Напоминание

Педагогический совет «Современные образовательные практики развития связной речи у детей дошкольного возраста»


Автор: Плишкина Ольга Владиславовна
Должность: методист
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Аленький цветочек" г. Надыма"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический совет «Современные образовательные практики развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический совет «Современные образовательные

практики развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по развитию связной речи

детей дошкольного возраста.

Задачи педагогического совета:

1.

Проанализировать

и

обобщить

состояние

работы

по

развитию

связной

речи

детей

в

ДОУ,

наметить

пути

совершенствования

в

данном

направлении.

2.

Систематизировать знания педагогов об особенностях современных

форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников.

3. Стимулировать активность педагогов ДОУ по вопросу использования

современных

образовательных

практик

развития

связной

речи

у

детей

дошкольного

возраста,

повышать

компетентность

педагогов

по

данному

направлению.

Предварительная работа:

Мастер-класс

«Формирование

связной

речи

п о с р ед с твом

занимательных игр и игровых упражнений со словами».

Тематический контроль «Создание условий для развития связной речи

дошкольников».

Повестка:

1. Актуальность проблемы развития связной речи детей дошкольного

возраста.

2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки.

3. Деловая игра.

4. Разное.

5. Решение педагогического совета.

Ход педсовета:

1 . Актуальность

проблемы

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение

словарного

запаса,

формирование

грамматического

строя

речи,

звуковая

культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения

в развитии связной речи» (Ушакова О.С.).

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и

описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

-Односложная,

состоящая

лишь

из

простых

предложений

речь (так

называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно

построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Замусоривание

речи

сленговыми

словами

(результат

просмотров

телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная

диалогическая речь:

неспособность

грамотно

и

доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это

необходимо и уместно.

-Неспособность

построить монолог:

например,

сюжетный

и л и

описательный

рассказ

на

предложенную

тему,

пересказ

текста

своими

словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

В

целом

уровень развития

связной

речи

у

современных

детей-

дошкольников можно

охарактеризовать

как

неудовлетворительный.

Эта проблема является актуальной.

Речевые нарушения

затрудняют

общение,

отрицательно

влияют

на

мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере

ребенка,

ограничивают

овладение

понятийными

значениями

и речевыми

образцами.

В чем же дело? Попробуем разобраться.

Какие причины вы могли бы назвать?

Что

влияет

на развитие

речи

детей?

Экология?

Вредные

привычки

родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности?

Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность?

А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то

основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная

запущенность.

Роль педагога в развитии связной речи детей.

Таким образом, проблема развития речи является одной из актуальных.

2.

Аналитическая справка по результатам тематической проверки

(Приложение).

3. Деловая игра

а) Игровой тест на определение компетенций педагогов по вопросу

развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Цель: систематизировать знания педагогов об особенностях развития

связной речи у дошкольников.

·

Разговор

двоих

или

нескольких

на

тему,

связанную

с

какой-либо

ситуацией (диалог).

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог).

·

Рассказ

сюжет,

которого

развертывается

во

времени

(рассказ

повествование).

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств,

качеств, действий? (описание).

· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

монологической речи? (средняя группа).

·

Ведущий

прием

в

средней

группе

используемый

при

составлении

рассказа по картине (образец воспитателя).

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога).

· Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать

вопрос, ответить в зависимости от контекста).

· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,

творческое рассказывание).

·В каких видах деятельности развивается речь ребенка? (Д/игры; с/р

игры; режимные моменты; прогулки; занятия).

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно

регулировать процесс развития связной речи у детей. Многие Вам хорошо

известны,

и

они

прочно

вошли

в

вашу

педагогическую

практику.

Есть

методики,

которые

используются

в

развитии

связной

речи

относительно

недавно.

б)

«Банк

современных

образовательных

практик,

технологий,

методов».

Цель: обобщить и распространить положительный педагогический опыт,

формировать

навык

публичного

выступления,

умение

чётко,

коротко

и

понятно излагать мысли.

Ход:

Педагоги

делятся

технологиями,

направленными

на

развитие

связной речи детей, которые они применяют на практике.

1.

«Использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

практике работы по развитию связной речи».

2.

«Проблемно-диалогическое

обучение

в

речевом

развитии

старших

дошкольников».

3.

«Обучение

связной

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

методом каталога (технология ТРИЗ)».

4.

«Обучение

детей

дошкольного

возраста

составлению

творческих

рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ».

в) «Технологии и методы в действии».

Ц е л ь : повышать

компетентность

педагогов

в

использовании

современных образовательных технологий развития связной речи у детей

дошкольного возраста.

Ход:

Педагоги,

представившие

технологии

по

развитию

связной

речи,

выбирают себе в подгруппу по 3 — 4 человека. Перед подгруппами ставится

задача показать технологию в работе с детьми: в определенном режимном

моменте,

занятии,

прогулке

и

т.д.

Каждой

подгруппе

дается

время

для

подготовки 3-5 мин. Далее подгруппам предоставляется 5 минут, в течение

которых педагоги демонстрируют технологию или метод.

г) «Взаимодействие с родителями в вопросах развития связной речи

у детей».

Мы знаем, что нашими первыми помощниками в воспитании детей

являются

родители.

Но

родителям

нужна

профессиональная

помощь

воспитателей.

Задание: каждой подгруппе нужно разработать систему взаимодействия

с родителями по формированию связной речи у ребенка.

Как

вариант

задание

для

двух

других

подгрупп

разработать

рекомендации для родителей по развитию связной речи у детей.

На

выполнение

задания

10

минут.

Далее

подгруппы

озвучивают

(представляют) результаты работы.

Рефлексия

Продолжите фразу:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я поняла, что…

теперь я могу…

я приобрела…

Решение педагогического совета.

1. Продолжать

создавать

в

ДОУ

условия

для

развития

связной

речи

детей:

-

пополнить

группы

дидактическими

играми

по

развитию

речи (ответственные воспитатели групп, срок апрель- май)

-

оформить

стенды

для

родителей

«Развитие

связной

речи

дошкольника» (ответственные педагоги групп срок – апрель месяц).

-

Использовать

в

практике

работы

современные

образовательные

практики по развитию связной речи дошкольников.

Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию

связной речи детей. (ответственный методист, анализ календарных планов

ежемесячно)

3 . Вовлекать родителей в образовательный процесс, проводить мастер-

классы, родительские гостиные по развитию речи детей.

4. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие связной

речи дошкольника».



В раздел образования