Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ФИЗИКИ


Автор: Мигалёва Лариса Германовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Светогорск, Выборгский р-н, Ленинградская обл.
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

учебных действий на уроках физики.

Механика. 7 класс.

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА

УРОКАХ ФИЗИКИ................................................................................................. 3

СПЕЦИФИКАЦИЯ БАНКА ЗАДАНИЙ..............................................................7

ПЛАН БАНКА ЗАДАНИЙ.....................................................................................9

БАНК ЗАДАНИЙ.................................................................................................. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................18

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА

УРОКАХ ФИЗИКИ

Перемены,

происходящие

в

современном

обществе,

требуют

ускоренного

совершенствования

образовательного

про странства,

определения целей образования, учитывающих государственные, социальные

и

личностные

потребности

и

интересы.

В

связи

с

этим

приоритетным

направлением

становится

обеспечение

развивающего

потенциала

новых

образовательных

стандартов.

Развитие

личности

в

системе

образования

обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных

действий

(УУД),

которые

выступают

основой

образовательного

и

воспитательного

процесса.

Овладение

учащимися

универсальными

учебными

действиями

выступает

как

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового

социального

опыта.

УУД

создают

возможность

самостоятельного

успешного

усвоения

новых

знаний,

умений

и

компетентностей,

включая

организацию усвоения, то есть умения учиться.

В

широком

значении

термин

«универсальные

учебные

действия»

означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия»

можно

определить

как

совокупность

способов

действия

учащегося,

обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых

знаний и формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

подразделяются

на

4

группы:

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

и

познавательные.

Личностные

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и

события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и

умение

выделить

нравственный

аспект

поведения)

и

ориентацию

в

социальных

ролях

и

межличностных

отношениях.

Личностный

результат

обучения

физике

-

это

убежденность

в

возможности

познания

природы,

уважение к творцам науки и техники, проявление интереса к физике как к

элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик

начинает

рассматривать

(причины

открытия,

происхождение

изучаемого

явления)

постигая

законы,

лежащие

в

основе

этого

явления,

предвидеть

различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом ученик видит

закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.

Регулятивные

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

самоорганизацию учащимися учебной деятельности. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Планирование- определение последовательности промежуточных целей

с

учетом

конечного

результата;

составления

плана

и

последовательности

действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

Контроль

в

форме

сличения

способа

действия

и

его

результата

с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесения необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

продукта;

Оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и ещё

подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция

как

способность

к

мобилизации

сил

и

энергии;

способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и преодолению препятствий.

Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать

при

выполнении

лабораторных

работ,

при

решении

экспериментальных

задач, при решении качественных и количественных задач.

При

обучении

физики,

деятельность,

связанная

с

проведением

физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя

планирование,

моделирование,

выдвижение

гипотез,

наблюдение,

подбор

приборов и построение установок, измерение, представление об ощущении

результатов.

В

конечном

итоге

говорят

об

усвоении

экспериментального

метода познания физических явлений. Формирование перечисленных качеств

и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. Отсюда

понятие

актуальность

усилий

для

организации

диагностирования

экспериментальных умений.

Познавательные

действия

в к л юч а ют общеучебные

и

логические

универсальные учебные действия.

Общеучебные УУД включают:

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и

в ы д е л е н и е

н е о бход и м о й

и н ф о рма ц и и ;

п р и м е н е н и е

м е т о д о в

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

поиск

и

выделение

необходимой

информации;

применения

методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения

задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое

чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от

цели;

умение

адекватно,

осознанно

и

произвольно

строить

речевые

высказывания в устной и письменной речи; умение адекватно, осознанно и

произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

действие со знаково- символическими средствами (замещение, действие со

знаково-

символическими

средствами

(замещение,

кодирование,

декодирование, моделирование).

