Автор: Марина Владимировна Дегтярева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование в старшей логопедической группе
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план работы на апрель 2020.
1. Тема недели «Весна. Перелетные птицы»
Цель: расширение и обогащение знаний детей о весенних изменениях в природе: тает
снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной
стороне,
чем
в
тени.
Наблюдать
гнездование
птиц
(ворон
и
др.),
формирование
представлений о перелетных птицах нашего края, особенностях их обитания, внешнего вида
и др.
2. Тема недели «Космос»
Цель: расширение
и
углубление
представлений
детей
о
космосе,
систематизация
представлений детей о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
в
оспитание чувства
взаимопомощи,
дружбы,
патриотизма,
развитие
познавательных
и
интеллектуальных
способностей детей.
3.Тема недели «Месяцы. Дни недели. Части суток»
Цель: формирование представлений о том, что утро, вечер, день и ночь составляют
сутки. Обучение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных
событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня,
какой был вчера, какой будет завтра, закрепление умения называть последовательно дни
недели, знакомство с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за
другим).
4.Тема недели: «Водоемы. Рыбы»
Ц е л ь : расширение
представлений
детей
о
многообразии
природного
мира;
формирование умения называть характерные особенности внешнего вида объекта; расширять
представления о жизни в природных условиях; воспитание любви к природе и бережного
отношения
к
ней.
Знакомство
детей
с
морскими
обитателями,
с
их
некоторыми
особенностями строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения
(плавает), об уникальности каждого вида, обогащение словаря детей.
Физическое развитие
Утренняя гимнастика (по плану инструктора физической культуры)
Гимнастика пробуждения в постели
I Разминка в постели (без подушек).
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз.
Эй, ребята, что вы спите?
Просыпаться не хотите?
Просыпайтесь, не ленитесь,
Сладко-сладко потянитесь.
Чтоб прогнать остатки сна,
Нам гимнастика нужна.
Одеяло в сторону,
Помогает здорово.
Сжали пальчики, раскрыли,
Много раз так повторили,
Выполняйте поскорее -
Станут пальчики сильнее.
А теперь тихонько сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, оглянулись,
К солнышку потянулись.
Не ленитесь! Вставайте!
Движенье друг за другом
начинайте.
Закаливающие процедуры после сна
1.«Босохождение» в помещении по «Дорожкам Здоровья»
(авторы Коваленка В.С.Похис К.А.)
II. Комплекс дыхательных упражнений (в группе).
1. «Погладим носик».
И.п.- стоя, ноги вместе. Погладить нос руками (боковые части носа) от кончика к
переносице-
вдох. На выдохе постучать по крыльям носа
указательными пальцами.
2. «Подыши одной ноздрёй».
И.п.- стоя, ноги вместе. Указательным пальцем правой руки закрыть правую ноздрю.
Вдыхать и выдыхать воздух левой ноздрёй. Затем указательным пальцем левой руки закрыть
левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать воздух правой.
3. «Гуси».
И.п.- стоя ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки на поясе. Сделать вдох
носом, на выдохе наклониться вперёд и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш».
4.«Часы».
И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» выдохнуть и
наклониться в левую сторону, со звуком «так» возращение в и.п.- вдох. После этого наклон в
правую сторону
5.«Большие и маленькие».
И.п.- основная стойка. На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Зафиксировать на
несколько секунд это положение («Какие мы большие»). На выдохе опуститься в и.п. со
звуком «у-х-х» Присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какие мы
маленькие»).
II. Подвижные игры (в группе).
1. «Ровным кругом».
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг
Стой на месте!
Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает
воспитатель.
Динамический час
1 неделя
Игровые упражнения: «Пройди – не задень» (ходьба между кеглями на носках, руки за
головой.); п/и «Веночек»; «Затейники».
2 неделя
Игровые упражнения: «Кто дальше прыгнет»; «Перебрось и поймай» (дети в парах,
бросают друг другу мяч двумя руками от груди); п/и «Космонавты».
Ход игры. По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырехместные). Общее
количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.
Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те,кому не
хватило места в ракете, остаются на космодроме, а те кто сидит в ракетах, поочередно
рассказывают, где пролетают и что видят.
