Автор: Попова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ -
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Особенности игровой деятельности дошкольников с зпр"
Раздел: дошкольное образование
Попова Ирина Владимировна
Воспитатель
МБДОУ- «Детский сад № 88» комбинированного вида
Особенности игровой деятельности дошкольников с зпр.
Аннотация:
В статье затрагивается проблема большой численности детей с нарушением
речи, особенности игровой деятельности детей с различными речевыми
патологиями, компоненты сюжетно-ролевой игры, представлена методика
исследования детской игры и ее результаты.
Ключевые слова:
Речевые нарушения; игра; дошкольник; сюжетно-ролевая игра; сюжет;
содержание; игровые действия; игровая деятельность.
В настоящее время наблюдается большой рост дошкольников, которые
имеют те или иные речевые нарушения. Правильно понять саму структуру
общего недоразвития речи, ее причины, а также соотношения первичного и
вторичного дефекта, всё это является необходимостью для отбора детей в
различные
специальные
учреждения,
для
выбора
наиболее
эффективных
методов и приемов коррекции, для предупреждения наслоения возможных
осложнений в школьном обучении.
Проблема
развития
речи
детей
является
актуальной,
так
как
сам
процесс
идет
параллельно
с
развитием
мышления.
Благодаря
освоению
языка, грамматического строя речи, ребенок способен рассуждать, задавать
вопросы, делать определенные выводы, отражать связь между предметами и
явлениями окружающей действительности.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра
является развивающим видом деятельности, она заключается в том, что дети
учатся налаживать контакт и воспроизводить действия взрослых, а также
устанавливать отношения между собой.
Рассмотрим особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением
речи. Если сравнивать ребенка с патологией речи и с нормой, то можно
заметить,
что
среднее
количество
взаимодействия
с
другими
детьми
в
течение игры существенно не отличается. Но можно заметить, что дети с
нарушением речи (ОНР) чаще меняют собеседника и их общение происходит
на более низком уровне по сравнению с нормально развивающимися детьми.
В игре преобладают невербальные формы общения, дети используют чаще
всего жесты и мимику, в основном в бессюжетных подвижных играх [2].
Дети с условно нормативным развитием проявляют больший интерес к
собеседнику,
и
они
реже
его
меняют.
Их
коммуникация
развернутая
и
красочная, присутствует развернутый игровой сюжет. Дети взаимодействуют
вербально, с ярко выраженными ролевыми отношениями.
Низкая
условно-рефлекторная
деятельность,
медлительность
в
образовании
дифференцировок,
неустойчивость
памяти,
у
детей
с
нарушением речи значительно затрудняет включение в совместные игры с
детьми. Так как, у ребенка нарушена общая и речевая моторика, то в игре он
быстро утомляется. У детей с нарушением речи отмечаются трудности в
быстром переключении, и поэтому
им сложно в игровой деятельности
переключиться с одного вида деятельности на другой [8].
Для детей с алалией непонятны правила и содержание самой игры. Их
игра
строится
на
основе
подражания
другим
и
носит
манипулятивный
характер. Действия однообразные и однотипные. Все что происходит вокруг
они воспринимают поверхностно и поэтому в игре у них отсутствует замысел
и целенаправленность действий.
Дети с заиканием в игре проявляют робость, они не уверенны в себе, в
своих силах и возможностях, не могут самостоятельно поставить цель в игре.
Чаще всего на игровую деятельность они смотрят со стороны, не выступают
в главной роли, а подчиняются другим. Если происходит усиление заикания,
дети закрываются от всех, становятся замкнутыми и отказываются от игры со
сверстниками. Иногда можно заметить, что дошкольник с заиканием в игре
может
проявить
фантазерство,
которое
сопровождается
пустым
многословием с отсутствием конкретной цели [5].
Рассмотрим каждый компонент сюжетно-ролевой игры детей с речевым
нарушением. Замысел игры дети самостоятельно не создают. Игра для них
выступает
как
выполнение
различных
действий
с
игрушками,
как
определенный процесс с элементами сюжета.
