Напоминание

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовительная к школе группа


Автор: Рыжкова Людмила Александровна
Должность: Воспитатель подготовительной группы
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Астраханская обл. Черноярский район с. Соленое Займище
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовительная к школе группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Подготовительная к школе группа

Рыжкова Людмила Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка». Село Соленое Займище.

Воспитатель детского сада

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она

нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных

функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В

настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное

нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской

грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма)

становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи,

ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме,

неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению

словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и

оскудению русского языка в целом. Все наши усилия будут направлены на

предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть

впоследствии, на этапе школьного обучения.

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие

звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с

книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте».

В основе данной методической разработки - пособие для логопедов,

воспитателей и родителей А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш

ребенок?» - /М., «Мозаика-Синтез»,2006г./, а также часть программы

Н.В.Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для

детей с общим недоразвитием речи»/С.-П., «Детство-Пресс», 2005г./.

Содержание программы позволит нам начать работу по формированию

правильного физиологического и речевого дыхания, формировать силу голоса:

говорить тихо, громко, шепотом, начать работу над интонационной

выразительностью речи. Мы планируем работу над слоговой структурой слова,

развитием навыков звукового анализа и синтеза, над развитием грамматического

строя речи. Большое внимание уделено обучению связной речи, умению

вслушиваться в обращенную речь, развитию диалога, а также расширению

лексического словарного запаса. Специальные упражнения способствуют

развитию памяти, мышления и внимания, формированию познавательной и

творческой активности.

Форма обучения – групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во

второй половине дня. Всего 30 занятий в год. Диагностика проводится 2 раза в

год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).

Примерный план занятий

по подготовке к обучению грамоте

СЕНТЯБРЬ

1

Речь, слово, буква и звук -С

1. Раскрыть перед детьми термин "речь", как смысловую единицу.

2. Дать понятие, что наша речь состоит из слов, что мы говорим словами.

3. Познакомить с буквой -С, закрепить произношение звука -с.

4. Развивать фонематический слух.

2

Слово, звук, уменьшительно-ласкательные слова

1. Дать детям понятие, что слово может обозначать действие предмета, его

качества; что слова можно изменять, придавая им уменьшительно-ласкательное

значение.

2. Закреплять знания о термине "слово", уметь выделять слова из речи.

3

Предложение, слово, многозначность слова "плитка", звук и буква -З.

1. Познакомить детей с термином "предложение".

2. Продолжать формировать интерес к слову, дать понятие о многозначности

слов.

3. Познакомить с буквой и звуком -З.

4

Предложение, слово, звук, сходные по значению слова.

1. Продолжать детей знакомить с понятиями: "слово", "предложение","звук".

2. Дать понятие, что слова бывают разной длины.

3. Научить детей придумывать слова, сходные по звучанию (рифмовать).

ОКТЯБРЬ

1

Предложение, слово, антонимы

1. Продолжать учить детей составлять предложения (по названному слову).

2. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.

3. Учить придумывать слова с противоположным смыслом (антонимы).

2

Предложение, слово, классификация предметов

1. Продолжать учить детей классифицировать предметы (одежда – головные

уборы).

2. Продолжать знакомить детей с предложением.

3. Учить детей правильно употреблять существительные множественного и

единственного числа в именительном и родительном падежах.

4. Развивать память детей.

3

Цепочка слов; многозначность слова «коса»; мн. число в род. падеже; звук и

буква –Ц

1. Развивать память детей.

2. Учить детей в правильном произношении существительных в родительном

падеже множественного числа.

3. Познакомить детей с буквой и звуком –Ц.

4. Дать понятие о многозначности слова «коса».

5. Продолжать знакомить детей с предложением.

4

Одушевлённые и неодушевлённые

предметы; буква и звук Ж,

слово.

1. Развивать логическое мышление, умение обосновывать свой ответ.

2. Научить различать на слух звуки разных муз. инструментов.

3. Дать детям понятие, что о некоторых предметах можно спросить «кто это?», а

о некоторых «что это?».

4. Продолжать знакомить детей со словом.

5. Познакомить детей с буквой и звуком Ж.

НОЯБРЬ

1

Род предметов; многозначность слова «игла»;

слова – определения; род. падеж мн. числа; буквы и звуки Ж, Ц.

1. Учить детей определять родовую принадлежность существительных.

2. Закреплять умение образовывать слова родительного падежа мн.числа.

3. Дать понятие о многозначности слова «игла».

4. Закрепить знания детей о буквах и звуках Ж, Ц.

2

Предложение; слог;

Звук и буква -Ш.

1. Развивать память детей.

2. Упражнять детей в образовании прилагательных.

3. Познакомить детей со слоговым составом слова.

4. Учить детей выделять слова в предложении.

3

Предложение; слово; небылицы;

многозначность слова «кисти».

1. Учить детей обнаруживать смысловые несоответствия в стихах.

2. Дать детям понятие об осмысленности предложения.

3. Дать понятие о многозначности слова «кисти».

4. Учить различать на слух слово, слог, звук.

4

Предложение; род предметов; слово; звук.

1. Развивать память, логическое мышление.

2. Дать детям понятие об осмысленности предложения, развивать умение

грамматически правильно строить предложения.

3. Продолжать знакомить детей с родовой принадлежностью предметов.

