Автор: Балинова Елена Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Пинега, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Среднее арифметическое
Раздел: среднее образование
Балинова Елена Васильевна,
учитель математики, высшая КК,
МБОУ «Пинежская СШ № 117»
п. Пинега, Архангельской области
Урок по математике в 5 классе
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ
Гений состоит из 1 процента вдохновения
и 99 процентов потения.
Т. Эдисон
Тип урока: "открытие" нового знания.
Цели: дать понятие среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения
среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и
обыкновенными дробями.
Вид урока: смешанный.
Цели деятельности учителя.
Формировать УУД:
Личностные: проявлять устойчивый интерес к способам решения
познавательных задач, давать оценку и самооценку результатам учебной
деятельности.
Регулятивные: умения проговаривать последовательность действий на уроке,
высказывать свои предположения, составлять план выполнения задачи, регулировать
и контролировать свои действия.
Коммуникативные: развитие умения совместно договариваться о правилах
поведения и общения, уметь слушать и понимать точку зрения другого, выражать
свои мысли, сотрудничать с одноклассниками и учителем.
Познавательные: составлять план выполнения задач, формирование умений
добывать новые знания(находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и т. д.), преобразовывать информацию из одной формы в другую,
применение полученных знаний в стандартных и измененных условиях.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научиться находить среднее арифметическое чисел при решении
задач, формирование прочных навыков устного счета.
Личностные: уметь осуществлять самооценку, развитие инициативы, уверенности в
своих силах, настойчивости, самостоятельности.
Методы обучения: беседа, практикум, частично исследовательский метод.
Методы осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные,
практические.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листы с заданиями, набор
палочек разной длины, линейки, набор горошин, штангенциркуль.
Ход урока:
(слайд № 1)
Здравствуйте, ребята! Урок хочу начать со слов Т. Эдисона: « Гений
состоит из 1 части вдохновения и 99 частей потения. Желаю на уроке творчества,
трудолюбия, уважения к одноклассникам.
Вспомните, какие темы были на прошлых уроках? (Мы рассматривали
совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, такие как
сложение, вычитание, умножение).
– Как, называется раздел математики, в который входят названные простейшие
арифметические операции? (Арифметика.)
– Что изучает арифметика? (Действия с числами.)
– Хорошо! Сегодня мы продолжим заниматься арифметикой.
Урок
начнем
со
знакомства.
В
математике
есть
раздел,
который
называется
комбинаторикой. Он изучает сочетания, перестановки, размещения, перечисления
элементов.
Чтобы
узнать,
кто
впервые
ввел
термин
«комбинаторика»
в
математический обиход, необходимо выполнить устно арифметические действия и в
конце расположить буквы в порядке возрастания их значений (слайд № 2)
Го́
тфрид Ви́
льгельм Ле́
йбниц (Германия
,
17-18 век
)
философ, логик, математик,
физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.
Научные достижения:
Лейбниц создал математический анализ.
Лейбниц создал комбинаторику как науку;
Он заложил основы математической логики.
Первым
ввёл
понятие
«живой
силы»
(кинетической
энергии)
и
сформулировал закон сохранения энергии.
Обосновал необходимость регулярно измерять у больных температуру тела.
Со следующим математиком вы знакомы. Чтобы назвать его фамилию, необходимо
выполнить устно арифметические действия и в конце расположить буквы в порядке
убывания их значений (слайд № 2). Чем для нас он известен? Создал современную
запись десятичных дробей. (Текст)
III. Работа по новой теме
И у нас с Вами есть свои достижения в математике. (слайд №3) Перед Вами лежат
листочки с Вашими оценками за третью четверть.
Сможем ли мы выяснить, используя полученные результаты, какой ученик лучше
занимался, а кто из вас раскачивается? Иначе говоря, у кого в классе рейтинг на
сегодняшний день выше? Прозвучало слово «РЕЙТИНГ». Что значит это слово,
давайте узнаем (ученики читают по очереди значение слова «Рейтинг» в различных
словарях)
– В чём проблема? (Мы не знаем, как зависит результат от количества).
