Автор: Подызбина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №5
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге»
Вольтер
Современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед
взрослыми
важнейшую
задачу
-
подготовить
детей
к
жизни
в
быстро
меняющемся мире. Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных
условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Поэтому
проблема
творческого
развития
детей
является
одной
из
перспективных направлений на современном этапе.
Одним
из
самых
эффективных
средств
развития
социализации
и
коммуникативных навыков ребенка в среднем дошкольном возрасте является
театр
и
театрализованные
игры.
Игра
-
наиболее
доступный
ребенку
и
интересный для него способ переработки выражения впечатлений, знаний и
эмоций. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление
предметов и звуков.
Театрализованная
игра
также
является
эффективным
средством
осмысления
дошкольником
нравственного
подтекста
литературного
или
фольклорного
произведения.
Театрализованная
деятельность
выполняет
одновременно
познавательную,
воспитательную
и
развивающую
функцию.
Участвуя
в
театрализованных
играх,
дети
познают
окружающий
мир,
становятся
участниками
событий
из
жизни
людей,
животных,
растений.
B
театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
дети знакомятся с чувствами, настроениями героев:
осваивают способы внешнего выражения чувств;
осознают причины того или иного настроения.
Театрализованная
игра
является
средством
самовыражения
и
самореализации ребенка, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость.
Именно
этой
многофункциональностью,
большим
диапазоном
развивающих
и
воспитательных
возможностей
эта
тема
привлекла
мое
внимание. Работая с детьми средней группы при развитии театрализованной
деятельности, я поставила себе следующие задачи:
Формировать у малышей представления о различных видах театра;
развивать интерес к игре драматизации, к театрально-игровой деятельности;
приобщать к ознакомлению со сказками посредством различных видов театра:
учить строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
Содействовать
гармонизации
отношений
между
детьми
и
взрослыми.
Пополнять и активизировать словарь детей, развивать воображение
и творческое мышление.
Вовлекать в изготовление атрибутов к разным видам театра.
Привлекать родителей к участию в театрализованной деятельности:
просмотр спектаклей, изготовление костюмов и атрибутов.
Средства развития театрализованной деятельности – это игры-разминки,
театральные игры, обыгрывание сказок, игры – импровизации, инсценировки,
игры на развитие двигательных способностей, игры-занятия, которые включают
в
себя
все
виды
театра.
Их
цель
-
помочь
овладеть
средствами
образной
выразительности
и
актерского
мастерства:
интонацией,
позами,
жестами,
мимикой,
пантомимой
-
используя
метод
сказкотерапии
для
развития
творческой
инициативы,
а
также
для
преодоления
трудностей
общения,
неуверенности в себе, умения преодолевать робость и застенчивость.
Для
формирования
творческой
активности
детей
в
театрализованной
деятельности в своей группе мы продумали развивающую среду.
При этом мы учитывали основные принципы ее построения: доступность,
эстетичность, безопасность, учет индивидуальных особенностей детей, а также
резерв свободного места, возможность доступно брать игрушки, наглядный
материал, атрибуты, что позволяет детям самим менять среду, трансформируя е
соответствии с видом игры и их интересами.
Для реализации намеченных задач:
организуем
слушание
и
проигрывание
коротких
сказок,
мини-
сценок, стихотворений. Это позволяет детям раскрыть разные нравственные и
моральные понятия. Дети переживают содержание сказок, а затем творчески
отображают через героев сказки и происходящие в ней события. Этот метод
дает возможность побуждать их к размышлению, выбору собственной позиции.
даем
творческие
задания,
направленные
на
разыгрывание
жизненных
ситуаций
для
формирования
положительного
образа
героев.
Например,
девочки:
добрая,
умная,
отзывчивая,
заботящаяся
о
близких;
мальчиков: сильный, смелый, находчивый, способный защищать своих близких.
В «Уголок ряженья» мы подобрали разнообразные атрибуты: юбки на
резинках
и
завязках,
жилетки,
фартуки,
манишки,
сумки,
кошельки,
разнообразные головные уборы, которые помогают ребенку погрузиться в тот
или
иной
образ,
взять
на
себя
какую-либо
роль.
В
накоплении
атрибутов
активное участие принимали родители воспитанников группы.
Кроме этого, в своей группе мы изготовили различные виды театров
(пальчиковый,
плоскостной,
кукольный),
костюмы,
шапочки,
маски.
Для
развития театрализованной деятельности мы подобрали настольно - печатные
дидактические игры по ознакомлению со сказками, различными персонажами
сказок и литературных произведений, развитию и распознаванию эмоций.