В содержании игр можно заметить стереотипность, бедность в речевом
сопровождении или полное отсутствие, предпочтение дети больше отдают
подвижным
играм,
также
совершают
предметно-игровые
действия,
с
элементами отображения.
Сюжеты игр детей с нарушением речи на бытовые темы, в которых
отражаются
отрицательные
семейные
взаимоотношения.
Как
правило,
развернутый сюжет игры отсутствует.
В игре происходит нечеткое разделение ролей. Чаще всего ребенок не
замечает своего партнера по игре, не интересуется, чем он занят, не вступает
с
ним
в
контакт,
общение
происходит
опосредованно
или
с
помощью
взрослого.
Игровые
действия
отличаются
бедностью,
однообразием
и
несформированностью действий замещений, отсутствием самостоятельного
речевого сопровождения, могут состоять только из 1-3 коротких цепочек.
Игра носит процессуальный характер [7].
В игре могут не соблюдаться четкие правила, если усложнить эти
правила, ребенку они могут стать не понятны, и может произойти распад
самой
игры.
У
детей
с
нарушением
речи
встречаются
трудности
в
звукопроизношении. Ограничивается словарный запас, изменяется темп речи,
нарушается
грамматический
строй,
все
это
сказывается
на
игровой
деятельности детей и их поведении. Так, дети с дизартрией, ринолалией,
дислалией испытывают большие трудности в звукопроизношении. Они не
способны
к
совместной
игре
с
другими
детьми,
испытывают
боязнь
насмешек, страх выразить собственную мысль, хотя правила и содержание
игры им доступны. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи
зацикливаются
больше
на
предметных
действиях,
а
ролевые
действия
с
предметами уходят в сторону, значительно меньше усваиваются и менее
продуктивны. Если ребенок начинает играть со сверстником, то в процессе
развертывания всего сюжета, он уходит с назначенной ему роли, нарушая
правила игры.
Таким
образом,
игровая
деятельность
детей
с
нарушением
речи
осуществляется непосредственно под влиянием взрослого и обязательным
наблюдением за ней. Сначала игровые действия происходят в ограниченной
речевой коммуникации, что приводит к сужению игры и малой развернутости
сюжета. Если таким детям не будет оказываться специальное обучение и
использоваться методы направленные на расширение словарного запаса и
расширения
знаний
об
окружающей
действительности,
то
динамики
их
развития не будет происходить.
В моем исследовании я использовала методику Н.Ф. Комаровой
«Диагностика игры детей».
Для полноты анализа игры было выделено четыре группы показателей:
- содержание игры;
- способы решения детьми игровых задач;
- взаимодействие детей в игре;
- самостоятельность детей в игре.
I. Результаты наблюдения за играми детей с нарушением речи по
показателю сформированности содержания игр отражены в таблице 2.1
Таблица 2.1.
Показатели сформированности содержания игры старших дошкольников с
нарушением речи
Показатели
развития игры
Испытуемые
Милана
А.
Семен
М.
Данил
М.
Аня
С.
Де мьян
С.
Миша
С.
Альд ияр
Т.
Яр ос ла в
Б.
Полина
К.
Яна
Н.
1.Замысел
проявляется:
а) с помошью
взрослого;
+
-
+
-
+
-
-
+
+
+
-
+
-
+
-
+
+
+
-
б) самостоятельно;
_
-
-
+
-
-
-
-
-
+
+
+
+
-
+
+
+
-
+
2.Разнообразие
замыслов
+
+
-
+
-
+
+
+
-
-
+
+
+
-
+
-
-
-
+
3.Количество
игровых задач
1
2-3
1
2-3
1
1-2
2-3
1
1-2
1
3-4
1
3-4
1
3-4
1
1-2
1
1-2
4.Разнообразие
игровых задач
+
+
-
+
-
-
+
+
-
-
+
-
+
-
+
-
-
_
-
5.Самостоятельность
при постановке
игровых задач:
а) ставит взрослый;
-
-
+
-
-
-
-
-
-
-
-
б) с помощью
взрослого;
-
-
+
-
+
-
-
-
+
-
в)самостоятельно;.
