Автор: Филатова Александра Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 118
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Характеристика рабочей программы инструктора по физической культуре
Раздел: дошкольное образование
Характеристика рабочей программы инструктора по физической культуре
Одним из приоритетных направлений развития дошкольных
образовательных учреждений является создание условий для физического
развития и укрепления здоровья дошкольников. Инструктор по физической
культуре для эффективной работы с детьми 2-7 лет должен быть настоящим
профессионалом своего дела. И в едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019г
говорится, что инструктор по физической культуре должен знать: «… законы
и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о
правах ребенка; педагогику и психологию; возрастную физиологию,
анатомию; санитарию и гигиену…».
Ознакомившись с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.
от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" Глава 7 Статья 64.
Дошкольное образование, нам известно следующее:
1 . Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
и
личностных качеств,
формирование
предпосылок
учебной
деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2.
Образовательные
программы
дошкольного
образования
направлены
на
разностороннее
развитие
детей
дошкольного
возраста с
учетом
их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного
освоения
ими
образовательных
программ
начального
общего
образования,
на
основе
индивидуального
подхода
к
детям
дошкольного
возраста
и
специфичных
для
детей
дошкольного
возраста
видов
деятельности.
Следующий нормативно-правовой документ, который регламентирует
работу специалистов ДОУ, Федеральный государственный образовательный
1
стандарт дошкольного образования. В п. 2.6. …Физическое развитие
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег,
мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
Документом,
в
соответствии
с
которым
организовывает ся
образовательный процесс инструктора по физической культуре дошкольного
образовательного учреждения, является Рабочая программа, разработанная
специалистом в
соответствии
с
нормативно-правовыми
документами,
который должен обеспечить достижение целевых ориентиров:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013г № 1155);
Методические
рекомендации
к
составлению
рабочей
программы
воспитателей и специалистов в ДОУ;
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
2
учреждений» (постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15.05.2013г № 26);
Основная образовательная программа ДОУ;
Устав ДОУ.
Примерные структурные элементы рабочей программы инструктора по
физической
культуре
дошкольного
образовательного
учреждения,
в
соответствии с пунктом 2.11, 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 (раздел II) ФГОС ДО:
Раздел 1 «Целевой».
1.
Пояснительная записка
- Направленность Программы – указывается образовательная область
по ФГОС ДО: «Физическое развитие»;
- Цели и задачи Программы – совпадают с целями и задачами Основной
образовательной
программы
ДОУ
(ООП
ДОУ),
Примерной
основной
образовательной программы ДО (ПООП ДО).
Цель для всех возрастов может быть одна, например: создать условия для
гармоничного физического развития, формирования интереса, ценностного
отношения к занятиям физической культурой и основ здорового образа
жизни;
Задачи должны соответствовать возрасту детей и начинаться со слов:
формировать, учить, приучать, развивать, закреплять.
-
Принципы
построения
Программы
– описываются
принципы
физического развития детей, регламентирующие содержание, построение,
организацию
педагогического
процесса:
дидактические
(наглядность,
доступность,
учет
индивидуальных
и
возрастных
особенностей,
сознательность
и
активность
ребенка),
специальные
(непрерывность,
3
цикличность, последовательность наращивания тренирующих воздействий)
и гигиенические (сбалансированность нагрузок, рациональность чередования
деятельности и отдыха, оздоровительная направленность)
-
Возрастные
особенности
воспитанников
–
инструктору
по
физической
культуре
необходимо
учитывать
особенности
физического
развития детей, для получения максимального эффекта в воспитательной и
образовательной
деятельности.
Только
тогда
физические
упражнения,
игры, принесут ребенку не только удовольствие, но и пользу.
2
. Планируемые
результаты
реализации
Программы
–
формулируются исходя из возрастных особенностей ребенка, целей и задач,
поставленных в данной возрастной группе;
3. Мониторинг освоения образовательной деятельности - согласно п.
3.2.3 ФГОС ДО, при реализации образовательной программы дошкольного
образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития
детей
дошкольного
возраста
в
рамках
педагогической
диагностики
(мониторинга). Оценивается индивидуальное развитие физических качеств
ребенка (овладения основными движениями), динамику этих показателей в
течение года. К ним относятся: быстрота , сила, гибкость, выносливость и
ловкость.
Раздел 2 «Содержательный»
Представляет общее содержание рабочей программы, обеспечивающее
полноценное
развитие
личности
детей,
в образовательной
области
«физическое развитие»:
1.
Двигательная
деятельность.
Р а с к р ы в а ю т с я
ф о рм ы
образовательной
деятельности:
подвижные
игры
и
игры
малой
подвижности, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные
4
игры,
физкультурные
праздники
и
развлечения,
утренняя
гимнастика,
физминутки, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры.
2.
О п и с а н и е
ф о р м ,
с п о с о б о в ,
м е т о д о в
и
п р и е м о в
реализации Программы.
