при
помощи музыки и звуков окружающего мира.
Задачи проекта:
создание условий для бережного отношения к природе. Учить детей слушать звуки
природы, различать разнообразные звуки, присущие разным природным явлениям;
знакомить
детей
с
музыкой
изобразительного
и
выразительного
природного
характера;
знакомить
детей
с
музыкальными
инструментами
из
природного
материала,
их
звучанием и особенностями;
воспитывать в детях культуру слушания и
внимательное отношение к образовательному
музыкальному процессу.
создавать примитивные музыкальные инструменты из
природного материала.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительная работа
• Выбор и утверждение темы.
2
• Определение целей и задач проекта.
•Подбор
информационного
материала,
детской
и
научно-познавательной
литературы,
иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
• Создание картотеки игр.
• Составление перспективно - тематического плана.
• Обеспечение условий для проведения проекта.
• Осуществление контроля над реализацией проекта.
2 этап. Основной этап
• Проведение бесед.
• Ознакомление детей с изобразительным и музыкальным искусством.
• Знакомство детей с подвижными, дидактическими музыкальными играми.
• Подготовка развлечений и познавательных викторин с презентациями на экологическую
тему.
• Постановка детского спектакля и проведение КВН на экологическую тему.
3 этап. Заключительный этап
• Презентация проекта на заседании педагогического совета.
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Итоговый показ спектакля родителям.
Ожидаемые результаты
Повышение уровня знаний по экологии у детей.
Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и
многообразия).
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей.
Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.
Вывод
Музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие
положительной
реакции
ребенка,
помогает
услышать
природу,
ее
голоса,
осознать
увиденное
и
услышанное,
воплощать
в
цвете.
Дети
слушают,
поют,
размышляют
и
задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже
охрана природа. И именно это нужно цветам, деревьям, птицам, животным, и всем людям
на планете.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
«Звуки природы»
Направление: художественно-эстетическое.
3
Задачи:
познакомить
детей
со
звуками
природы
разных
времен
года,
с
музыкой
изобразительного
и
выразительного
характера,
учить
анализировать
особенности
разнообразных звуков времен года.
Зимние звуки
Изобразительные - бубенцы, колокольчики, музыка русских и зарубежных композиторов
про зиму.
ветер, метель и вьюга (музыка зимней природы: лютая стужа, завывает вьюга,
метель);
зимняя стужа, пурга и метель (пронзительное завывание ветра, пурга и метель);
зима, ночь - вой волка, лай собак;
городской
дворик (звуки зимнего утра в городском дворике, скрип снега, работа
дворника);
зимний парк - синички, капель (пение зимующих птиц в парке, февральская капель).
Весенние звуки
Выразительные:
весенние
птицы
во
дворе (щебетание
и
пение
городских
птиц,
весенние
настроение);
весна в городе - тает снег (таяние снега, плеск воды, журчание ручья);
весенний ручей (звуки журчания ручья, разговоры и перекличка птиц в лесу);
утреннее пение птиц (звуки весеннего леса, радостное пение лесных птиц);
звуки утреннего леса. Пение птиц (весеннее утро в лесу, перекличка и пение лесных
птиц).
Летние звуки
Летний
полдень
в
поле (поле,
звуки
жужжания,
шебуршания
насекомых,
шум
порывов ветра);
звуки леса круглые сутки (утро, день, вечер и ночь: пение птиц,
плеск воды, дождь, стрекот сверчков);
по лесной тропинке к озеру (звуки леса, пение птиц и плеск воды);
звуки дождя, гроза (ливень, гроза, пение птиц после дождя);
ночь в деревне (звуки ночи, стрекот кузнечиков и сверчков).
Осенние звуки
шум осеннего леса (звуки ветра, перекличка птиц, собирающихся в тёплые края);
осень в городском парке (шум порывов ветра, шелест листьев);
шум дождя (звуки проливного дождя, ненастная погода);
шелест осенних листьев (ветер, срывающий последние листья, шум осеннего леса и
шорох листьев);
поздняя осень, ночь (сильный порывистый ветер, дождь, шум листьев).
Работа с детьми
4
На занятиях дети знакомятся со звуками природы, музыкой композиторов
посвященной природе, тематическими песнями, презентациями с картинами зарубежных и
русских художников и видеороликами о природе.
Излагаются рассказы о природе, анализируются особенности звуков и музыки
природы.
Беседы о важности природы, о том, что ее надо беречь и уважать, помогать
повышать экологический статус природы. Проводятся тематические музыкальные игры.
Работа с родителями
Консультации для родителей, беседы о важности прогулок. На прогулках с детьми
родители должны анализировать звуки окружающего мира.
Методы
Беседа, консультации, наглядные и игровые методы.
Оборудование
Мр3-проигрыватель, проектор для презентаций или ноутбук, записи звуков
природы,
картины
природы
в
формате
jpeg,
оборудование
для
игр
–
шумящие
инструменты, маски-шапочки.