- подсчитайте сумму всех ваших балов.
- у всех получились разные значения.
- давайте подсчитаем количество оценок.
- Какие есть предложения как найти рейтинг? (Учащиеся проговаривают возможные
варианты,
звучит
предложение
о
том,
что
надо
сумму
баллов
разделить
на
количество оценок.)
– Давайте попробуем.
– Как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого учащегося)
–
С
помощью,
каких
арифметических
действий
вы
нашли
эту
величину?
(С
помощью сложения и деления.)
–
Как
может
называться
эта
величина,
которая
показывает
нам
среднее
и
вычисляется с помощью арифметических операций? (среднее арифметическое.)
– А как найти средний балл всего класса? (Надо сложить баллы всех учащихся и
разделить на количество оценок.)
– Молодцы! Так, что же такое, среднее арифметическое чисел? (Это отношение
суммы чисел на их количество.) Проверим нашу гипотезу. Найдем в учебнике
определение среднего арифметического.
– Сформулируйте тему нашего урока. (Среднее арифметическое) (слайд № 4)
IV. Какие математические действия нам понадобятся, чтобы найти среднее
арифметическое? (сложение и деление). Тренируемся (работа на компьютерах).
А теперь перейдем к делению. (слайд № 5)
Для этого решим задачу: Имеются четыре числа: 5,3; 4,9; 5,2; 5,0; 5,1. Найти
среднее арифметическое этих чисел.
Решение: (5,3 + 4,9 +5,2 + 5,0 + 5,1): 5 = 5,1 ….. проблема? Давайте использовать
знакомый нам материал. Мы можем делить обыкновенные дроби. Используем это и
сделаем вывод.
Мы часто встречаемся с этим понятием в жизни. Н-Р, переформулируем решенную
задачу (слайд № 6) Участница соревнований по фигурному катанию, получила
оценки 5,3; 4,9; 5,2; 5,0; 5,1. Найти среднюю оценку этой участницы.
V. Переходим к практической работе. Давайте попробуем применить наше
определение применить в жизненных ситуациях.
Работа в группах. Каждой группе дается свое задание по нашей теме. Ваша задача
– познакомиться с заданием, дружно его выполнить и дать ответ.
1 группа: сделать 10 шагов, измерив их. Найти среднюю длину шага.
2 группа: В таблице представлена стоимость обеда 10 учеников класса. Вычислить
среднюю стоимость обеда учеников класса? Ответ – 34,15 рублей
3 группа: на листе приклеены горошины. С помощью штангенциркуля измерьте
размеры и вычислите средний размер гороха?
4 группа: Вычислите свой средний балл и определите рейтинг в своей группе.
5 группа средний рост 10 учеников класса Ответ: 1,463м
Результаты оформите на листах. Каждая группа расскажет о своих исследованиях.
Оцените работу ребят в группе.
Ребята, в жизни мы довольно часто встречаемся и будем встречаться с понятием
«среднее арифметическое» (слайд № 9)
Как вы думаете, всегда ли среднее арифметическое имеет смысл? (н-р, средняя
температура в больнице, средний размер обуви учеников класса…. )
Сказка, если будет время.
А сейчас подключите свои знания, сообразительность, чувство юмора и
попытайтесь отыскать «среднее» предметов или существ, которые нас окружают:
(слайд №10)
велосипеда и мотоцикла; (мопед)
апельсина и лимона; (грейпфрут)
пианино и баяна; (аккордеон)
холодильника и вентилятора; (кондиционер)
носка и чулок; (гольф)
женщины и рыбы (русалка).
Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. (слайд № 11)
Что узнали нового на уроке? Что такое среднее арифметическое нескольких чисел?
Как вычислить среднее арифметическое? Где встречается среднее арифметическое?
У вас на столах листочки, заполните их и оставьте на столе.
(слайд №12)
А теперь домашнее задание. (слайд №13)
До новых встреч.
Приложения:
Слайд №2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 9
Слайд № 10
слайд № 11
Слайд № 12
слайд № 13