Напоминание

Характеристика рабочей программы инструктора по физической культуре


Автор: Филатова Александра Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 118
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Характеристика рабочей программы инструктора по физической культуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика рабочей программы инструктора по физической культуре

Одним из приоритетных направлений развития дошкольных

образовательных учреждений является создание условий для физического

развития и укрепления здоровья дошкольников. Инструктор по физической

культуре для эффективной работы с детьми 2-7 лет должен быть настоящим

профессионалом своего дела. И в едином квалификационном справочнике

должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019г

говорится, что инструктор по физической культуре должен знать: «… законы

и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,

физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о

правах ребенка; педагогику и психологию; возрастную физиологию,

анатомию; санитарию и гигиену…».

Ознакомившись с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.

от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" Глава 7 Статья 64.

Дошкольное образование, нам известно следующее:

1 . Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,

развитие

физических,

интеллектуальных,

нравственных,

эстетических

и

личностных качеств,

формирование

предпосылок

учебной

деятельности,

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2.

Образовательные

программы

дошкольного

образования

направлены

на

разностороннее

развитие

детей

дошкольного

возраста с

учетом

их

возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми

дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для

успешного

освоения

ими

образовательных

программ

начального

общего

образования,

на

основе

индивидуального

подхода

к

детям

дошкольного

возраста

и

специфичных

для

детей

дошкольного

возраста

видов

деятельности.

Следующий нормативно-правовой документ, который регламентирует

работу специалистов ДОУ, Федеральный государственный образовательный

1

стандарт дошкольного образования. В п. 2.6. …Физическое развитие

включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,

направленных на развитие таких физических качеств, как координация и

гибкость; способствующих правильному формированию опорно-

двигательной системы организма, развитию равновесия, координации

движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не

наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег,

мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных

представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с

правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в

двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни,

овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,

двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и

др.).

Документом,

в

соответствии

с

которым

организовывает ся

образовательный процесс инструктора по физической культуре дошкольного

образовательного учреждения, является Рабочая программа, разработанная

специалистом в

соответствии

с

нормативно-правовыми

документами,

который должен обеспечить достижение целевых ориентиров:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ

(ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от

17.10.2013г № 1155);

Методические

рекомендации

к

составлению

рабочей

программы

воспитателей и специалистов в ДОУ;

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

2

учреждений» (постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15.05.2013г № 26);

Основная образовательная программа ДОУ;

Устав ДОУ.

Примерные структурные элементы рабочей программы инструктора по

физической

культуре

дошкольного

образовательного

учреждения,

в

соответствии с пунктом 2.11, 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 (раздел II) ФГОС ДО:

Раздел 1 «Целевой».

1.

Пояснительная записка

- Направленность Программы – указывается образовательная область

по ФГОС ДО: «Физическое развитие»;

- Цели и задачи Программы – совпадают с целями и задачами Основной

образовательной

программы

ДОУ

(ООП

ДОУ),

Примерной

основной

образовательной программы ДО (ПООП ДО).

Цель для всех возрастов может быть одна, например: создать условия для

гармоничного физического развития, формирования интереса, ценностного

отношения к занятиям физической культурой и основ здорового образа

жизни;

Задачи должны соответствовать возрасту детей и начинаться со слов:

формировать, учить, приучать, развивать, закреплять.

-

Принципы

построения

Программы

– описываются

принципы

физического развития детей, регламентирующие содержание, построение,

организацию

педагогического

процесса:

дидактические

(наглядность,

доступность,

учет

индивидуальных

и

возрастных

особенностей,

сознательность

и

активность

ребенка),

специальные

(непрерывность,

3

цикличность, последовательность наращивания тренирующих воздействий)

и гигиенические (сбалансированность нагрузок, рациональность чередования

деятельности и отдыха, оздоровительная направленность)

-

Возрастные

особенности

воспитанников

инструктору

по

физической

культуре

необходимо

учитывать

особенности

физического

развития детей, для получения максимального эффекта в воспитательной и

образовательной

деятельности.

Только

тогда

физические

упражнения,

игры, принесут ребенку не только удовольствие, но и пользу.

2

. Планируемые

результаты

реализации

Программы

формулируются исходя из возрастных особенностей ребенка, целей и задач,

поставленных в данной возрастной группе;

3. Мониторинг освоения образовательной деятельности - согласно п.

3.2.3 ФГОС ДО, при реализации образовательной программы дошкольного

образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития

детей

дошкольного

возраста

в

рамках

педагогической

диагностики

(мониторинга). Оценивается индивидуальное развитие физических качеств

ребенка (овладения основными движениями), динамику этих показателей в

течение года. К ним относятся: быстрота , сила, гибкость, выносливость и

ловкость.

Раздел 2 «Содержательный»

Представляет общее содержание рабочей программы, обеспечивающее

полноценное

развитие

личности

детей,

в образовательной

области

«физическое развитие»:

1.

Двигательная

деятельность.

Р а с к р ы в а ю т с я

ф о рм ы

образовательной

деятельности:

подвижные

игры

и

игры

малой

подвижности, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные

4

игры,

физкультурные

праздники

и

развлечения,

утренняя

гимнастика,

физминутки, гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры.

2.

О п и с а н и е

ф о р м ,

с п о с о б о в ,

м е т о д о в

и

п р и е м о в

реализации Программы.

