Напоминание

Мастер класс "Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста"


Автор: Ситало Юлия Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад №35 "Родничок"ГОЩ
Населённый пункт: п. Краснознаменский Щелковского района Московской область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер класс "Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс «Устное народное творчество как

средство развития речи детей дошкольного возраста»

В одной древней китайской пословице говорится:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я

пойму».

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной

деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей

работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто

раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и

дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы,

которые

я

использую

в

своей

работе

с

детьми

по

речевому

развитию

средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них.

- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной.

-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали

детьми.

ПОТЕШКИ

Потешки

способствуют

двигательной

активности

ребенка,

развитию

мелкой моторики, активизируя работу мозга.

Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более

увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек.

- Послушайте, пожалуйста, потешку:

«Сидит медведь на колоде - боты подшивает,

А заинька-работничек на дудочке играет,

А ворона-сторожена – она припевает,

А сорока-белобока сладку кашу варит,

А лисица-молодица пошла в поле жать».

Объяснение незнакомых слов:

«колода» - короткое толстое бревно;

«боты» - так в старину называли ботинки;

«ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит;

«молодица» - молодая;

«жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски)

-О каких лесных жителях говорится в этой потешке?

медведе,

о

заиньке-работничке,

о

вороне-сторожене,

о

сороке-

белобоке, о лисице-молодице)

-А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).

(Медведь

боты

подшивает,

заинька-работничек

на

дудочке

играет,

ворона-сторожена

она

припевает,

сорока-белобока

сладку

кашу

варит,

лисица-молодица пошла в поле жать.)

-Давайте с вами выучим эту потешку. (Повторное чтение)

Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержания потешки:

- шёпотом,

- в полголоса с хлопками,

- в полный голос с приплясыванием,

- расскажите потешку наизусть.

Молодцы!

Необходимо,

чтобы

работа

с

потешками

не

ограничивалась

только

стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только

тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии

словаря ребенка и положительные эмоции.

СКАЗКИ

Для

детей

и

взрослых

самым

любимым

жанром

устного

народного

творчества

является

сказка.

Она

несёт

в

себе

большое

воспитательное

значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с

которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы

не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.

Нужно

объяснить

старинные

слова,

которые

встречаются

в

русских народных сказках и былинах:

• портки - штаны

• косоворотка - рубаха с косым воротом

• рать – войско

• чело - лоб

• изгородь - ограда

• перст - палец

• око – глаз

• уста - рот, губы

«Определи сказку»

1)

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

2)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3) Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

«Дополни имя»

У некоторых сказочных героев двойные имена.

Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном

герое идет речь?

Василиса - ….(Премудрая), Братец - ….(Иванушка),

Сестрица - ….(Аленушка), Кощей - ....(Бессмертный),

Иван - ….(Царевич), Елена -….(Прекрасная).

«Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются схематические изображения эмоций:

(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.

Участники по очереди берут карточку.

Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

«Найди пару»

Яйцо – курица, лягушка – стрела, медведь – короб….(по картинкам)

«Волшебный клубок»

Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек

друг другу.

(волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер

самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка).

МАГИЯ ЧИСЕЛ

Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все

сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой.

Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек

Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.

Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому

придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными,

либо реальными злодеями.

Символическое значение числа 2.

Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в

«Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую»

главные

героини

— две

дочери.

Практически

всегда

эта

цифра

является

символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных

персонажей.

Символика

числа

2

указывает

на

двойственность

всего.

Например, есть жизнь и смерть, живая и мертвая вода, день и ночь, утро и

вечер,

небо

и

земля,

добро

и

зло,

правда

и

кривда.

Подобные

противоположности

демонстрирует

большинство

народных

сказок,

дошедших до нашего времени. Самая частая противоположность — добро в

образе главного героя побеждает зло в образе своего недруга или обидчика.

Что

означает

число

3

в

сказках?

Рассуждая

о

символизме

чисел

в

народных сказках, невозможно обойти стороной цифру 3.Оно ассоциируется

с треугольником — наиболее устойчивой геометрической фигурой, которая

нам известна. Три богатыря. мы обнаружим, что все всего в народном эпосе

было три самых главных богатыря, которые защищали свою землю. Этими

богатырями

были

Илья

Муромец,

Добрыня

Никитич

и

Алёша

Попович.

Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны.

Часто один

из

героев

обладает

выдающимся

талантом

или

умом,

второй

— обычный человек, а третий глуп либо недостаточно способный. Магию

числа

3

подчеркивает

тот

факт,

что

эта

цифра

встречалась

в

описании

разнообразных обрядов. Например, для получения, желаемого испытание

проходят трижды, в сказке «Царевна змея» главная героиня трижды падала

оземь, столько же раз обвивалась вокруг шеи и трижды оборачивалась змеей.

В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий

день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.

Магическая

цифра

33

30

лет

и

3

года,

33

богатыря

— эта

цифра

встречается

во

многих

сказка,

фразеологизмах

и

скороговорках.