В
родительском
уголке
были
оформлены
папки-передвижки
«Театрализованная деятельность детей 4-5 лет», консультации «Воспитание
дружеских отношений через театр», «Развитие у детей навыков сценического
искусства».
Работу
начинала
с
детьми
младшего
возраста.
Читала
им
книги,
показывала картинки, рассказывала сказки и истории, устраивала инсценировки
знакомых
сказок,
стихов.
Поддерживала
стремление
ребёнка
к
выражению
чувств через мимику, жесты, движения, голос.
При чтении произведений я стараюсь артистически, искренне передавать
тот или иной образ литературного героя, формировать в детях эмоциональное
отношения
к
тем
или
иным
персонажам,
ситуациям.
После
чтения
произведения мы обязательно беседуем по его содержанию. В процессе беседы
я помогаю детям осознать характер героев, оценить их поступки, сложить
эмоциональный образ героя, проговорить отдельные диалоги персонажей. Так
же при рассматривании иллюстраций большое внимание я уделяю анализу
эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках. («Что с
ним? Почему он плачет?» и т. д.)
Не
менее
эффективно
для
развития
театрализованной
деятельности
использование
фланелеграфа
для
разыгрывания
фрагментов
из
знакомых
литературных произведений и знакомства с новой сказкой.
Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Ценность и
польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно
связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку,
слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования
её
в
едином
педагогическом
процессе
очевидна.
Поэтому
тематика
театрализованных игр может быть разнообразной:
Разучивание стихов, потешек с различной интонацией. Так у детей
развивается мелодикоинтонационная выразительность, плавность речи.
Инсценированние различных стихотворений.
Игровая самостоятельная деятельность с разными видами театров
Игры, направленные на сплочение детского коллектива «Давайте
познакомимся!», «Здравствуй - прощай», «Услышь меня».
Игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами
Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии.
Музыкальная
ритмопластика
(свободная
импровизация
ритмических движений).
Игры и упражнения на развитие двигательных способностей
Совместная деятельность по изготовлению декораций, масок.
Проводимая
нами
работа
дала
положительные
результаты.
Родители
проявили интерес к формированию у детей творческих способностей, при этом
активно участвуя в изготовлении костюмов и декораций, а также посещали
постановки
детских
спектаклей.
У
наших
воспитанников
устойчивая
положительная динамика в развитии творческих способностей. Это проявляется
в
проявлении
любознательности,
стремлении
к
познанию
нового,
настойчивости,
целеустремленности.
Дети
стали
более
инициативными,
возросла
степень
активности
в
самостоятельной
театрализованной
деятельности, повысилась самооценка и умение общаться со взрослыми, четко
формулировать мысли и излагать их публично.
У
детей
сформировался
интерес
к
театрализованной
деятельности,
больше стало количество желающих участвовать в театрализованных играх,
сценках,
представлениях,
дети
распределяют
роли,
используют
интонацию,
мимику,
жесты,
участвуют
в
ролевых
диалогах,
сопереживают
героям
произведений, умеют слушать, не перебивая друг друга, активно приглашают
зрителей на свои показы. В процессе театрализованной деятельности у детей
развиваются
нравственно-коммуникативные
и
волевые
качества
личности
(общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль
до конца).
Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре
он познаёт мир (Г. И. Мерзлякова).
Через несколько лет наши дети вырастут искорки творческого мастерства,
заложенные в детстве, могут разгореться, в настоящий интерес к творчеству
Театрализованная деятельность научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в
людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, сделает
жизнь
наших
воспитанников
интересной
и
содержательной,
наполненной
радостью
творчества.
Театрализованная
деятельность
–
это
одно
из
эффективных
средств
развития
креативной
личности,
воображения,
дивергентного мышления.
Дети, занимающиеся театрализацией, показывают более высокий уровень
развития
творческих
способностей,
они
чаще
принимают
нестандартные
решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих
суждениях, упорством и инициативностью.
Литература.
1.
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду, - М. : ТЦ
Сфера, 2006.
2.
Гончарова О. В. И др. Театральная палитра: Программа художественно-
эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3.
Зинкевич – Евстинеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Спб. : Речь, 2005.
4.
Иванова
Г.П.
Театр
настроений,
коррекция
и
развитие
эмоционального-
нравственной сферы у дошкольников. – М. : -«Скрипторий 2003», 2006.
5.
Петрова Г. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.