Общеучебные УУД на уроках физики предусматривают:

формирование

умений

воспринимать,

перерабатывать

предъявлять

информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и

перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными

задачами,

выделять

основное

содержание

прочитанного

текста,

находить

ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение

опыта

самостоятельного

поиска,

анализа

и

отбора

информации

с

использованием

различных

источников

и

новых

информационных технологий для решения познавательных задач.

Универсальные логические действия.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается

способность и умение учащихся производить простые логические действия

(анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д).

Номенклатура логических действий включает:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения

тождеств),

различия,

определения

общих

признаков

и

составление

классификации; анализ- выделение элементов, расчленение целого на части;

синтез- составление целого из частей; сериация - упорядочение объектов

по выделенному основанию; классификация- отношение предмета к группе

на

основе

заданного

признака;

обобщение-

генерализация

и

выведение

общности

для

целого

ряда

или

класса

единичных

объектов

на

основе

выделения сущностной связи;

доказательство-

установление

причинно-

следственных

связей,

построение

логической

цепи

рассуждений;

установление

аналогий.

Структурно-логические

схемы

позволяют

систематизировать

знания,

в ы д е л я т ь

о с н о в н о е .

Коммуникативные

действия

обеспечивают

социальную

компетентность

и

сознательную

ориентацию

учащихся

на

позиции

других

людей,

умение

слушать

и

вступать

в

диалог,

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем.

Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; управление

поведением

партнера-

контроль,

коррекция,

оценки

действий

партнера;

умение

с

достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли

в

соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации;

владение

м о н о л о г и ч е с к о й

и

д и а л о г и ч е с к о й

ф о р м а м и

р е ч и .

В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и

поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное

владение

определенными

нормами

общения,

поведения.

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов

универсальных

действий.

Формирование

способности

и

готовности

учащихся

реализовывать

универсальные

учебные

действия

позволит

повысить эффективность образовательного процесса.

СПЕЦИФИКАЦИЯ БАНКА ЗАДАНИЙ

Проверяется достижение требований ФГОС

к предметным результатам

к метапредметным

результатам

1.

Владение понятийным аппаратом при

описании механических явлений

Умение преобразовывать знаки и

символы

2.

Владение понятийным аппаратом и

символическим языком физики при

описании механических явлений

Умение определять понятия,

применять знаки и символы

3.

Умение сопоставлять экспериментальные

и теоретические задания с объективными

реалиями жизни, наличие опыта

Умения преобразовывать знаки и

символы, стоить логические

рассуждения

4.

Умение сопоставлять экспериментальные

и теоретические задания с объективными

реалиями жизни, наличие опыта

Умения преобразовывать знаки и

символы, стоить логические

рассуждения

5.

Владение понятийным аппаратом и

символическим языком физики при

описании механических явлений

Умение определять понятия,

применять знаки и символы

6.

Владение понятийным аппаратом и

символическим языком физики при

описании механических явлений

Умение определять понятия,

применять знаки и символы

7.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

8.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

9.

Умение сопоставлять экспериментальные

и теоретические задания с объективными

реалиями жизни, наличие опыта

Умения преобразовывать знаки и

символы, стоить логические

рассуждения

10.

Владение понятийным аппаратом и

символическим языком физики при

описании механических явлений

Умение определять понятия,

применять знаки и символы

11.

Умение сопоставлять экспериментальные

и теоретические задания с объективными

реалиями жизни, наличие опыта

Умения преобразовывать знаки и

символы, стоить логические

рассуждения

12.

Умение сопоставлять экспериментальные

и теоретические задания с объективными

реалиями жизни, наличие опыта

Умения преобразовывать знаки и

символы, стоить логические

рассуждения

13.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

14.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

15.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

16.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

17.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

18.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

19.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

20.

Владение научным подходом к решению

задач, усвоение основных идей

механики

Умения применять и

преобразовывать знаки и символы

ПЛАН БАНКА ЗАДАНИЙ

№ Планируемый

образовательный

результат

Проверяемое

содержание

Уровень

слож-

ности

Тип

заданий

Время

(мин.)

