Автор: Семенова Тамара Игоревна
Должность: Воспитатель ВКК
Учебное заведение: МКДОУ № 5
Населённый пункт: Барабинск г.
Наименование материала: Консультация для родителей и педагогов
Тема: Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей и
педагогов
«Дети с
синдромом
дефицита
внимания
(гиперактивные)
»
Подготовила воспитатель ВКК
Семенова Т. И.
Одной
из
главных
проблем
современного
общества
является
ухудшение
здоровья детей, многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к
обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило приводит к
школьной
дезадаптации,
среди
причин
которой
большое
значение
имеет
наличие у ребенка СДВГ.
Синдром
дефицита
внимания
с
гиперактивностью,
или
СДВГ
—
это
состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и
(или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во
взрослом состоянии.
Рассматривая проблему поверхностно, в большинстве случаев подразумевают
не
выраженную
патологию,
а
случаи,
вполне
укладывающиеся
в
популяционные
распределения
обычных
симптомов
и,
следовательно,
в
представление
о
широкой
вариативности
форм
личного
поведения
и
развития.
При
постановке
диагноза
используют
аспекты,
созданные
Американской
психиатрической
ассоциацией
и
одобренной
Всемирной
организацией
здравоохранения, что является подтверждение серьезности рассматриваемого
вопроса.
Также, подтверждением актуальности проблемы выступает и то что:
13—14 апреля 2006 г. в Москве прошел первый международный форум
«Охрана здоровья детей в России», темой которого стала проблема СДВГ и
на котором была принята резолюция, декларирующая актуальность проблемы
СДВГ в России и намечающая основные шаги по решению задач, связанных с
распространенностью синдрома среди российских детей.
Важность комплексного подхода подчеркнул в своем выступлении на форуме
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: «Медицинский аспект
СДВГ должен обсуждаться без отрыва от вопросов воспитания и образования
детей.
Объединение
усилий,
дискуссия
специалистов
разных
сфер
–
педагогов, медиков, ученых, выработка направлений и способов решения
проблем, связанных с СДВГ, – залог того, что дети с расстройством СДВГ не
будут отодвинуты на второй план, и для них будут открыты все возможности
и радости современной жизни».
Благотворительная некоммерческая организация CAF организовала и ведет
работу
специальной
программы
«Внимание»,
деятельность
которой
направлена на оказание помощи детям с СДВГ (синдром дефицита внимания
с гиперактивностью)
12
декабря
2007г.
в
Москве,
в
Центре
научно-технической
информации
«Прогресс» была проведена конференция «Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью
(СДВГ).
Диагностика
и
коррекция»,
организаторами
которой стали: CAF Россия (Программа «Внимание»); Санкт-Петербургская
Государственная Педиатрическая Медицинская Академия, Институт мозга
человека РАН, Фармацевтическая компания «Герофарм», ЦНТИ Прогресс.
Также,
ставший
уже
традиционным,
пятый
ежегодный
Краевой
семинар
«Помощь детям с СДВГ и поведенческими нарушениями развития» прошел в
Красноярске
26-28
марта
2009
г.,
организованный
Красноярским
центр
лечебной педагогики.
Из перечисленных фактов видно, что дети с СДВГ нуждаются в оказании
профессиональной помощи и задача специалистов и окружающих взрослых –
им эту помощь своевременно предоставить.
История изучения заболевания.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — одно из наиболее часто
встречающихся психических заболеваний у детей. Согласно статистике в
России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, в Великобритании – 1 - 3 %, в
Италии – 3 - 10 %, в Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. У мальчиков
СДВГ встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек. В среднем, в каждой группе
есть, по крайней мере один учащийся, которому требуется лечение этого
заболевания. Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают
также около 5% взрослых. Около 60% детей, страдающих СДВГ, имеют
проявление этого заболевания и во взрослом состоянии.
Термин "синдром дефицита внимания" был выделен в начале 80-х годов из
более
широкого
понятия
"минимальной
мозговой
дисфункции".
История
изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е.
Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее.
Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не
мог
спокойно
усидеть
на
стуле,
немецкий
врач-психоневролог
Генрих
Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.
Несмотря
на
то,
что
изучением
невротических
отклонений
поведения
и
учебных
трудностей
занимались
многие
ученые,
долгое
время
не
существовало
научного
определения
таких
состояний.
В
истории
прослеживаются различные периоды интереса к этой проблеме, были как
спады так и повышенный интерес. В 1947 году педиатры попытались дать
четкое клиническое обоснование так называемым гиперподвижным детям, у
которых часто возникали проблемы с учебой. Однако вопрос о терминологии
этого
состояния
остался
нерешенным.
До
настоящего
времени
не
было
единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Порой авторы
вкладывали в один и тот же термин самое различное содержание.
В
мире
не
так
много
существует
заболеваний,
которые
бы
имели
многочисленные
термины.