4. Учить различать на слух предложение, слово, звук.

ДЕКАБРЬ

1

Предложение; цепочка слов; слово; звуки Ж, Ш.

1. Развивать память детей.

2. Дать детям понятие об осмысленности предложения, развивать умение

грамматически правильно строить предложения.

3. Учить дифференцировать звуки Ш, Ж в словах.

4. Приучать детей подбирать слова, близкие по звучанию.

2

Предложение; небылицы; сходные по звучанию слова; слово; звуки.

1. Учить детей обнаруживать смысловые несоответствия в стихах.

2. Дать детям понятие об осмысленности предложения, развивать умение

грамматически правильно строить предложения.

3. Учить детей производить со словами различные действия.

4. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные по звучанию.

3

Предложение; род предметов; сходные по звучанию слова; слово; звуки –С, -Ш.

1. Упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с

определёнными звуками.

2. Дать детям понятие об осмысленности предложения, развивать умение

грамматически правильно строить предложения.

3. Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

4. Продолжать знакомить детей с родовой принадлежностью предметов.

ЯНВАРЬ

1

Предложение; слоги; звуки; классификация предметов; буква и звук -Ч.

1. Учить классифицировать предметы.

2. Познакомить детей с буквой и звуком –Ч.

3. Продолжать знакомить детей с предложением.

4. Учить преобразовывать слова из коротких в длинные

2

Предложение; слоги; звуки; цепочка слов.

1. Учить запоминать несколько слов.

2. Продолжать знакомить детей с предложением.

3. Научить детей слышать отдельные звуки внутри слова.

4. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.

ФЕВРАЛЬ

1

Небылицы; слово; слоги; многозначность слов;

буква и звук -Щ.

1. Учить детей обнаруживать смысловые несоответствия в стихах.

2. Познакомить детей с буквой и звуком –Щ.

3. Учить детей находить длинные и короткие слова.

4.Познакомить с многозначностью слова «лук».

2

Рифмы; слоги; предложение;

звуки –Ч, - Щ.

1. Развивать у детей слуховое внимание, подбирать слова по смыслу в рифму.

2. Закреплять знания детей о буквах и звуках –Щ, -Ч.

3. Учить детей находить длинные и короткие слова.

4. Продолжать учить составлять предложения по набору слов.

3

Антонимы; слоги; предложение;

звуки С, З.

1. Упражнять детей в образовании слов-антонимов.

2. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.

3. Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений.

4. Закреплять знания детей о буквах и звуках –С, -З.

МАРТ

1

Небылицы; слоги; предложение; звуки.

1.Учить подбирать нужные слова с учётом содержания текста и обнаруживать

смысловые несоответствия.

2. Закреплять знания детей о букве и звуке –Щ.

3. Учить детей находить длинные и короткие слова.

4. Продолжать учить составлять предложения по набору слов.

2

Звуки и буквы –С, -Ц; слоги ; профессии; звуки.

1. Учить запоминать несколько слов.

2. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и

звучанию согласные звуки: С-Ц.

3. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает первого

звука.

4. Соотносить наименования музыкальных инструментов и музыкальных

специальностей.

3

Слова; предложения; звуки.

1. Учить детей правильно называть предмет, обозначать его признаки и

действия.

2. Обогащать речь детей прилагательными и глаголами.

3. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает первого

звука.

4. Продолжать учить детей составлять предложения по опорным словам.

4

Многозначность; звуки; небылицы; слоги;

звуки и буквы Ш-Ж .

1. Учить детей находить неточности в тексте.

2. Познакомить с многозначностью слова «кран».

3. Знакомить детей со слоговым составом слов.

4. Закреплять умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по

артикуляции и звучанию согласные звуки: Ш-Ж.

АПРЕЛЬ

1

«Весна идёт»: предложение; слова; слоги.

1. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».

2. Совершенствовать грамматический строй и синтаксическую сторону речи.

3. Совершенствовать умение делить слова на слоги (части).

4. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

2

«Космическое путешествие»: предложение; слово; звук; слоги.

1. Научить детей различать слова, состоящие из одного, двух, трех, четырех

слогов.

2. Закрепить знания детей о нахождении звука в начале слова.

3. Научить детей находить слова, начинающиеся с одного и того же звука.

4. Воспитывать у детей желание заниматься, а также аккуратности в работе.

5. Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление.

3

Многозначность; предложение;

звуки и буквы Ч-Щ .

1. Познакомить с многозначностью слова «лисичка».

2. Учить запоминать несколько слов.

3. Закреплять умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по

артикуляции и звучанию согласные звуки: Ч-Щ.

4. Продолжать учить детей составлять предложения, варьируя их

местоположение.

4

Слово; звук

1. Учить детей подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

2. Учить находить точные по смыслу слова.

3. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает первого

звука.

МАЙ

1

«В гостях у сказки «Курочка Ряба»: предложение; слово; слоги.

1. Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги.

2. Учить детей подбирать определения к существительным.

3. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.

2

«Путешествие к зайчику на день рождения»: звуки;

слово.

1. Закрепить умения детей в определении первого звука в слове.

2. Совершенствовать произношение звуков в чистоговорках.

3. Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным

значением.

4. Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов:

мужской, женский, средний.

5. Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

6. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на

поставленный вопрос.

3

Мониторинг



В раздел образования