После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
3 неделя
Игровые
упражнения:
«Догони
обруч»
(дети
строятся
в
две
колонны,
по
сигналу
подталкивают обруч одной рукой, бегут до ориентира и обратно). «Кто быстрее» (играющие
строятся в три колонны. Прыжками на двух ногах передвигаются до обруча, в котором
находится мяч, берут его и возвращаются в команду. Второй игрок с мячом в руках прыгает
до обруча, кладет его и возвращается назад).
4 неделя П/и: «Догони обруч»; «Мяч в кругу» (играющие встают в несколько кругов по
5-6 человек. В центре круга водящий, у него перед ногами мяч. Водящий прокатывает
игрокам мяч ногой, те обратно); п/и «Выше ноги от земли».
Подвижные игры на прогулке
1.
«Совушка» - развивать умение выполнять движения по сигналу.
2.
«Вороны» - развивать умение выполнять роль ловишки.
3.
«Воробушки и кот» - упражнять в беге с увертыванием.
4.
«Светофор» - закреплять правила дорожного движения.
5.
«Перелетные птицы», «Космодром» - развивать умение двигаться по сигналу.
6.
«День - ночь» - развивать навыки бега, умение ориентироваться в пространстве.
7.
«Караси и щука» - развивать умение двигаться по сигналу, внимание.
8.
Игры – эстафеты «Полоса препятствий» - активизировать двигательный опыт детей,
совершенствовать знакомые им движения; развивать ловкость, быстроту, сообразительность.
Игровые и спортивные упражнения на прогулке.
1.
«Кто дальше бросит?» - развивать ловкость, смекалку.
2.
«Стань первым» - развивать ориентировку в пространстве, навыки бега и ходьбы.
3.
«Найди
пару»
-
развивать
внимание,
наблюдательность,
друже ские
взаимоотношения.
4.
«Пробеги- не задень» - развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
5.
«Кто дальше?» - упражнять в прыжках в длину.
6.
«Прыгни - повернись!» -упражнять в прыжках с поворотом.
7.
Спортивная игра «Футбол».
8.
«Кто
быстрее
всех»
-
развивать
навыки
бега,
умение
ориентироваться
в
пространстве.
Игры малой подвижности.
1.
«Как живешь?» - развивать умение договариваться при помощи мимики.
2.
«Ау» - развивать внимание.
3.
«Пузырь» - развивать внимание, умение согласовывать движения с текстом.
4.
«Круг-кружочек» - развивать фонематический слух.
5.
«Море волнуется» - развивать фантазию, творчество.
6.
«Найди
и
промолчи»
-
упражнять
в
ориентировке
на
местности,
развивать
координацию движений.
7.
«Водяной»-
развивать
умение
выполнять
движения
по
тексту,
развивать
координацию движений.
8.
«Тишина у пруда» - развивать умение двигаться тихо, выполнять движения по тексту.
9.
«Карусели» - развивать внимание, умение двигаться по кругу, коммуникативные
способности.
10.«Замри!» - развивать внимание.
11.«Ровным кругом» - развивать умение выполнять движения по образцу, двигаться по
кругу.
Воспитание КГН.
Закреплять
навыки
умывания:
намыливать
руки
до
образования
пены;
тщательно
смывать; мыть лицо; насухо вытирать своим полотенцем; вешать его на место.
1.
Воспитывать
умение
следить
за
своими
вещами:
выворачивать
и
аккуратно
складывать вещи в свой шкафчик.
2.
Формировать умение следить за своим внешним видом, исправлять неисправности,
следить за внешним видом своих друзей и исправлять их.
3.
Воспитывать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь; не
толкаться, аккуратно пользоваться дозаторами с мылом, не разбрызгивать воду, закреплять
умение пользоваться столовыми приборами.
Беседы о здоровом образе жизни
«Можно ли облизывать сосульки? Почему?» - закреплять умения и навыки охраны
жизни и здоровья.
«Одежда и головные уборы в разное время года» - продолжать знакомить с назначением
головных уборов и обуви в разное время года.
«Как вести себя, если сильно упал и сильно ушибся?» - разъяснить, что человек
способен уберечь себя от боли.
«Любимые
праздники.
Как
провести
его
с
пользой
для
здоровья»-
формировать
представления о традиционных праздниках, формирование привычки ЗОЖ.
Индивидуальная работа по развитию ОВД
1.Метание на дальность (мешки, снежки)
2.Подпрыгивать на месте, подпрыгивать на одной ноге, чередование.
3.С мячом: отбивание, ловля мяча, бросание друг другу.