+
+
-
+
-
+
+
+
-
+
Итого:
5
5
2
5
0
5
5
5
0
3
Уровень развития:
в
В
н
в
н
в
в
в
н
С
Из таблицы 2.1 видно, что у двух детей (Демьян и Полина) замысел
проявляется с помощью взрослого, то есть они не способны самостоятельно
придумать, во что будут играть. Это составляет 20% от общего количества.
Остальные 80% (восемь детей) могут самостоятельно проявить инициативу и
предложить,
во
что
играть.
Замыслы
этих
детей
разнообразны.
Они
предлагали играть в больницу, кулинарию, парикмахера, дочки - матери,
рыбалку, строителя, в школу и т.д. По количеству игровых задач мы видим,
что четыре ребенка (40%) могут ставить всего лишь 1-2 игровые задачи, и
они носят однообразный характер, то есть, например девочки в игре с куклой
либо укладывали ее спать, либо кормили ее. Мальчики брали какую-нибудь
игрушку и представляли, что это герой из фантастического мультфильма, и
что он умеет летать. Игровые задачи дети ставили с помощью взрослого. Три
ребенка (30%) могли ставить самостоятельно, без помощи взрослого 2-3
игровые задачи и они были разнообразные. Например, Семен представлял,
что он строитель, брал большие мягкие кубики и начинал сначала строить
мост, объясняя тем, что через него будет ездить грузовая машина, и будет
завозить
новые
кирпичи,
для
строительства
дома.
Девочки
играли
в
больницу,
Милана
была
доктором,
а
Аня
пациентом.
Между
девочками
происходила
беседа,
где
Милана
поставила
2
игровые
задачи:
померить
температуру, поставить укол. А Аня, ставит 3 игровые задачи: измерение
температуры,
рецепт
лечения,
поход
в
аптеку.
Три
ребенка
(30%)
могли
самостоятельно ставить 3-4 игровые задачи, и они были разнообразны. У
всех трех детей происходила совместная игра в «Шоферов», они ехали на
разных машинах. Ярослав ехал на грузовике его задачами были: доехать до
магазина, купить овощи для мамы, зайти за тортом и доехать обратно домой.
Миша ехал на легковой машине, а Альдияр ехал на мотоцикле, они постоянно
друг с другом соревновались, кто же быстрее доберется до дому.
По содержанию игры можно сделать вывод, что у четырех детей (30%)
всего 1-2 игровые задачи, замысел проявляется только с помощью взрослого.
Три ребенка могут самостоятельно без помощи взрослого поставить 2-3
игровые задачи, и могут самостоятельно придумать, во что поиграть, также
три (30%) ребенка могут самостоятельно проявить свои игровые замыслы,
игровые задачи (3-4). Таким образом, высокий уровень имеют 6 (60%) детей,
средний уровень имеет 1 (10%) ребенок и 3 (30%) ребенка имеют низкий
уровень.
II. Далее представлены результаты по показателю сформированности
способов решения игровых задач старших дошкольников с нарушением речи,
которые отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Показатели сформированности способов решения игровых задач старших
дошкольников с нарушением речи
Показатели
развития игры
Испытуемые
Милана
А.
Семен
М.
Данил
М.
Аня
С.
Де мьян
С.
Миша
С.
Альд ияр
Т.
Яр ос ла в
Б.
Полина
К.
Яна
Н.
6.Разнообразие
игровых действий с
игрушками.