Вот
некоторые
из
них:
«легкая
дисфункция
мозга»,
«гиперкинетический
хронический
мозговой
синдром»,
«легкое
повреждение
мозга»,
«легкая
детская
энцефалопатия»,
«гиперкинез»,
«гиперактивность»,
«гиперкинетические
импульсивные
нарушения»,
«минимальная мозговая дисфункция» и многие другие.
В 1966 году S.D.Clements дал такое определение этого заболевания у детей:
«заболевание
со
средним
или
близким
к
среднему
интеллектуальным
уровнем,
с
нарушением
поведения
от
легкой
до
выраженной
степени
в
сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе,
которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи,
памяти, контроля внимания, двигательных функций».
Российские
исследователи
заинтересовались
этой
проблемой
только
в
последние
десятилетия.
Так
наш
известный
педиатр
Ю.Ф.Домбровская
выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше
всего проблем, как родителям, так и педагогам.
В 1980 г. Американской Ассоциацией Психиатров была разработана рабочая
классификация и предложено рассматривать как синдром дефицита внимания
и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что
наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой
дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней
классификации
данные
синдромы
объединены
под
одним
названием
"синдром дефицита внимания, гиперактивности".
Как считают американские педиатры, смена названия заболевания позволяет
избежать нежелательных последствий у родителей. Раньше после постановки
диагноза «легкая дисфункция мозга» родители обычно очень переживали и
необоснованно считали, что у ребенка имеется повреждение мозга. У
родителей появлялось беспокойство, страх, а у некоторых даже возникало
депрессивное состояние. Так что приходилось лечить не только ребенка, но и
родителей.
Причины заболевания.
На развитие синдрома оказывает влияние большое количество причин. Все
точки зрения на причины и течение заболевания при объединении можно
подразделить на три большие группы: биологические, психосоциальные и
генетические.
Биологические и психосоциальные причины.
Приверженцы
первой
группы
причин
–
биологических,
считают,
что
существует
взаимосвязь
заболевания
с
органическими
поражениями
головного
мозга,
которые
могли
возникнуть
по
разным
причинам
возникающими
во
время
беременности
и
родов.
Это
скоротечные
или
затяжные роды, преждевременные, стимулирование родовой деятельности,
отравление
наркозом
при
кесаревом
сечении.
Так
же
приемом
сильнодействующих лекарств в детстве может отрицательно сказываться на
созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет.
Также не менее важен возраст родителей. Исследования доказали, что риск
развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был
меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 39 лет.
Конечно,
не
исключены
и
другие
физические
нарушения:
сотрясения,
сильные ушибы и травмы головы которые так же могут серьезно нарушить
деятельность мозга в любом возрасте. Все это может иметь отрицательные
последствия на развитие ребенка.
Но биологические факторы играют главную роль в первые два года жизни
ребенка, в последующем они опосредуются психосоциальными факторами.
В развитие ребенка немало важно его окружение, и в первую очередь семья.
Большое
влияние
оказывает
психологический
микроклимат:
ссоры,
конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей все это отражается
на психике ребенка. Значение имеют и отличительные черты воспитания –
гиперопека,
эгоистическое
воспитание
по
типу
«кумира
семьи»,
«он
главный»
или
же,
наоборот,
педагогическая
запущенность,
могут
стать
причиной развития синдрома.
Роль наследственной расположенности.
У больных от 10 до 25% выявлена наследственная расположенность к этому
заболеванию.
В
связи
с
этим
была
выдвинуто
предположение
о
существовании семейных форм синдрома дефицита внимания.
Так
же
одним
из
доказательств
является
и
то,
что
у
родителей
гиперактивных детей нередко в детстве наблюдались те же особенности
поведения, что и у их ребенка.
С
развитием
молекулярной
генетики
наследственная
концепция
СДВГ
получила новые подтверждения. Были обнаружены нарушения нескольких
генов, связанных с симптомами заболевания.
Однако
поиски
определенного
гена,
вызывающего
данное
расстройство
поведения и внимания, пока ни к чему не привели.
Ученые-генетики
считают,
что
потребуется
еще
много
дополнительных
исследований, чтобы прийти к окончательному выводу о роли генетического
фактора в происхождении заболевания.
Другие причины заболевания.
Но кроме трех основных вышеперечисленных причин имеются и другие
точки
зрения
на
причину
данного
заболевания.
Так,
например
предполагается, что на поведение ребенка влияет особенности его питания, а
именно
присутствие
искусственных
пищевых
добавок
в
продуктах.
Эта
проблема стала актуальной в связи со значительным импортом пищевых
продуктов,
в
том
числе
и
детского
питания,
не
прошедших
должную
сертификацию.
Известно,
что
большинство
из
них
содержат
различные
консерванты и пищевые добавки. Но следует отметить, что исследования не
подтвердили связь между пищевыми добавками и гиперактивностью.