Балл

От

вет

1.

Владение

понятийным

аппаратом при

описании

механических

явлений.

Механические

явления.

Равномерное

движение.

Б

ВО

1

1

4

2.

Описывать

изученные свойства

тел и механические

явления, используя

физические

величины.

Использовать для

выявления свойств

тел, физических

явлений и процессов

физические

величины и

формулы,

связывающие

данную величину с

другими величинами.

Механические

явления.

Равномерное

движение.

Б

ВО

1

1

2

3.

Понимать принципы

действия машин,

приборов и

технических

устройств, условия

их безопасного

использования в

повседневной жизни.

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

Б

ВО

1

1

4

4.

Распознавать

физические явления

и объяснять на

Механические

явления. Работа

и мощность.

Б

ВО

1

1

3

основе имеющихся

знаний основные

свойства или условия

протекания этих

явлений. Различать

для данного явления

основные свойства

или условия его

протекания.

Энергия.

5.

Описывать

изученные свойства

тел и механические

явления, используя

физические

величины.

Использовать для

выявления свойств

тел, физических

явлений и процессов

физические

величины и

формулы,

связывающие

данную величину с

другими величинами.

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

Б

ВО

1

1

1

6.

Использовать для

выявления свойств

тел, физических

явлений и процессов

физические

величины и

формулы,

связывающие

данную величину с

другими величинами.

Владение

понятийным

аппаратом и

символическим

языком физики при

описании

механических

явлений.

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

Б

ВО

1

1

4

7.

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

Б

ВО

1

1

2

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

формул.

8.

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

формул.

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

Б

ВО

1

1

3

9.

Описывать

изученные свойства

тел и механические

явления, используя

физические

величины.

Использовать для

выявления свойств

тел, физических

явлений и процессов

физические

величины и

формулы,

связывающие

данную величину с

другими величинами.

Механические

явления.

Давление

твёрдых тел,

жидкостей и

газов.

Б

ВО

1

1

3

10

Использовать для

выявления свойств

тел, физических

явлений и процессов

физические

величины и

формулы,

связывающие

данную величину с

Механические

явления.

Давление

твёрдых тел,

жидкостей и

газов.

Б

ВО

1

1

4

другими величинами.

Владение

понятийным

аппаратом и

символическим

языком физики при

описании

механических

явлений.

11

Распознавать

физические явления

и объяснять на

основе имеющихся

знаний основные

свойства или условия

протекания этих

явлений. Различать

для данного явления

основные свойства

или условия его

протекания.

Механические

явления.

Равномерное

движение.

Б

КО

1

1

900

км/ч

12

Описывать

изученные свойства

тел и механические

явления, используя

физические

величины.

Использовать для

выявления свойств

тел, физических

явлений и процессов

физические

величины и

формулы,

связывающие

данную величину с

другими величинами.

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

П

КО

1

1

54

км/ч

13

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

Механические

явления.

Равномерное

движение.

Б

КО

2

1

8

м/с

расчётных задач с

использованием

формул.

14

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

формул.

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

Б

КО

2

1

да

15

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

формул.

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

Б

КО

2

1

49

Н

16

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

Механические

явления.

Равномерное

движение.

П

РО

3

3

10

м/с

формул.

17

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

формул.

Механические

явления.

Давление

твёрдых тел,

жидкостей и

газов.

П

РО

5

3

135

кПа

18

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

формул.

Механические

явления.

Взаимодействие

тел.

П

РО

5

3

4,8

м/с

19

Решать задачи,

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

формул.

Механические

явления. Работа

и мощность.

П

РО

5

3

1225

с

20

Решать задачи,

Механические

П

РО

5

3

4.4

используя

физические законы и

формулы; на основе

анализа задачи

выделять физические

величины и

формулы,

необходимые для её

решения, проводить

расчёты. Применять

законы и формулы

для решения

расчётных задач с

использованием

формул.

явления.

Давление

твёрдых тел,

жидкостей и

газов.