+
+
+
+
-
+
+
+
-
-
7.Степень
обобщенности
игровых действий с
игрушками:
а) развернутые
+
+
-
+
-
+
+
+
-
-
б) обобщенные
-
-
+
-
+
-
-
-
+
+
8.Игровые действия
с предметами-
заместителями:
а) с помощью
взрослого,
+
-
-
-
+
-
-
-
+
-
б) самостоятельно;
-
+
+
+
-
+
+
+
-
+
9.Игровые действия с
воображаемыми
предметами;
а) с помощью
взрослого ;
+
+
+
-
+
-
+
+
+
+
б) самостоятельно,
-
-
-
+
-
+
-
-
-
-
10.Принимает роль.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
11.Разнообразие
ролевых действий.
+
-
-
+
-
+
-
-
-
+
12.Выразительность
ролевых действий.
-
-
-
+
-
+
-
-
-
-
13.Наличие ролевых
высказываний.
-
-
-
+
-
+
+
-
-
-
14.Ролевые
высказывания
возникают по
инициативе:
а) взрослого;
+
+
+
-
+
-
-
+
+
+
б) ребенка.
-
-
-
+
-
+
+
-
-
-
15. Ролевая беседа
возникает:
а) со взрослым;
+
+
-
+
-
+
-
+
-
+
б) со сверстником.
+
+
+
+
-
+
+
+
+
-
16.Ролевая беседа
возникает по
инициативе:
а) взрослого;
-
-
-
-
+
-
-
-
-
+
б) ребенка.
+
+
+
+
-
+
+
+
+
-
17.Содержательность
беседы.
+
+
-
+
-
+
+
+
-
+
Итого:
7
7
4
11
1
11
9
7
2
4
Уровень развития:
с
С
н
в
н
в
в
с
н
Н
По показателю сформированности способов решения игровых задач из
таблицы 2.2 видно, что семь детей (70%) могут самостоятельно придумать
разнообразные действия с игрушками, а остальные трое детей (30%) не
имеют представления, как играть с игрушками и какие действия с ними
можно
производить.
По
степени
обобщенности
игровых
действий
с
игрушками
можно
сказать,
что
развернутые,
то
есть,
внешне
напоминающую
реальные
действия,
которые
человек
совершает
в
быту,
имеют
6
испытуемых
(60%),
для
остальных
4
детей
(40%)
характерны
обобщенные действия. Это заметно было в играх «Магазин», «Зоопарк».
Игровые
действия
с
предметами
заместителями
совершали
с
помощью
взрослого 3 ребенка (30%). Когда девочки играли с куклами, у них не было
ложки,
чтобы
накормить
куклу,
они
не
знали
чем
ее
заменить
и
тогда
взрослый задавал вопросы, делал подсказки. И девочки взяли место ложечки
счетную палочку
это и была у них ложка.
Остальные дети (70%) могли
самостоятельно
придумать
предметы-заместители.
Например:
палочка
вместо градусника, за место жезла полицейского брали линейку, кубик - это
хлеб, красный мяч - это яблоко, кубики - кирпичи, пазлы - печенье, книги
-это
различные
блоки
для
строительства
и
т.д.
Игровые
действия
с
воображаемыми предметами с помощью взрослого совершали 8 детей (80%).
Взрослый помогал детям, задавая наводящие вопросы: «Твои куклы будут
пить чай или кофе?», «Почему твоя кукла сидит на полу? Разве ты дома также
сидишь? На полу? Кукле, наверное, холодно?», «У твоего друга сегодня день
рождение? А что ты ему подаришь?», «А какая марка у машины будет?», «А
давай подарим Данилу подарок? Что ты хочешь ему подарить» и т.д. Только
два ребенка (20%) могли осуществлять игровые действия с воображаемыми
предметами. Например, Аня в игре «Повар», вообразила вкусный торт и
угостила им Яну. А Миша в игре со своим «супер - меном» вообразил, что он
сильный и могущественный, поднимает все машины на руки. Принимать на
себя роль могут все. У четырех детей (40%), проявляются разнообразные
ролевые действия. Например: «Повар» - девочка моет посуду, готовит обед и
т.д., «Водитель» - моет машину, заправляет бензином, держит руль и т.д. У
остальных детей (60%) в играх происходят однообразные ролевые действия.