Формы

реализации программы (совместная

деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей);

способы (индивидуальный, групповой); методы и приемы (Наглядные: показ

техники

выполнения

физических

упражнений,

использование

наглядных

пособий

и

физкультурного

оборудования,

зрительные

ориентиры,

показ

образовательной презентации; Словесные: объяснения, пояснения, указания;

подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям и поиск ответов;

образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция; Практические:

выполнение

и

повторение

упражнений

без

изменения

и

с

изменениями;

выполнение

упражнений

в

игровой

форме;

выполнение

упражнений

в

соревновательной

форме;

самостоятельное

выполнение

упражнений

на

детском спортивном оборудовании в свободной игре).

3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Формы

поддержки

детской

инициативы:

совместная

деятельность

взрослого

с

детьми (игры, развлечения и т.п.); проектная деятельность направленная

на

усовершенствование

физических

качеств

детей,

спортивные

игры,

укрепление

здоровья

и

т.п.;

создание

условий

для

самостоятельной

деятельности детей (доступный инвентарь для спортивных игр в группах и

физкультурном зале)

4

. Особенности

взаимодействия педагогического коллектива

с

семьями. Направлено на повышение компетентности родителей (законных

представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления

здоровья детей: консультации, семейные праздники и развлечения, памятки

и брошюры, мастер-классы.

5

5

. К о р р е к ц и о н н а я

р а б о т а

и / и л и

и н к л ю з и в н о е

образование включается в Программу, если планируется ее освоение детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Раздел

должен

содержать

специальные условия для получения образования детьми с ограниченными

возможност ями

здоровья,

в

том

числ е механизмы

адаптации

Программы д л я

у к а з а н н ы х

д е т е й , использование

специальных

образовательных программ и методов, специальных методических пособий и

дидактических

материалов,

проведение

групповых

и

индивидуальных

коррекционных

занятий и

осуществления

квалифицированной

коррекции

нарушений их развития.

Раздел 3 «Организационный»

1 . Материально-техническое обеспечение. Средства, направленные на

развитие деятельности детей (оборудование для ходьбы, бега, ползания,

лазанья, прыгания – гимнастическая скамейка, шведская стенка, стойки для

прыжков в высоту и т.д. ; спортивный инвентарь - мячи, скакалки, гантели,

обручи,

гимнастические

палки

и

т.д.); наглядно-дидактический материал

(картинки

с

изображением

летних

и

зимних

видов

спорта,

картотека

подвижных и малоподвижных игр и т.п.); информационные и технические

средства (магнитофон, аудио материал, ноутбук)

2. Планирование образовательной деятельности.

Указывается объем

Программы (1 академический час=1 занятие) и продолжительность НОД

для каждой возрастной группы по СанПин (15 минут в младшей группе, 20

минут

в

средней

группе,

25

минут

в

старшей

группе,

30

минут

в

подготовительной к школе группе). В комплексно - тематическом плане

раскрывается

последовательность

изучения

разделов

и

тем

программы.

Может быть представлена в виде таблицы. Указываются формы работы с

детьми и итоговые мероприятия.

6

3

. Методическое

обеспечение. Перечень

методических

пособий,

образовательных программ, обеспечивающих реализацию образовательной

деятельности:

примерная

основная

образовательная

программа

дошкольного образования ДОУ, методические пособия к программе.

4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

описываются

мероприятия

с

воспитанниками

ДОУ,

с

родителями

дошкольников, позволяющие

проявить

свои

навыки,

умения,

творческую

инициативу, служащие нравственному воспитанию детей, формирующие у

дошкольников

дисциплинированность,

культуру

поведения. К

таким

мероприятиям могут относиться: спортивные праздники и физкультурные

развлечения (День защитника отечества, День космонавтики, День смеха,

День защиты детей и т.п.), теоретические и практические олимпиады,

кружки, клубы и секции.

5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды.

Предметно-пространственная

среда

должна

соответствовать

санитарно - гигиеническим, анатомо- физиологическим, психологическим и

э с т е т и ч е с к и м

т р е б о в а н и я м

и

н о р м а м :

б е з о п а с н а ;

максимально эффективна; удобна к применению; компактна; универсальна;

технологична и проста в изготовлении; эстетически оформлена.

7

Заключение

Разработка

рабочей

программы

по

физической

культуре

очень

трудоемкий

процесс.

Необходимо

не

только

ознакомиться

с

большим

объемом материала по данной теме, но и грамотно обработать полученную

информацию и зафиксировать с учетом требований нормативно-правовых

документов. Учитывая психофизиологические особенности детей, состояние

здоровья,

уровень

физической

подготовленности,

возраста

и

гендерной

принадлежности воспитанников, используя различные методы и средства

обучения, специалист достигнет поставленных целей и задач, заявленных в

рабочей программе.

8

Список литературы

1.

Единый квалификационный справочник должностей

руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019г;

2.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020)

"Об образовании в Российской Федерации";

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования образования (приказ Министерства образования и

науки РФ от 17.10.2013г № 1155);

4.

Методические рекомендации к составлению рабочей программы

воспитателей и специалистов в ДОУ;

5.

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

учреждений» (постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15.05.2013г № 26);

6.

Электронный ресурс удаленного доступа (Internet)

9

Приложения

В приложении к рабочей программе могут быть представлены

следующие материалы:

1.

Комплексно -тематический план на каждую возрастную группу

воспитанников ДОУ;

2.

Конспекты (сценарии) различных форм образовательной

деятельности;

3.

Описание игр и игровых упражнений;

4.

Сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;

5.

Сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитан-

ников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для

родителей;

6.

Визуальные средства информации для детей, родителей,

педагогов.

10



В раздел образования