Также рассматривается версия, что экологическое неблагополучие планеты
делает
определенный
взнос
в
рост
количества
нервно-психических
заболеваний, в том числе и СДВГ.
Можно
привести
еще
много
факторов,
которые
могут
являться
потенциальными
причинами
расстройства.
Обычно
при
диагностике
выявляется целая группа возможных причин, т.е. природа этого заболевания
носит комбинированный характер.
Многолетний
опыт
показывает,
что
в
большинстве
случаев
причиной
заболевания
является
наследственная
предрасположенность,
отягощенная
неблагоприятным акушерским анамнезом.
Начало заболевания.
Первые симптомы заболевания появляются в возрасте 3-х лет, что совпадает с
началом посещения детского сада, а первое ухудшение
к 6-7 годам, т.е. к
началу обучения в школе. Это объясняется тем, что центральная нервная
система ребенка неспособна, справиться с новыми требованиями, которые
ребенок получает, т.к. происходит увеличение психических и физических
нагрузок.
Максимальная
выраженность
проявлений
синдрома
совпадает
с
критическими
периодами
становления
центральной
нервной
системы
у
детей. Как известно 3 года – это начало активного развития внимания, памяти
и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести
не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к
отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический
период не только для становления письменной речи, но также произвольного
внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей
нервной деятельности.
Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита
внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная
расторможенность,
моторная
неловкость,
рассеянность,
повышенная
утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый
план выступают трудность обучения и отклонения в поведении.
В
связи
с
этим
усилия
специалистов
должны
быть
направлены
на
своевременное выявление и коррекцию этого заболевания. Ранняя терапия в
детском
возрасте
позволит
не
только
преодолеть
отставание
в
нервно-
психическом
развитии
ребенка,
но
будет
способствовать
формированию
нормального поведения во взрослом возрасте.
Диагностика.
В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны,
при его диагностике используются стандартные диагностические критерии,
разработанные
Американской
психиатрической
ассоциацией
и
опубликованные в четвертом издании «Диагностического и статистического
руководства по психическим заболеваниям» в 1994 году.
Измерение
Признак
I. Нарушение внимания
1.
Ребенок
не
обращает
внимания
на
детали
и
допускает ошибки в работе.
2.
Ему
трудно
поддерживать
внимание
при
выполнении заданий или во время игр.
3.
Легко
отвлекается,
не
слушает
то,
что
ему
говорят.
4. Не в состоянии следовать инструкциям.
5. Слушает, но кажется, что не слышит.
6.
имеет
сложности
в
выполнении
заданий,
требующих длительной концентрации внимания.
7.Не может организовать игру или деятельность.
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе
и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты,
игрушки).
9. Забывчив.
II. Гиперактивность
1. Ребенок совершает суетливые движения руками
и ногами.
2. Не способен усидеть на одном месте.
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает,
крутится, ёрзает на своем месте).
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься
чем-либо на досуге.
5. Всегда находится в движении
6. Очень много говорит.
Импульсивность
7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не
дослушав вопрос.
8. С трудом дожидается своей очереди в различных
ситуациях.
9. Вмешивается в разговоры и игры других.
Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом
измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести
и более признаков из I измерения) и при частичном соответствии критериям
гиперактивности
и
импульсивности
используется
диагностическая
формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушения
внимания». При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е.
шести и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии
критериям
нарушений
внимания
используется
диагно стиче ская
формулировка
«синдром
дефицита
внимания
с
преобладанием
гиперактивности
и
импульсивности».
В
случае
полного
соответствия
клинической
картины
одновременно
всем
перечисленным
в
таблице
критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».
При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы
расстройства должны:
Появляться до 8 лет;
Наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в
школе и дома);
Не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении
и других каких-либо нервно-психических расстройств;
Должны
вызывать
значительный
психологический
дискомфорт
и
дезадаптацию.
Для
окончательной
постановки
диагноза
обязательно
проводится
комплексное медико-психологическое обследование. Так как важна точность
в
установлении
этого
расстройства,
которое
необходимо
отличать
от
нормальной
возрастной
двигательной
активности
детей,
индивидуальных
особенностей темперамента, нарушений поведения, возникающих вследствие
психической травмы, и т. д.
Методы лечения.
В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ
Первый подход, распространенный за рубежом - это корковые стимуляторы
(ноотропы),
вещества,
улучшающие
работу
мозга,
обмен,
энергетику,
увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из
аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга.
Второй
подход
–
нейропсихологический.
Когда
с
помощью
различных
упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново
перестраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно
и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный
патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить
и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И
это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это
трудоемкая
многомесячная
работа.
Ребенок
вынашивается
9
месяцев.
И
нейропсихологическая
коррекция
рассчитана
на
этот
срок.