Выразительность ролевых действий отмечается только у Ани С. и Мишы С,
что соответствует, 20%. В игре ролевые высказывания присутствовали по
отношению
к
игрушке,
к
своему
собеседнику
у
трех
детей
(30%),
у
остальных
детей
возникали
высказывания,
но
по
инициативе
взрослого.
Ролевая беседа возникает как со взрослым, так и со сверстником у пяти (50%)
детей. Ролевая беседа только со взрослым возникает у одного ребенка, что
составляет 10%. Ролевая беседа возникает только со сверстниками у трех
(30%) детей. Отмечается, что ролевая беседа со сверстником и взрослым у
одного ребенка (Демьяна С.) не возникает, это составляет 10%. Ролевая
беседа у семи детей (70%)была содержательной, красочной, содержала много
эмоций. Дети делились своими рассказами, фантазиями. Некоторые говорили
без остановки, всё придумывая новое и новое, им хотелось поделиться с
окружающими
своими
интересами.
Другие
делились
своими
историями,
связанные дома, или когда они ходили в магазин, или гуляли с друзьями.
Также добавляли в свою ролевую беседу домашних животных, описывали их.
Ролевая беседа возникает по инициативе самого ребенка, отмечается у восьми
детей,
что
соответствует
80%.
Ролевая
беседа
возникает
по
инициативе
взрослого, отмечается у двух (20%) детей.
Таким образом, можно сделать вывод, о способах решения игровых
задач. Высокий уровень имеет – 30% детей, средний уровень имеет – 30%
детей и низкий уровень имеет – 40% детей.
III. Далее представлены результаты по показателю сформированности
взаимодействия в игре старших дошкольников с нарушением речи, которые
отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Показатели сформированности взаимодействия детей в игре
Показатели
развития игры
Испытуемые
Милана
А.
Семен
М.
Данил
М.
Аня
С.
Де мьян
С.
Миша
С.
Альд ияр
Т.
Яр ос ла в
Б.
Полина
К.
Яна
Н.
18. Вступает во
взаимодействие:
а) со взрослым;
+
+
-
+
-
+
+
-
+
+
б) со сверстниками.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
19. Ставит игровые
задачи:
а) взрослому;
+
-
-
+
-
+
-
-
+
+
б) сверстникам.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
20. Принимает
игровые задачи от:
а) взрослого;
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
б) сверстников;
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
в) тактично
отказывается.
+
+
-
+
-
+
+
-
-
-
21. Длительность
взаимодействия:
а) кратковременное;
-
-
+
-
+
+
+
+
+
-
б) длительное.
+
+
-
+
-
-
-
-
-
+
Итого:
4
3
1
4
1
3
2
0
2
3
Уровень развития:
в
В
н
В
н
в
с
н
с
В
По
показателю
сформированности
взаимодействия
детей
в
игре
из
таблицы 2.3 видно, что абсолютно все дети (100%) вступают в игру со
своими сверстниками, со взрослыми вступают 7 человек (70%), трое детей со
взрослыми не вступают
во взаимодействие (это Данил М., Демьян С.,
Ярослав Б.). Не вступали они в игру из - за плохого настроения, нежелания
работать, стеснительности или замкнутости. Ставить игровые задачи своему
товарищу в группе могут абсолютно все дети,
а ставить игровые задачи
взрослому могут не все, лишь пять детей (50%). Принимать игровые задачи,
как от сверстников, так и от взрослого могут все дети, за исключением одной
девочки (Полины К.), она принимает игровые задачи только от сверстников
по группе, это составляет 10% от общего количества испытуемых. Тактично
отказываться от игры умеют пять детей (50%), остальные 50% не умеют и не
владеют навыками тактичного отказа от игры. По результатам исследования
мы видим, что только кратковременно могут взаимодействовать в игре шесть
детей (60%), это может свидетельствовать об отсутствии интереса к игре,
отсутствии
интереса
к
своему
сверстнику,
об
низком
уровне
сформированности
взаимодействия.
