Автор: Ситало Юлия Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад №35 "Родничок"ГОЩ
Населённый пункт: п. Краснознаменский Щелковского района Московской область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер класс "Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс «Устное народное творчество как
средство развития речи детей дошкольного возраста»
В одной древней китайской пословице говорится:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я
пойму».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной
деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей
работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто
раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.
- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и
дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы,
которые
я
использую
в
своей
работе
с
детьми
по
речевому
развитию
средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них.
- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной.
-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали
детьми.
ПОТЕШКИ
Потешки
способствуют
двигательной
активности
ребенка,
развитию
мелкой моторики, активизируя работу мозга.
Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более
увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек.
- Послушайте, пожалуйста, потешку:
«Сидит медведь на колоде - боты подшивает,
А заинька-работничек на дудочке играет,
А ворона-сторожена – она припевает,
А сорока-белобока сладку кашу варит,
А лисица-молодица пошла в поле жать».
Объяснение незнакомых слов:
«колода» - короткое толстое бревно;
«боты» - так в старину называли ботинки;
«ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит;
«молодица» - молодая;
«жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски)
-О каких лесных жителях говорится в этой потешке?
(О
медведе,
о
заиньке-работничке,
о
вороне-сторожене,
о
сороке-
белобоке, о лисице-молодице)
-А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).
(Медведь
–
боты
подшивает,
заинька-работничек
на
дудочке
играет,
ворона-сторожена
–
она
припевает,
сорока-белобока
сладку
кашу
варит,
лисица-молодица пошла в поле жать.)
-Давайте с вами выучим эту потешку. (Повторное чтение)
Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержания потешки:
- шёпотом,
- в полголоса с хлопками,
- в полный голос с приплясыванием,
- расскажите потешку наизусть.
Молодцы!
Необходимо,
чтобы
работа
с
потешками
не
ограничивалась
только
стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только
тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии
словаря ребенка и положительные эмоции.
СКАЗКИ
Для
детей
и
взрослых
самым
любимым
жанром
устного
народного
творчества
является
сказка.
Она
несёт
в
себе
большое
воспитательное
значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с
которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы
не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.
Нужно
объяснить
старинные
слова,
которые
встречаются
в
русских народных сказках и былинах:
• портки - штаны
• косоворотка - рубаха с косым воротом
• рать – войско
• чело - лоб
• изгородь - ограда
• перст - палец
• око – глаз
• уста - рот, губы
«Определи сказку»
1)
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3) Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
«Дополни имя»
У некоторых сказочных героев двойные имена.
Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном
герое идет речь?
Василиса - ….(Премудрая), Братец - ….(Иванушка),
Сестрица - ….(Аленушка), Кощей - ....(Бессмертный),
Иван - ….(Царевич), Елена -….(Прекрасная).
«Отгадай настроение сказочных героев»
Вам предлагаются схематические изображения эмоций:
(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)
На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.
Участники по очереди берут карточку.
Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.
«Найди пару»
Яйцо – курица, лягушка – стрела, медведь – короб….(по картинкам)
«Волшебный клубок»
Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек
друг другу.
(волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер
самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка).
МАГИЯ ЧИСЕЛ
Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все
сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой.
Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек
Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.
Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому
придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными,
либо реальными злодеями.
Символическое значение числа 2.
Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в
«Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую»
главные
героини
— две
дочери.
Практически
всегда
эта
цифра
является
символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных
персонажей.
Символика
числа
2
указывает
на
двойственность
всего.
Например, есть жизнь и смерть, живая и мертвая вода, день и ночь, утро и
вечер,
небо
и
земля,
добро
и
зло,
правда
и
кривда.
Подобные
противоположности
демонстрирует
большинство
народных
сказок,
дошедших до нашего времени. Самая частая противоположность — добро в
образе главного героя побеждает зло в образе своего недруга или обидчика.
Что
означает
число
3
в
сказках?
Рассуждая
о
символизме
чисел
в
народных сказках, невозможно обойти стороной цифру 3.Оно ассоциируется
с треугольником — наиболее устойчивой геометрической фигурой, которая
нам известна. Три богатыря. мы обнаружим, что все всего в народном эпосе
было три самых главных богатыря, которые защищали свою землю. Этими
богатырями
были
Илья
Муромец,
Добрыня
Никитич
и
Алёша
Попович.
Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны.
Часто один
из
героев
обладает
выдающимся
талантом
или
умом,
второй
— обычный человек, а третий глуп либо недостаточно способный. Магию
числа
3
подчеркивает
тот
факт,
что
эта
цифра
встречалась
в
описании
разнообразных обрядов. Например, для получения, желаемого испытание
проходят трижды, в сказке «Царевна змея» главная героиня трижды падала
оземь, столько же раз обвивалась вокруг шеи и трижды оборачивалась змеей.