4.Развивать умение бросать мяч о землю и ловить его одной рукой во время ходьбы.
5.Ходьба и бег по узкой дорожке, через канат.
6.Подскоки вверх, с продвижением вперед.
7.Подлезание: в обруч, не касаясь руками пола.
8.Ходьба и бег с одного края площадки на другой.
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры.
«Семья» -расширять знания детей о весне, воспитывать доброжелательные отношения
в игре, развивать интерес к сюжетно-ролевым играм.
«Поход в весенний лес» -закреплять умение совместно играть, учиться распределять
роли, подготавливать атрибуты к игре, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
«Космическое путешествие» - учить отражать в игре полученные знания о профессии
космонавта; учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
использовать
атрибуты,
конструкторы,
строительный
материал;
развивать
творческое
воображение, побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о
планетах солнечной системы, космических кораблях.
Предварительная работа:
-
Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на
Земле и в космосе.
- Беседа с детьми о первом космонавте Ю.Гагарине, о первой женщине-космонавте
В.Терешковой.
- чтение художественной литературы; очерков о космосах: К.Булычев «Тайна третьей
Планеты», В.Медведев «Звездолет Брунька»,
-изготовление совместно с детьми атрибутов для игры.
Игровые роли: космонавты, врач, продавец, диспетчер.
Те ат р а л и з ов а н н ы е
и г р ы
( р а з н о о б р а з н ы е
в и д ы
т е а т р о в ) .
«Весна в лесу» шапочки – расширять представления о диких животных, совершенствовать
умения передавать характерные особенности героев.
«Заюшкина избушка» настольный театр - развивать диалогическую речь.
Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер)–
развивать интонационную выразительность речи.
«Теремок» хороводная игра – развивать фонематический слух.
«Из какой сказки герой?» - закреплять знания о знакомых сказках.
«Зеркало –развивать монологическую речь.
«Расскажи стихи руками» - побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту
Игры на развитие выразительности и воображения
Цель:
обучение
детей
умениям
владеть
своим
телом,
свободно
и
непринуждённо
пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные
умения:
«Животные», «Птицы».
Игры на развитие выразительной мимики
Дидактические игры.
«Так
бывает
или
нет»
-формирование
эмоционально
–
экспрессивной
лексики,
употребление ее в правильной форме.
«Ласковое
имя»
-
учить
взаимодействовать
друг
с
другом,
называть
имя
другого
ребенка.
«Кто
пришёл
к
нам
в
гости?»
-
способствовать
развитию
самоуважения
детей;
активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
«Передай мяч» - учить взаимодействовать со сверстниками.
«Пойми
меня»
-
продолжить
учить
детей
подражать
эмоционально-тактильным
и
вербальным способам взаимодействия с партнером.
Беседы, игры.
Беседы:
Цель:
формирование
умений
выделять
существенные
сходства
и
различия
между
представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
1. «За что нам нравятся мальчики и девочки».
2.«Разрешается - запрещается».
3.«О чуткости и равнодушии».
4.«Дружбой дорожить умейте»
6. «Наши добрые поступки»
Символические игры «Кто живет в твоем сердце?»
Игры:
«Коврик
примирения»
-
развивать
коммуникативные
навыки
и
умение
разрешать
конфликты.
«Кто лучше похвалит» - развивать умение называть признаки зимующих птиц, умение
описывать их.
«Слушать за окном, за дверью» - развивать фонематический слух.
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения:
Беседы.
«Можно
ли
так
поступать?»
-
способствовать
развитию
логического
мышления,
развивать умение учувствовать в беседе.
«Не трогай птиц» - воспитывать бережное отношение к перелетным птицам, желание
оказывать им посильную помощь.
«Правила проведения в группе» - формировать знания и умения о правилах группы.
«Культура поведения за столом» - формирование опрятности и аккуратности.
Трудовая деятельность.
Самообслуживание.
Одевание
(раздевание
-
совершенствовать
умение
самостоятельно
одеваться
(раздеваться); аккуратно складывать одежду и вещи.
Следить
за
внешним
видом
-
учить
самостоятельно
или
при
помощи
взрослого
приводить в порядок вешний вид.
Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой.
Закреплять умение мыть руки с мылом после прогулки и пользовании туалетом.
Дежурство
1.
Дежурство
по
столовой
–
закреплять
умение
правильно
раскладывать
столовые
приборы, класть ложку и вилку справа от тарелки, ставить чашку ручкой вправо
2.