м

Условные обозначения:

Б – базовый уровень

П – повышенный уровень

Тип заданий:

ВО – задание с выбором ответа

КО – задание с кратким ответом

РО – задание с развёрнутым ответом.

БАНК ЗАДАНИЙ

1.

Изменение с течением времени положения тела относительно других

тел называется

1)

траектория 3) пройденный путь

2)

прямая линия 4) механическое движение

2.

Какая физическая величина характеризует быстроту движения?

1) Время 3) Пройденный путь

2) Скорость 4) Перемещение

3.

Какую величину измеряют с помощью динамометра?

1) Плотность 3) Скорость

2) Объём 4) Силу

4.

В каком случае совершается механическая работа?

1) На столе стоит гиря 3) Трактор тянет прицеп

2) На пружине висит груз 4) Спортсмен пробежал круг

5.

Сила тяжести – это сила, с которой

1) Земля притягивает все тела 3) Солнце притягивает планеты

2) Солнце притягивает Землю 4) звёзды притягивают Солнце

6.

В каких единицах измеряют силу?

1) Килограммах (кг) 3) Метрах ( м)

2) Километрах (км) 4) Ньютонах (Н)

7.

Найдите силу тяжести, действующую на вазу с цветами, если её масса

1,5 кг.

1) 1,5 Н 3) 150 Н

2) 15 Н 4) 1500 Н

8.

В мешок досыпали 20 кг сахарного песка. Как изменился вес мешка?

1) Увеличился на 20 Н 3) Увеличился на 200 Н

2) Увеличился на 10 Н 4) Не изменился

9.

Как давление зависит от модуля действующей силы?

1) Не зависит

2) Чем сила больше, тем давление меньше

3) Чем сила больше, тем давление больше

10.Какое давление принято за единицу давления?

1)

1 Н / см

2

2)

1

к

Н / м

2

3)

1

к

Н / см

2

4)

1 Н / м

2

11.Самолёт, летящий со скоростью 900 км / ч, во время полёта

заправляется горючим с другого самолёта. С какой скоростью движется

при этом самолёт- заправщик?

12.Какая скорость больше: 54 км/ч или 5 м/с?

13. Один велосипедист в течение 12с двигался со скоростью 6 м/с, а

второй велосипедист проехал этот участок пути за 9с. Какова средняя

скорость второго велосипедиста на этом участке пути?

14. Канат выдерживает нагрузку 2500Н. Разорвётся ли этот канат, если им

удерживать груз массой 0,3 т?

15. В бидон массой 1кг налили керосин объёмом 0,005м

3

. Какую силу

нужно приложить, чтобы поднять бидон? ( Плотность керосина

800кг/м

3

.)

16. Автоколонна длиной 200м и встречный автомобиль имеют равные

скорости. С какой скоростью движется автомобиль, если пассажир в

нём отметил, что миом колонны автомобиль двигался 10с?

17. Какое давление производит на опору мраморная колонна объёмом 7м

3

,

если площадь её основания 1,4м

2

?

18. Вагон, двигаясь под уклон с сортировочной горки, проходит 120м за

10с. Скатившись с горки, он проходит до полной остановки еще 360м за

90с. Определите среднюю скорость вагона за всё время движения.

19. Cила тяги тепловоза 245кН. Мощность двигателей 3000 кВт. За какое

время поезд при равномерном движении пройдёт путь, равный 15км?

20.Кирпичная стена производит на фундамент давление 80 кПа. Чему

равна её высота?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

ОО

второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.

2.

Примерная основная программа образовательного учреждения.

Основная школа (сост. Е.С. Савинов). – М: Просвещение, 2011.

3.

Формирование универсальных учебных действий в основной

школе: от действия к мысли. (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и

др.). – М.: Просвещение, 2011.

4.

Физика. Планируемые результаты. Система заданий 7-9 классы.

Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Под

редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – Москва:

Просвещение, 2014.



В раздел образования