В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий
день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.
Магическая
цифра
33
30
лет
и
3
года,
33
богатыря
— эта
цифра
встречается
во
многих
сказка,
фразеологизмах
и
скороговорках.
Символизировать это число может много. Например, если мы обратимся к
сказке Пушкина «Золотая рыбка», то увидим, что фраза «жили старик со
старухой 30 лет и 3 года» указывает на то, что проживали люди вместе очень
долго.
33
Богатыря.
То
есть
число
33
может
указывает
на
долгую
продолжительность какого-либо события — «заснул богатырским сном и
спал 30 лет и 3 года.
Число
4
Четыре
времени
года.
Еще
одна
цифра,
нередко
часто
встречающаяся в сказках, — это 4. Число ассоциируется с устойчивостью,
мировым порядком. Встречается оно часто, например: столько существует
сторон света, 4 мировые стихии, 4 времени года. Всего существует четыре
периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.
Число 7 Сказки «Волк и семеро козлят» и «Дочь семилетка», семь цветов
радуги, столько же чудес света, 7 дней недели — повсюду нас сопровождает
таинственная и магическая цифра 7. Волк и семеро козлят.
Девять – «Окончание пути». Число «девять» – символ всеобщего успеха,
полного совершенства. Он как бы венчает какой-то процесс и кладет начало
переходу к новому качеству. У славян поминки по усопшему отправляются на
9-й день после его кончины. По-видимому, это тоже свидетельствует о каком-
то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.
ЗАГАДКИ
«Загадки – близнецы».
Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок.
Прошу
Вас
взять
по
одному
листочку
жёлтого
или
синего
цвета.
Вам
необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -
близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт
ответ.
1.
Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень?
Когда вставать.
2.
Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
с иголками ходит. Иголки везёт.
3.
И комковато, 3.Меня режут – трут,
И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее. Людям добром плачу.
4.
Ночью не спит, 4.А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
без водички моется.
5.
Красные лапки, 5. В воде купался,
Длинная шея. Да сух остался.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки.
6.
В городе Тит стоит, 6.Сам не берёт
Ничего не говорит, И воробьям не даёт.
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
7.
Растёт она вниз головой, 7.Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
8.
Шёл я мимо, 8.То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол лепёшки.
9.
Сидел на заборе, 9. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож,
Взял да замолчал. А всех будит.
ПОСЛОВИЦЫ
Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют
их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
Игра «Скажи по-русски».
Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы
близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но
многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой
русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется,
то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы-
ответы).
1.
Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
2.
Детская философия.
3.
Без страдания нет наград.
4.
Первый из них всегда обречён.
5.
Один старый и два новых.
6.
Кредиторы ждать не любят.
7.
Все пошли – и ты догоняй.
8.
Чужая рубашка опасна для жизни.
9.
Будней – то пять, а выходных – два.
10.Конфликт поколений в курятнике.
1.
Баба с воза – кобыле легче.
2.
Устами младенца глаголет истина.
3.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4.
Первый блин комом.
5.
Старый друг лучше новых двух.
6.
Долг платежом красен.
7.
Семеро одного не ждут.
8.
Своя рубаха ближе к телу.
9.
Делу время – потехе час.
10.Яйца курицу не учат.
У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз.
Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.
1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).
2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).
3.Поработал до поту – ..... (поел в охоту).
4.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).
5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).
СКОРОГОВОРКИ
Как
проговаривать
скороговорки
с
детьми?
Скороговорки
придуманы
исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете
детям
это,
а
потом
начинаете
вместе
разучивать
стишок.
Но
при
этом
существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо
соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии
дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на
слоги.
Цель
первого
шага
–
правильно
выучить
скороговорку.
Обращайте
внимание
на
произношение
всех звуков:
и
гласных,
и
согласных.
Очень
важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы
учите и слова, и произношение.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и
может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном
режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь
губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно
шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю
фразу.
Теперь
произнесите
текст
вслух,
но
медленно.
Слитно,
всю
фразу
целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,
восклицательно, грустно
и
радостно,
задумчиво,
агрессивно,
напевая,
разными голосами.
И
вот
настало
время
устроить
конкурс
на
самый
лучший результат:
быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
Коля колья колет. Поля поле полет.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Триста
тридцать
три
корабля
лавировали,
лавировали,
да
и
не
вылавировали.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Молодцы!
А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми.
Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на
сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц,
сказок,
и,
надеемся,
по-новому
взглянули
на
пути
ознакомления
дошкольников с народным творчеством.