Дежурство по группе – совершенствовать умение самостоятельно поддерживать
порядок в группе.
Хозяйственно – бытовой труд.
1.
Помощь
воспитателю
в
ремонте
книг,
дидактических
пособий
–
формировать
положительное отношение к труду.
2 Протирание пыли на полках с конструктором – учить отжимать тряпочку, быть
аккуратным, не разливать воду.
3. Уход за игрушками и их мытье – формировать умение распределять работу с
помощью воспитателя.
4. Помощь сотрудникам детского сада: протереть стульчики, столы – формирование
положительного отношения к взрослым и сверстникам.
Труд в природе.
1. Посыпаем дорожки песком - продолжать учить детей самостоятельно подбирать
инвентарь, договариваться о взаимодействии.
2. Уборка участка от мелких веточек - учить детей самостоятельно выполнять
соответствующие трудовые операции.
3. Уборка мусора на игровой площадке - предложить детям объяснить назначение
данной трудовой операции, продолжать учить пользоваться инвентарём, договариваться о
взаимодействии, прививать любовь к трудолюбию.
4.
Подкормка
птиц
-
учить
правильно
выбирать
место
для
кормления
птиц
(скворечники на территории детского сада), осуществлять наблюдение за птицами. Поощрять
желание детей заботиться о птицах.
5. Расчистка дорожек от мелкого мусора - закреплять умение детей действовать
согласованно, помогать друг другу, гордиться результатами своей работы.
6. Посадка лука на подоконнике- развивать трудовые умения и навыки, аккуратность
при работе с землёй, водой и растениями.
Конструирование
1.Изготовление
из
бросового
материала
и
украшение
группы
«Кораблик»,
«Подснежник» – развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, развивать тактильную
чувствительность, воображение.
2. «Скворечник» - учить выкладывать по схеме из ««Палочек Куюзенера».
3. «Мост через реку» - упражнять в умении создавать постройку из деталей «Лего»,
развивать конструктивное мышление.
Беседы о труде, профессиях.
«Наш трудолюбивый дворник» - показать значимость труда; воспитывать желание
помогать взрослым.
«Первый
космонавт»,
«О
профессии
спасателя»
-
познакомить
с
особенностями
профессии, ее особенностями, воспитывать уважение к труду спец.профессий.
Игры.
«Выбираем
работы»
-
расширять
знания
о
профессиях,
развивать
координацию
движений.
Д/и «Угадай профессию» - знакомить с орудиями труда, инструментами нужными для
изготовления одежды.
Д/и «Подскажи словечко» - развивать логическое мышление, внимание, память.
Беседы (ПДД, ПБ, поведение один дома, на природе, при Ч.С.)
«Почему
проезжую
часть
и
тротуары
посыпают
песком?»
-
закрепить
правила
поведения пешеходов во время гололёда.
«Чем опасен огонь» - знакомить с правилами пожарной безопасности в быту и в
природе.
«Безопасный водоем» - прививать навыки правил безопасности на воде и в близи
водоемов.
«Чем опасна весенняя дорога?» - расширять знания о правилах поведения на улице.
Просмотр мультфильмов по пожарной безопасности.
«Домашние опасности» - учить детей правилам безопасного поведения.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Чтение художественной литературы»
Художественные произведения для чтения.
Я. Аким. «Апрель» П. Соловьева «Подснежник», Ф. Тютчев. «Весенние воды», В.
Драгунский «Тайное становится явным», С. Михалков «Ошибка» Л. Обухова «Вижу землю».
Песенки: «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…». А. С.
Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Стихотворения для заучивания
Весенняя песенка
Снег теперь уже не тот, почернел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,
И на вербах серебром светятся сережки.
С. Маршак
Солнцеворот
Что ни сутки - по минутке
День длинней - короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняют зиму прочь!
B. Берестов
Апрель
Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
С. Маршак
Юрий Гагарин
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(Автор: Владимир Степанов)
Рыбка
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень. Только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(И. Токмакова)
Загадки.
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна —
В гости к нам идет... (весна)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли... (почки)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький... (подснежник)
Веселится весь народ —
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем... (ледоход)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит... (капель)
Пословицы, поговорки.
Апрель с водой — май с цветами.
Весна — как пава: всему свету краса и слава.
Красна весна, да голодна.