Символизировать это число может много. Например, если мы обратимся к

сказке Пушкина «Золотая рыбка», то увидим, что фраза «жили старик со

старухой 30 лет и 3 года» указывает на то, что проживали люди вместе очень

долго.

33

Богатыря.

То

есть

число

33

может

указывает

на

долгую

продолжительность какого-либо события — «заснул богатырским сном и

спал 30 лет и 3 года.

Число

4

Четыре

времени

года.

Еще

одна

цифра,

нередко

часто

встречающаяся в сказках, — это 4. Число ассоциируется с устойчивостью,

мировым порядком. Встречается оно часто, например: столько существует

сторон света, 4 мировые стихии, 4 времени года. Всего существует четыре

периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.

Число 7 Сказки «Волк и семеро козлят» и «Дочь семилетка», семь цветов

радуги, столько же чудес света, 7 дней недели — повсюду нас сопровождает

таинственная и магическая цифра 7. Волк и семеро козлят.

Девять – «Окончание пути». Число «девять» – символ всеобщего успеха,

полного совершенства. Он как бы венчает какой-то процесс и кладет начало

переходу к новому качеству. У славян поминки по усопшему отправляются на

9-й день после его кончины. По-видимому, это тоже свидетельствует о каком-

то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.

ЗАГАДКИ

«Загадки – близнецы».

Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок.

Прошу

Вас

взять

по

одному

листочку

жёлтого

или

синего

цвета.

Вам

необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -

близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт

ответ.

1.

Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь

Рта нет, а скажу. И ходит день.

Когда спать, Не зная, что такое лень?

Когда вставать.

2.

Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,

с иголками ходит. Иголки везёт.

3.

И комковато, 3.Меня режут – трут,

И ноздревато, Колотят – бьют,

И мягко, и ловко, А я всё терплю-

А всех милее. Людям добром плачу.

4.

Ночью не спит, 4.А у нашей Анютки

Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,

Возле печки греется,

без водички моется.

5.

Красные лапки, 5. В воде купался,

Длинная шея. Да сух остался.

Щиплет за пятки –

Беги без оглядки.

6.

В городе Тит стоит, 6.Сам не берёт

Ничего не говорит, И воробьям не даёт.

Сам с грядок не берёт

И воронам не даёт.

7.

Растёт она вниз головой, 7.Белая морковка

Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

8.

Шёл я мимо, 8.То блин, то полблина,

Видел диво: То та, то эта сторона.

Над домом у дорожки

Повисло пол лепёшки.

9.

Сидел на заборе, 9. Не ездок,

Пел да кричал, А со шпорами,

А как все собрались, Не сторож,

Взял да замолчал. А всех будит.

ПОСЛОВИЦЫ

Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют

их в речи. От этого речь становится яркой, образной.

Игра «Скажи по-русски».

Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы

близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но

многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой

русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется,

то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы-

ответы).

1.

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

2.

Детская философия.

3.

Без страдания нет наград.

4.

Первый из них всегда обречён.

5.

Один старый и два новых.

6.

Кредиторы ждать не любят.

7.

Все пошли – и ты догоняй.

8.

Чужая рубашка опасна для жизни.

9.

Будней – то пять, а выходных – два.

10.Конфликт поколений в курятнике.

1.

Баба с воза – кобыле легче.

2.

Устами младенца глаголет истина.

3.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4.

Первый блин комом.

5.

Старый друг лучше новых двух.

6.

Долг платежом красен.

7.

Семеро одного не ждут.

8.

Своя рубаха ближе к телу.

9.

Делу время – потехе час.

10.Яйца курицу не учат.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.

1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).

3.Поработал до поту – ..... (поел в охоту).

4.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).

5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).

СКОРОГОВОРКИ

Как

проговаривать

скороговорки

с

детьми?

Скороговорки

придуманы

исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете

детям

это,

а

потом

начинаете

вместе

разучивать

стишок.

Но

при

этом

существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо

соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии

дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на

слоги.

Цель

первого

шага

правильно

выучить

скороговорку.

Обращайте

внимание

на

произношение

всех звуков:

и

гласных,

и

согласных.

Очень

важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы

учите и слова, и произношение.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и

может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном

режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь

губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно

шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю

фразу.

Теперь

произнесите

текст

вслух,

но

медленно.

Слитно,

всю

фразу

целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,

восклицательно, грустно

и

радостно,

задумчиво,

агрессивно,

напевая,

разными голосами.

И

вот

настало

время

устроить

конкурс

на

самый

лучший результат:

быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок – сорок морок.

Коля колья колет. Поля поле полет.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Триста

тридцать

три

корабля

лавировали,

лавировали,

да

и

не

вылавировали.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Молодцы!

А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми.

Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на

сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц,

сказок,

и,

надеемся,

по-новому

взглянули

на

пути

ознакомления

дошкольников с народным творчеством.



В раздел образования