Автор: Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления №173"
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по развитию речи в старшей группе"Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи в старшей группе
«Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы»
Задачи:
1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя
метод мнемотехники.
2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,
используя слова и выражения из текста.
3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег - снежинка- снегирь-
снегурочка – снежный - снеговик- снегопад- снежок) .
4. Развивать фонематический слух
5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при
чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи)
Ход занятия:
1 часть Вводная
Какое сейчас время года? Какие зимние месяцы вы знаете*
- А любите ли вы зиму и почему?
Я тоже очень люблю зиму, потому что можно и на санках и на лыжах покататься и
снега много- много. А ещё я люблю зиму, потому что зимой самый любимый праздник
– Новый год. Что это за праздник? Вы готовитесь к нему? Давайте с вами разучим
стихотворение для деда мороза , а о ком это стихотворение вы узнаете , если соберете
правильно фигуру. (дети собирают из кругов снеговика)
2 часть основная
Правильно,
Стихотворение называется «Снеговик», написала Мария Познанская.
Давай дружок, давай, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза…шляпа…нос…метла…
Но солнце припечет слегка-
Увы! – и нет снеговика.
1.Как позвали друзей?
(После ответов детей произношу строчку точно по тексту)
2.Как будем лепить снеговика?
3.Во что превратится снежок?
4.Кем станет ком?
5.Какая у него улыбка?
6.Что есть у снеговика?
7.Что припечет снеговика?
8.Что стало?
Ну как, понравилось стихотворение?
- Сегодня, мы ещё раз попробуем выучить его с помощью рисунков-помощников. А вы
мне помогайте.
Заучивание при помощи мнемотаблицы
Давайте отдохнём и поиграем со снежинками
1)Дыхательная гимнастика.
-Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их.
-Ой, смотрите, снежинки и на вашей руке, сдуйте их.
-Таня, вдох носом, выдох через рот.
- поднимите снежинку вверх, вниз, положите на плечо, спрчьте за спину…
2) Давайте поиграем со словом «снежинка» скажем его весело (произносят), хорошо.
А грустно, (произносят) молодцы. А теперь удивленно. А Кирилл как удивлённо
скажет. Молодец. А громко(произносят) – ай молодцы, и тихо (произносят)–
замечательно.
Игра с мячом «Назови ласково»
– Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.
•
Снег – снежок
•
Снежинка – снежиночка
•
Мороз – морозец
•
Сосулька – сосулечка
•
Лед – ледок
•
Холод – холодок
•
Метель – (метелица
. Зима- зимушка
Река- реченька
Снеговик- снеговичок
Дидактическое упражнение «Как сказать одним словом?»
- замерзшая вода (лед);
- падает снег (снегопад);
- сильная метель (вьюга);
- снег прилип к деревьям (иней).
Придумайте слова на букву «С» ( картинка ).
-Снеговик предлагает поиграть в игру «Назови действие», вам нужно закончить
предложение:
-зимой метель…метет
-ночью ветер в трубах…воет, завывает
-из снеговой тучи снежинки…падают, кружатся, летят
-в лесу зимой голодный волк…воет
-зимой медведь в берлоге…спит
-мороз щеки и носы…щиплет
-зимой вода в реке…замерзает
-зимой снег все вокруг…накрывает
-под снегом травка зимой…греется
-зимой мы на санках…катаемся.
Игра «найди различия «
Игра «Подбери признак».
Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый и т. д.
Лед (какой?) – твердый, толстый, прозрачный, гладкий, холодный, хрупкий и т. д.
Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
Коньки (какие?) – железные, острые, блестящие, детские и т. д.
Лыжи (какие?) – желтые, деревянные, длинные, короткие и т. д.