Апрельский скворец — весны гонец.
В апреле лес звенит от птичьих хоров.
Считалки.
1. Раз, два, три,
Что за рыба, посмотри!
Три, четыре, пять,
Мы хотим ее поймать!
Мы хотим ее поймать,
Чтобы с нею поиграть!
Рыбка, рыбка, не зевай,
Ты ребяток догоняй!
2.
Раз — Меркурий.
Два — Венера.
Три — Земля.
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер.
Шесть — Сатурн.
А ещё Уран, Нептун.
И ещё учтём Плутон.
Наше Солнце чемпион!
3.
Раз, два, три, четыре, пять –
На дворе весна опять:
Тает снег и тает лёд,
Ручеёк опять поёт,
Слышен капель перезвон…
Кто не слышит –
Выйди вон!
4.
Раз, два, верба расцвела!
Раз, два, три, ты ее не рви!
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора играть!
Раз, два, три,
Ты иди води!
Словесные игры.
1.
«Кто
самый
внимательный?»
-
развивать
слуховое
внимание
и
память,
активизировать
словарь
по
лексической
теме
«Зимующие
птицы»
(Стих-е
«Кормушка»).
2. «Счет одежды» - согласование существительного с числительным.
3. «Подбери признак» - согласование существительного с прилагательным в и.п.
4. «Какой, какая, какое» - образование относительных прилагательных.
5. «Объясни, как ты понимаешь» - толкование пословиц и поговорок.
6. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
7.
«Вопросы
на
засыпку»
-
развивать
умение
отвечать
на
вопрос
простым
предложением.
ЛОГОРИТМИКА
«Весенний лес»
Как красив весенний лес вытянуть руки вперед, потянуться.
Полон он всегда чудес.
В дымке лес стоит зеленой,
Каждый в лес весной влюбленный.
На деревьях вздулись почки надуть щеки.
Распускаются листочки раскрыть ладони.
Появляются цветочки сесть, встать.
Головой кивают качать головой.
Солнышко встречают протянуть руки к солнышку.
«Звездолет»
Мы построим, мы построим (Ударяют кулачками друг о друга (4 удара)
Самый лучший звездолет:
Все проверим, все устроим (Пальцы «колечками» (4 колечка)
И отправимся в полет. (Руки подняты над головой, хлопки (4хлопка)
Та-та-та- не страшна нам высота (Руки вверху, сжимают и разжимают пальцы)
Ете-ете-ете – полетим в ракете (Хлопки в ладоши (вправо – влево)
Ты-ты-ты – все будет видно с высоты. (Приставляют ладонь к глазам).
«Я иду»
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (Ходьба на месте с указательными
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три. жестами)
Мы идём и поём – раз, два, три.
Очень дружно мы живём – раз, два, три.
«Море»
К берегу бежит волна. (Дети делают волнообразно движение одной рукой).
Вслед за ней еще одна. (То же другой рукой).
Эта – выше, (Поднимают руки).
Эта – ниже, (Опускают руки на уровень груди).
Эта – вовсе не видна. (Касаются ладонями пола).
А на берегу морском «Пересыпают» невидимый песок.
Будем мы играть с песком. из одной руки в другую.
Будет башня из песка, (Поочередно ставят один кулак на другой, постепенно
поднимая руки).
Как до неба, высока. (Встают на носки и поднимают руки).
Физкультурная минутка.
«Весенняя капель»
Солнце стало пригревать,
(руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.
(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,
(хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!
(бег на месте)
«Космодром»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
«Весна»
После снежной пустоты
Распускаются цветы.
Как давно не видел ты
Этой хрупкой красоты!
(Развести руки в стороны ладонями вниз)
(Кисть вверх, пальцы раскрыть)
(То же самое другой рукой)
(Дунуть на обе руки и распрямить пальцы, ладони вверх)
Стало солнце пригревать,
И набухли почки.
Скоро выйдут из земли
Первые цветочки.
(Рисуем в воздухе указательным пальцем круг)
(Соединили ладони – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы
полусогнуты)
(не меняя положения поднимаем руки)
(разводим пальцы в стороны)
«Космос»
Солнце- яркая звезда,
А вокруг – планеты.
И летают – кто куда –
Быстрые кометы.
(Левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуть – это Солнце)
(Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца»)
(Собрать пальцы левой руки вместе в движении справа налево)
(Собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо)
«Части суток»
Мы встали – солнышко восходит.