Формы
реализации программы (совместная
деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей);
способы (индивидуальный, групповой); методы и приемы (Наглядные: показ
техники
выполнения
физических
упражнений,
использование
наглядных
пособий
и
физкультурного
оборудования,
зрительные
ориентиры,
показ
образовательной презентации; Словесные: объяснения, пояснения, указания;
подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям и поиск ответов;
образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция; Практические:
выполнение
и
повторение
упражнений
без
изменения
и
с
изменениями;
выполнение
упражнений
в
игровой
форме;
выполнение
упражнений
в
соревновательной
форме;
самостоятельное
выполнение
упражнений
на
детском спортивном оборудовании в свободной игре).
3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Формы
поддержки
детской
инициативы:
совместная
деятельность
взрослого
с
детьми (игры, развлечения и т.п.); проектная деятельность направленная
на
усовершенствование
физических
качеств
детей,
спортивные
игры,
укрепление
здоровья
и
т.п.;
создание
условий
для
самостоятельной
деятельности детей (доступный инвентарь для спортивных игр в группах и
физкультурном зале)
4
. Особенности
взаимодействия педагогического коллектива
с
семьями. Направлено на повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей: консультации, семейные праздники и развлечения, памятки
и брошюры, мастер-классы.
5
5
. К о р р е к ц и о н н а я
р а б о т а
и / и л и
и н к л ю з и в н о е
образование включается в Программу, если планируется ее освоение детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Раздел
должен
содержать
специальные условия для получения образования детьми с ограниченными
возможност ями
здоровья,
в
том
числ е механизмы
адаптации
Программы д л я
у к а з а н н ы х
д е т е й , использование
специальных
образовательных программ и методов, специальных методических пособий и
дидактических
материалов,
проведение
групповых
и
индивидуальных
коррекционных
занятий и
осуществления
квалифицированной
коррекции
нарушений их развития.
Раздел 3 «Организационный»
1 . Материально-техническое обеспечение. Средства, направленные на
развитие деятельности детей (оборудование для ходьбы, бега, ползания,
лазанья, прыгания – гимнастическая скамейка, шведская стенка, стойки для
прыжков в высоту и т.д. ; спортивный инвентарь - мячи, скакалки, гантели,
обручи,
гимнастические
палки
и
т.д.); наглядно-дидактический материал
(картинки
с
изображением
летних
и
зимних
видов
спорта,
картотека
подвижных и малоподвижных игр и т.п.); информационные и технические
средства (магнитофон, аудио материал, ноутбук)
2. Планирование образовательной деятельности.
Указывается объем
Программы (1 академический час=1 занятие) и продолжительность НОД
для каждой возрастной группы по СанПин (15 минут в младшей группе, 20
минут
в
средней
группе,
25
минут
в
старшей
группе,
30
минут
в
подготовительной к школе группе). В комплексно - тематическом плане
раскрывается
последовательность
изучения
разделов
и
тем
программы.
Может быть представлена в виде таблицы. Указываются формы работы с
детьми и итоговые мероприятия.
6
3
. Методическое
обеспечение. Перечень
методических
пособий,
образовательных программ, обеспечивающих реализацию образовательной
деятельности:
примерная
основная
образовательная
программа
дошкольного образования ДОУ, методические пособия к программе.
4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий –
описываются
мероприятия
с
воспитанниками
ДОУ,
с
родителями
дошкольников, позволяющие
проявить
свои
навыки,
умения,
творческую
инициативу, служащие нравственному воспитанию детей, формирующие у
дошкольников
дисциплинированность,
культуру
поведения. К
таким
мероприятиям могут относиться: спортивные праздники и физкультурные
развлечения (День защитника отечества, День космонавтики, День смеха,
День защиты детей и т.п.), теоретические и практические олимпиады,
кружки, клубы и секции.
5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Предметно-пространственная
среда
должна
соответствовать
санитарно - гигиеническим, анатомо- физиологическим, психологическим и
э с т е т и ч е с к и м
т р е б о в а н и я м
и
н о р м а м :
б е з о п а с н а ;
максимально эффективна; удобна к применению; компактна; универсальна;
технологична и проста в изготовлении; эстетически оформлена.
7
Заключение
Разработка
рабочей
программы
по
физической
культуре
очень
трудоемкий
процесс.
Необходимо
не
только
ознакомиться
с
большим
объемом материала по данной теме, но и грамотно обработать полученную
информацию и зафиксировать с учетом требований нормативно-правовых
документов. Учитывая психофизиологические особенности детей, состояние
здоровья,
уровень
физической
подготовленности,
возраста
и
гендерной
принадлежности воспитанников, используя различные методы и средства
обучения, специалист достигнет поставленных целей и задач, заявленных в
рабочей программе.
8
Список литературы
1.
Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019г;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020)
"Об образовании в Российской Федерации";
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования образования (приказ Министерства образования и
науки РФ от 17.10.2013г № 1155);
4.
Методические рекомендации к составлению рабочей программы
воспитателей и специалистов в ДОУ;
5.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений» (постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15.05.2013г № 26);
6.
Электронный ресурс удаленного доступа (Internet)
9
Приложения
В приложении к рабочей программе могут быть представлены
следующие материалы:
1.
Комплексно -тематический план на каждую возрастную группу
воспитанников ДОУ;
2.
Конспекты (сценарии) различных форм образовательной
деятельности;
3.
Описание игр и игровых упражнений;
4.
Сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
5.
Сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитан-
ников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для
родителей;
6.
Визуальные средства информации для детей, родителей,
педагогов.
10