«Звуки животных и птиц»
Направление: художественно-эстетическое.
Задачи:
знакомить детей со звуками животных и птиц, с музыкальными произведениями и
песнями, посвященными животным и птицам зарубежных и русских композиторов;
учить
внимательно
слушать
и
анализировать
музыку,
различать
голоса
птиц
и
животных;
знакомить со средой обитания животных, с животными
и птицами местного ареала обитания;
беседовать о важности сохранения всех видов
животных и птиц.
Звуки животных
Звуки лесных, (белки, зайца, лягушки, оленя, бобра, выдры, крота, барсука, ежа,
мыши,
зарянки,
лисы,
лося,
завывание
волка,
рычание
медведя,)
и
домашних
животных (осла, овечки, кролика, курицы, цыплят, петуха, свиньи, собаки, коровы,
лошади, кошки, козла).
Музыка
зарубежных
и
русских
композиторов,
изображающая
и
выражающая
животных, их характер и повадки.
Игры,
посвященные
животным,
презентации
и
видеоряды.
Беседа
о
важности
сохранения всех видов животных, бережного и гуманного отношения к ним и их
средам обитания.
Звуки птиц
Пение птиц: лесных, степных, весенних, морских (дятла, синицы, совы, дрозда,
утки, вороны, соловья).
5
Обсуждение среды обитания птиц, презентации и видеоряды о птицах.
Знакомство с музыкой русских и зарубежных композиторов о птицах, знакомство с
картинами русских и зарубежных художников о птицах.
Беседа о важности сохранения всех видов птиц, а подкормке и перелете птиц.
Игры и танцы по теме.
Методы
Беседа, технические средства обучения, наглядно-образные методы, игровые методы.
Работа с детьми
Знакомиться с новым материалом, рассматривать и слушать звуки животных и птиц,
проводить тематические игры и танцы.
Отражение пройденного материала в художественных работах детей.
Работа с родителями
Консультации для родителей по экологии, организация выставки детского творчества
по теме.
Оборудование
Мр3-проигрыватель, проектор для презентаций, записи звуков птиц и животных,
изображения животных в формате jpeg, оборудование для игр - шумящие инструменты,
маски-шапочки.
«Звуки воды»
Направление: художественно-эстетическое
Задачи:
знакомить
детей
со
звуками
воды,
свойствами
воды.
Знакомить
с
творчеством
русских и зарубежных композиторов, посвященным воде в природе;
учить
бережно
относиться
к
питьевой
воде
и
воспитывать
культуру
чистоты
мирового океана. Учить видеть красоту воды, ее звуков, анализировать и воплощать
музыку в движении.
Звуки воды в природе
Шум дождя, звук ручейка, шум моря, прибоя, звук капели.
Музыка
выразительного
и
изобразительного
характера
русских
и
зарубежных
композиторов о воде.
Видеоряд с музыкой о воде, презентации.
Беседы о важности сохранения питьевой воды, о чистоте воды мирового океана и
влиянии
загрязнений
воды
на
природу.
Пластические
этюды
и
релаксационные
упражнения связанные с водой.
6
Методы
Наглядный, беседа, ТСО-методы, двигательные методы.
Работа с детьми
Занятия, содержащие в себе знакомство со звуками воды, слушание музыкального
материала, связанного с темой воды.
Знакомство с картинами русских и зарубежных художников о воде.
Рассматривание видеоматериала.
Беседы о значении воды для человека и животных, пластические этюды на тему
воды.
Работа с родителями
Консультации на тему звуков воды, творческий проект – создание инструментов,
изображающих шум дождя из подручного материала с детьми.
Оборудование
Мр3-проигрыватель, проектор
для презентаций, записи звуков воды в природе,
картины художников в формате jpeg, оборудование для пластических этюдов - ленты.
«Музыкальные инструменты и природа»
Направление: художественно-эстетическое.
Задачи:
знакомить детей с музыкальными инструментами из природного материала;
знакомить со звучанием природных материалов, учить слушать музыку;
воспитывать бережное отношение к природе при помощи музыки.
Музыкальные инструменты и природа
Музыкальные инструменты из дерева - духовые, ударные, клавишные.
Рассказ об устройстве музыкальных инструментов, истории их появления.
Звучание природного материала - камни, палочки, песок.
Презентация и видеоряд с музыкой, посвященная музыкальным инструментам из
природного материала.
Работа с детьми
Проводится занятие на тему музыкальных инструментов из природного материала,
содержащее в себе беседу о музыкальных инструментах, их происхождении и устройстве.
Также проводится игровой оркестр из природных материалов под музыку.
Работа с родителями
7
Консультации на тему музыкальных инструментов из природного материала,
организация совместного сбора природного материала для занятий с детьми.
8