Ложимся спать – луна встает,
А с нею звездочки приходят
И ночью водят хоровод.
(поднимаем руки вверх)
(Ладони под щеку)
(Пальцы сложены в щепоть, указываем «в разные точки неба»)
(Описать руками круг перед собой)
«Птичка»
Птичка крылышки сложила,
Птичка перышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зернышко нашла,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла -
Полетела, полетела!
(выпрямленными и соединенными мизинцами изобразить клюв)
(соединенные мизинцы стучат по столу)
(кисти рук скрещены, шевелятся - "машет крыльями")
«Щука»
Щука в омуте жила,
Щёткой воду мела.
Ладони соединены, руки вытянуты вперёд, «плывёт»
Щи готовила гостям,
Движения руками в стороны
Угощение лещам
Круговые движения руками.
Индивидуальная работа
1.
«Найди
ошибку»
-
учить
отчетливо
произносить
многосложные
слова
громко,
развивать слуховое внимание.
2.
«Доскажи
слово
-
учить
отчетливо
произносить
многосложные
слова
громко,
развивать слуховое внимание.
3.
«Что?» - учить соотносить описание в стихах или прозе с определенным предметом,
явлением или птицей; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
4.
«Какая, какой, какое?» - учить подбирать определения, соответствующие данному
примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
5.
«Прятки» - учить находить предмет по описанию, закрепить умение использовать в
речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.
6.
«Кто
больше
назовет
действий?»
-
учить
подбирать
глаголы,
обозначающие
действия, развивать память, внимание.
7.
Составление и загадывание загадок о зиме, предметах одежды, зимующих птицах..
8.
«Угадай по описанию»
Дыхательная гимнастика
«Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги
вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол
перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
«Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности
сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите
руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым
ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
«Гуси летят»
Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны,
на выдох - опустить вниз с произнесением длинного
звука «г-у-у-у».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Наблюдения на прогулке
1.Наблюдение за сезонными изменениями.
Задачи: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях
каждого сезона.
2.Наблюдение за деревьями и кустарниками.
Задачи: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить различать виды
деревьев; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство между
собой, характерные признаки.
3.Наблюдение за поведением птиц на участке.
Задачи: побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее
оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны
сидят на яйцах.
4.Наблюдение за ветром.
Задачи:
вызвать
интерес
к
окружающему
миру;
учить
определять
наличие
и
направление ветра; расширять кругозор.
5.Наблюдение за транспортом.
Задача: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение).
6.
Наблюдение за сосульками.
Задача: знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями;
способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.
7.
Наблюдение за солнцем на небе.
Задача: учить измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели,
формировать
понятие
о
роли
солнца
в
жизни
животных
и
растений;
развивать
наблюдательность. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в
дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все
выше.
Загадка:
Хоть весь день гоняйся за ней –
Не поймаешь (тень).
8.Наблюдение за рябиной
.
Задачи: закрепить знания о рябине;
отметить, какие изменения произошли с ней весной.
9.Наблюдение за весенним небом
Задачи: обратить внимание на красоту весеннего неба; воспитывать любовь к природе;
развивать любознательность, творческое воображение.
10.Наблюдение за работой дворника.
Задачи: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный
запас;
формировать
стремление
к
порядку
и
чистоте;
прививать
любовь
к
природе,
бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.
11. Наблюдение за облаками.
Задачи:
продолжать
формировать
сознание
единства
земли
и
неба
как
основу
целостного восприятия мира.
12.Наблюдение за березой.
Задачи:
формировать
знания
о
жизни
растений
весной;
воспитывать
бережное
отношение к природе.
13.Наблюдение за вороной.
Задачи: продолжать знакомить с многообразием птиц; углублять знания о вороне её
обитании,
внешнем
виде,
питании;
воспитывать
гуманные
чувства
к
птицам,
желание
заботиться о них.
14. Наблюдение за капелью.
Задачи: закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;
обучать исследовательским действиям.
15. Наблюдение за сорокой.
Задачи: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке;
учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный
запас художественным словом.
16.Наблюдение за погодой.
Задачи:
упражнять
в
определении
состояния
погоды;
формировать
обобщённые
представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи
между ними.
17.Наблюдение за елью на участке.
Задачи: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной, воспитывать
любовь к природе.
Опытническая деятельность.
