Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Автор: Кандрашкина Юлия Ильгизаровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонёк" Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: статья Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Знакомиться, дружить, признаваться в любви, убеждать, извиняться, болеть за любимую
команду, утешать, размышлять и многое другое мы можем делать благодаря тому, что когда-то
научились говорить и связно выражать свои мысли. Мало что сравниться по важности с этим
навыком.
Как мы учимся говорить
Умение говорить не дано нам природой, его надо прививать и взращивать. До полутора лет
развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он
усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их редко. После полутора лет происходит резкий
перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы можно отметить его попытки
произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребенок
употребляет до 300 слов, а к концу третьего года – до 1200-1500 слов.
Первые простейшие предложения малыш начинает составлять уже к середине второго года,
они, как правило, состоят из двух слов: «исе мако» (еще молоко), «мама бобо» (маме больно).
Трех-, четырехсловные предложения появляются к двум годам.
На четвертом-пятом году жизни речевая активность ребенка увеличивается. Особенно на
пятом, когда начинается возраст «почемучек». Дети употребляют слова в разнообразных
формах и сочетаниях, выражают мысли сложными предложениями.
В 6-7 лет речь ребенка развита уже хорошо. Запас слов доходит до 4-5 тысяч. В этом возрасте
большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной
выразительностью. Одна из самых важных задач обучения таких деток – развитие связной
речи.
На что надо обратить внимание
Если у вашего ребенка-дошкольника есть следующие затруднения, то надо, не мешкая,
обратиться к педагогу. У детей могут быть такие проблемы, как:
- речь односложная, состоящая лишь из простых предложений;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- недостаточный словарный запас;
- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и
развёрнутый ответ;
- трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.
Что делать
Конечно, переживать стоит, но знайте, что почти все исправимо. В этом возрасте педагог,
работая с детками, ставит перед собой такие задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи (умение общаться со взрослыми и
сверстниками);
- развивать монологическую форму речи (рассказывать от своего лица, где был и что делал);
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы, основанные на личном опыте.
При систематической работе над развитием связной речи у вашего ребенка значительно
увеличится запас слов, он начнет активно рассказывать вам о том, что увидел и услышал,
станет пересказывать сказки и др.
Вместе с родителями
Конечно, лучший результат показывают дети, с которыми занимаются не только педагоги, но и
родители. Мы предлагаем для мам и пап памятки по обучению связной речи, дидактические и
лексико-грамматическими игры, а также разнообразные консультации. Например, «Возрастные
особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления
детей с книгой», «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»
и др. Приглашаем родителей на открытые занятия и предлагаем им общие уроки, где они
вместе со своими детками выполняют различные задания. Проводим для дошкольников
конкурс чтецов и организуем постановки сказочных пьес.
В помощь мамам и папам
Чтобы занятия с педагогами дали свои результаты как можно быстрее, занимайтесь с детками
и дома. Вот несколько упражнений, которые вы с легкостью можете применять на практике.
1.Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? Большие, маленькие,
лохматые, веселые, умные, охотничьи, пожарные.
Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая
– что это? Береза.
2.Подбор действий к предмету. Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает,
парус надувает.
Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что
это? Солнце.
Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? Рыба, самолет, бабочка, листья.
3.Подбор обстоятельств. Учиться можно как? Хорошо, лениво, прилежно.
4.Подбор синонимов : большой, огромный, громадный.
5. Нахождение пропущенных слов . Пришёл почтальон, он принес (…). Дворник взял
метлу, он будет (…). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (…).
6.Распространение и дополнение предложений . Дети идут. (Куда? Зачем?) Кошка
взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?)
7.Составные части целого . Дерево – ствол, ветки, сучья.
8.Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами) .
Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать его более
активным.
В заключении
Хорошо развитая связная речь у ребенка 5-6 лет характеризуется не только развернутостью и
связностью, но и произвольностью. Дошкольник строит свое высказывание самостоятельно,
без наводящих и уточняющих вопросов (как это происходит в диалоге). Он должен сам
выбирать слова для выражения содержания, намечать последовательность частей рассказа,
описывать предметы, явления, события.
Занимаясь с малышом, у которого пока еще не получается легко и грамотно излагать свои
мысли, не забывайте хвалить его за каждый, даже самый маленький, успех. Не заставляйте, не
обижайте, не сравнивайте его с другими детьми. Почаще целуйте, обнимайте и говорите
своему малышу, что у него все получится.
Работая вместе, мы добьемся обязательно успеха.
Юлия Кандрашкина, воспитатель детского сада №8 «Огонек»