И
тогда
мозг
начинает
работать
более
эффективно,
с
меньшими
энергетическими
затратами.
Старые
архаичные
связи,
отношения
между
полушариями
нормализуются.
Энергетика,
управление,
активное
в н и ма н и е
простраиваются.
Третий подход – синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок
хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать
знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на
уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три
трудные
задачи
одновременно.
Ни
один
взрослый
человек
три
работы,
трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа
заключается
в
том,
что
ребенку
дается
интересная
деятельность
(произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание
(когда
мы
чем-то
заинтересовались
и
вникли,
мы
уже
напрягаемся
без
дополнительных
затрат).
Поэтому,
когда
говорят,
что
дети
с
СДВГ
в
состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое
внимание.
Существуют
подвижные
игры,
которые
требуют
только
напряжения
внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат,
импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на
внимание.
Тренируется
эта
функция.
Затем
тренируется
функция
сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по
мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.
Но ни одно лекарство не учит, как себя вести, поэтому добавляются еще два
направления:
Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или
иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью
поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.
Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность
и
которая
определяет,
куда
направить
эти
качества
(расторможенность,
агрессивность, повышенную активность).
Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения
при
своевременной
диагностике
поможет
гиперактивным
детям
вовремя
скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.
Сама
по
себе
минимально-мозговая
дисфункция
(ММД)
не
является
препятствием к обучению в общеобразовательной школе и в гимназии, а
впоследствии и в Вузе. Но должен быть соблюден определенный режим труда
и отдыха. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, то
растущий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень
функционирования.
Но
надо
не
перегружать
детей
до
хронического
переутомления.
При нормальном образе жизни у детей с ММД к 5-6 классу работа мозга
полностью нормализуется. Иногда в старших классах при перегрузке опять
появляются отдельные симптомы ММД, но при восстановлении здоровья и
нормального образа жизни исчезают сами.
Рекомендации родителям:
Хвалите ребенка, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это
влияет на укрепление уверенность ребенка в собственных силах.
Необходимо избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
Говорите с ребенком сдержанно, спокойно и мягко.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени,
чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации
внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
Поддерживайте
дома
четкий
распорядок
дня.
Время
приема
пищи,
выполнения
домашних
заданий
и
сна
должно
соответствовать
этому
распорядку.
Избегайте
по
возможности
скоплений
людей.
Пребывание
в
крупных
магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно
стимулирующее воздействие.
Во
время
игр
ограничивайте
ребенка
лишь
одним
партнером.
Избегайте
беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте
ребенка
от
утомления,
поскольку
оно
приводит
к
снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна
ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки,
бег, спортивные занятия.
Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом
дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может
удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Не
менее
ответственная
роль
в
работе
с
гиперактивными
детьми
принадлежит
учителям.
Нередко
педагоги,
не
справляясь
с
такими
учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую
школу. Однако эта мера проблем ребенка не решает.
Вместе
с
тем
выполнение
некоторых
рекомендаций
психолога
может
способствовать
нормализации
взаимоотношений
учителя
с
беспокойным
учеником
и
поможет
ребенку
лучше
справляться
с
учебной
нагрузкой
(Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю.).
Учителям рекомендуется:
Работу
с
гиперактивным
ребенком
строить
индивидуально,
при
этом
основное
внимание
уделять
отвлекаемости
и
слабой
организации
деятельности.
По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом
дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.
Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому
может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для
гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
Предоставлять
ребенку
возможность
быстро
обращаться
за
помощью
к
учителю в случаях затруднения.
Учебные
занятия
строить
по
четко
распланированному,
стереотипному
распорядку.
Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или
календарем.
Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
На определенный отрезок времени давать только одно задание.
Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде
последовательных частей и периодически контролировать ход работы над
каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Во
время
учебного
дня
предусматривать
возможности
для
двигательной
«разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Гиперактивные
дети
-
«очень
трудные
дети,
которые
часто
приводят
в
отчаяние,
как
родителей,
так
и
учителей»
(Раттер
М.).
В
отношении
дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих
серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому
с первых дней пребывания такого ребенка в школе психологу необходимо
наладить совместную работу с его родителями и учителями.
Использованная литература.
1. Голованова Н.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей
с
задержкой
психического
развития
дошкольного
возраста.//
Журнал
«Коррекционная педагогика», 2009 № 1(31) с.69-70
2.Заломихина
И.Ю.
Синдром
дефицита
внимания
с
гиперактивностью
у
детей // Журнал «Логопед», 2007 № 3 с.33-39
3.Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей
России: распространенность, факторы риска и профилактики. М., 1997
4.Родионов В., Ступницкая М. "Безобидный" непоседа// Обруч, 1998 № 5 с.
13 - 14
5.Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности
ребенка. М., 1997
6.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -
М., 2000