Автор: Томилина Надежда Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №88 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Орёл
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Тема: «Жаворонки прилетайте - весну встречайте»
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
«Жаворонки прилетайте - весну встречайте»
Цель: ознакомление с традициями русского народа через совместную
художественно – творческую деятельность воспитателя и детей.
Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным
наследиям русского народа через заклички, приметы. Продолжать учить
разгадывать загадки о весне. Обобщить знания о весенних изменениях в
живой природе и о перелетных птицах. Познакомить детей с хохлатым
жаворонком.
Развивающие задачи: Развивать творческое воображение, стойкий интерес
к продуктивной деятельности. Научить детей лепить из соленого теста
«жаворонков». Развивать речь детей через заклички;
Воспитательные задачи: воспитывать уважение и интерес к традициям
русского народа. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту
природы, бережно относится к птицам. Развивать мелкую моторику рук и
кистей. Испытывать чувство удовлетворения от полученных знаний,
радоваться результату. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в
круг, подайте друг другу руки и скажите слова:
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья!»
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Проходите на стульчики, садитесь удобно.
Сегодня я пригласила вас, чтобы поговорить о чудесном времени года.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее должны отгадать:
«Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи
голоса, значит к нам пришла….?»(весна)
Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. И у меня тоже. Оно
является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай
и хорошую погоду.
А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны? (День стал длиннее,
солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки,
прилетают птицы из теплых стран ).
Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно
пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, ее зазывали песнями,
закличками .
«Весна, весна-красная ! Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, С великой милостью.
С льном высоким, С корнем глубоким,
С дождями, ливнями, С хлебами обильными»
«Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!»
Воспитатель: Молодцы. А знаете ли вы, что март в народе считается днем
прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречают радостно,
надеются на скорую весну. Есть поверье, что в этот месяц 40 разных птиц
прилетает из теплых стран, птицы приносят на своих крыльях настоящую,
теплую весну . Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются.( Грачи,
скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….)
Воспитатель: А как мы назовем их одним словом? ( Перелетные).
Воспитатель: Молодцы. Пришла весна на нашу землю и одна из первых
птиц, прилетающая к нам, это жаворонок. Считалось, что именно она на
своих крыльях и приносят весну. Вот эта птичка-невеличка (показ
изображения жаворонка). И вот ранним утром донесется трель. Жаворонки
прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи
песни и называют их певцами весны. Послушайте голос жаворонка. (запись)
Воспитатель: Какой голос?(Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый,
напевный.)
Воспитатель: 22 марта все хозяйки вместе со своими детьми выпекали
вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек –
жаворонков. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети
надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними,
зазывали в гости настоящих птиц, а еще птичек выкладывали в кружок,
плясали вокруг них и пели песни, громко выкрикивали заклички. Ребята
давайте свами поиграем, станем птичками.
Птички прыгают, летают (махи руками)
Крошки птички собирают ( наклоны вперед)
Пёрышки почистили, ( поднимаем правую руку)
Клювики почистили, (поднимаем левую руку)
Птички летают, поют ( махи руками)
Зёрнышки клюют ( наклоны вперед)
Дальше полетели и на место сели. ( покружились)
Ребята, давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков
из соленого теста.
Как вы думаете туловище жаворонка как будет сделано?
Раскатываем небольшую колбаску, делаем петлю, оставляя короткие концы.
Из одного конца мы формируем голову, оттягиваем клюв. Ребята, а из чего мы
будем делать глаза? Берем горошинки это будут глаза.
Другой конец сплющиваем хвост и делаем надрезы, с помощью стеки
выделяем перья.
Воспитатель: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий! Я его
сажаю на большое гнездо, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых
вы сделаете.
А перед работой сделаем пальчиковую гимнастику.
Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за
друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут
крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом, дети выполняют
движения руками в соответствии с текстом.) Готовы ваши жаворонки?
Птички полетели
Крыльями махали
На деревья сели
Вместе отдыхали
Воспитатель: Во время лепки не забывайте о правильной осанке, спина
прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. Итак, мои дорогие,
приступайте к лепке жаворонков.
Воспитатель: Какие у вас замечательные птицы - жаворонки. Посадите их в
«гнездо». У нас получилась дружная стайка. Я их отдам выпекать на кухню.
Когда они будут готовы вам их принесут, вы их раскрасите и на прогулке
весну кликать будете. И родителям об этом обряде расскажите.
Воспитатель:1.Ребята, а что мы делали на занятие? 2. Когда прилетают
жаворонки? 3.Как вы думаете, какие получились жаворонки? 4. Какое у
вас вызывает настроение, глядя на них? 5.Понравилось ли вам ребята,
сегодняшнее занятие? 6.Что запомнилось?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Вы хорошо работали, и мне тоже сегодня очень все
понравились, большое вам спасибо. Молодцы!