Например,
в
игре
«Строитель»
дети
работали в парах, первая пара Миша С. и Альдияр Т. строили гараж для
машины, поначалу игры дети были очень заинтересованы, много беседовали,
придумывали различные способы, но когда нужно было уже строить, Миша
С. потерял интерес и переключился на свою любимую игрушку и стал о ней
рассказывать Альдияру Т, они оба погрузились совсем в другую тематику,
мир фантастики. Вторая пара Полина К. и Ярослав Б. в игре «Аптека» не
могли найти контакт друг с другом, Ярослав Б. был очень активен, предлагал
разные
роли
Полине
К.,
но
она
не
хотела
с
ним
взаимодействовать,
в
результате дети играли по раздельности. Третья пара Данил М. и Демьян С. в
игре «Зоопарк» проявляли себя по разному, Данил М. предлагал идеи, задавал
вопросы Демьяну С., но Демьян С. был очень закрытый, зажатый мальчик,
который не хотел вступать во взаимодействие. И лишь четыре ребенка (40%)
имеют
длительное
взаимодействие
в
игре,
они
очень
увлечены
игрой,
взаимодействуют друг с другом.
Таким образом, можно сделать вывод, о взаимодействии детей в игре.
Высокий уровень имеют 50% испытуемых, средний уровень имеют 20%
детей, низкий уровень - 30% детей.
По результатам всех серий, мы посчитали общее количество баллов по
всем
показателям
игры
каждого
испытуемого
и
выявили
уровни
сформированности
игровой
деятельности
старших
дошкольников
с
нарушением речи, что отображено в таблице 2.4
Таблица 2.4.
Уровни сформированности игровой деятельности старших
дошкольников с нарушением речи
Серия
Испытуемые
Мил
а на
Се
ме н
Да
нил
Аня
С.
Де
мья
Миш
а
С.
Аль
д ия
Яр
ос л
Пол
ина
Яна
Н.
I.Содержание
игры
5
5
2
5
0
5
5
5
0
3
II.Способы
решения
игровых задач
7
7
4
11
1
11
9
7
2
4
III.Взаимодейс
твие детей в
игре
4
3
1
4
1
3
2
0
2
3
Общее
количество:
16
15
7
20
2
19
16
12
4
10
Уровень
развития:
в
в
н
в
н
в
в
с
н
с
Рис.2.4 Уровни сформированности игровой деятельности старших
дошкольников с нарушением речи
Таким
образом,
эксперимент
показал,
что
пять
испытуемых
(50%)
имеют высокий уровень развития сформированности игровой деятельности,
средний уровень имеют 2 ребенка (20%) и три ребенка (30%) имеет низкий
уровень сформированности.
Список используемых источников
1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб.: Союз, 2011.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. т. 5. – М.: Педагогика, 2012.
3.Леонтьев
А.Н,
Запорожец
А.В.
Вопросы
психологии
ребенка
дошкольного возраста: Сб.ст/Под ред. Леонтьева А.Н.и Запорожца А.В.
4.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и
группах для детей с нарушениями речи. - М.: АПО. 1993 - с. 37-47.
5.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». СПб: Издательство
«Питер»,2000 .
6 . Специальная
дошкольная
педагогика:
Учебное
пособие/
Е.А.
Стребелева, А.Л. Венгер,Е.А. Екжанова и др.; Под ред.Е.А. Стребелевой. -
М.: Академия, 2001.
7. Стребелева Е.А, Катаева А.А. «6Дошкольная олигофренопедагогика:
Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС,
2001.- 208с.
8.Терентьева
В.И.
Социально-психологические
особенности
детей
с
нарушениями речи 6-7 лет.//Дефектология.-2000.-№4.-С.74-77.
9.Эльконин Д.Б.«психология игры» - 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 1999.-360 с.