Опыт 1. Тема: «Где будут первые проталины?»
Задачи:
установить
связь
сезонных
изменений
с
наступлением
тепла,
появлением
солнца.
Материалы, оборудование: Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и
темные тона.
Содержание: Педагог читает стихотворение:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины,
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
Педагог спрашивает у детей: а что такое проталины? (Это участки земли, на которых
растаял
снег).
В
яркий
солнечный
день
педагог
вместе
с
детьми
наполняет
снегом
одинаковые по размеру, но окрашенные в темные и светлые тона стаканчики из-под йогурта
или из - под сметаны, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают
результаты (в темных стаканчиках снег тает быстрее).
Педагог спрашивает детей возле какого дерева быстрее появятся первые проталины–
березы или возле рябины? Рассмотрите кору березы – она белая. А ствол рябины темный
далее педагог предлагает детям потрогать кору березы и рябины и сравнить ощущения
(кора
рябины
горячая,
березы
—
прохладная).
Вспомните
про
наш
эксперимент
со
стаканчиками.
Возле какого дерева снег быстрее растает? (возле дерева с темным стволом).
Вывод: возле деревьев с темным стволом теплее, снег тает быстрее.
Опыт 2. Тема: «Как очистить воду?»
Задачи: Опытным путём познакомить детей со способами очистки воды при помощи
различных
материалов;
развивать
познавательную
активность,
любознательность
посредством вовлечения в опыт; помочь обобщить полученные знания, сделать выводы.
Материалы, оборудование: марля, ватные диски, маленькие стаканы по два на каждого
ребёнка, воронки (по количеству детей).
Содержание: Ребята подумайте и скажите, без чего нельзя жить на свете (ответы детей).
Кому нужна вода для жизни? (ответы детей: людям, животным, птицам, растениям,
рыбам).
Ребята,
скажите,
а
какая
нужна
нам
вода?
(чистая,
свежая,
без
мусора).
Что
бы
выяснить, насколько вода грязная, мы проведём с вами опыт.
Опыт: у вас есть стаканы. В них нам нужно набрать грязную воду, образовавшуюся во
время таяния снега. Что бы посмотреть сколько грязи в воде, мы эту воду будем фильтровать
(очищать).
Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в
него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем
грязную воду из стакана тонкой струйкой в пустой стакан, но стакан наливайте не полный.
Ребята, давайте посмотрим фильтр, он стал грязный, на нем остались большие кусочки
грязи. А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить марля пропускает мелкий мусор и
грязь.
Попробуем профильтровать воду вторым способом. Теперь профильтруем воду через
ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и
здесь на фильтре остались соринки).
Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да).
Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие
соринки.
Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы ,которыми мы пользовались по
очереди слоями. И начнём фильтровать воду, ребята что стало с водой? (ответ детей: она
стала ещё чище).
Вывод: Воду лучше всего фильтровать через много слоёв, потому что они плотные и
хорошо очищают воду.
Опыт 3. Тема: «Круговорот воды».
Задачи:
продемонстрировать
детям
изменяющиеся
свойства
воды;
познакомить
с
природным явлением круговорот воды; закреплять умение получать информацию об объекте
в процессе исследования.
Материалы,
оборудование:
прозрачная
мерная
емкость,
прозрачный
целлофановый
пакет.
Содержание: Чтение стихотворении Н. Рыжовой «Вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Вода
в
природе
постоянно
движется,
совершая
круговорот.
Его
движущей
силой
является Солнце, а главным источником воды - Мировой океан. На солнце вода испаряется с
поверхности водоемов. Затем вода возвращается в виде осадков снова в Мировой океан, а
часть осадков приходится на сушу. Эта вода пополняет реки и озера. Вода, увлажняющая
почву, всасывается корнями растений. Вместе с водой растения получают растворенные в ней
питательные вещества. В растениях вода поднимается по стеблям и в виде пара поступает в
атмосферу через листья, и все повторяется снова.
Опыт: дети, для того, чтобы нам посмотреть, как происходит круговорот воды, нам
нужно положить в емкость снег рыхлый и подтаявший на солнце (для ускорения процесса
таяния снега).
- Теперь, давайте закроем ёмкость плёнкой и закрепим герметично вкруговую резинкой.
Банку мы поставим на солнышко. Весеннее солнце яркое и очень тёплое.
(в конце прогулки наблюдаем, что произошло со снегом в банке). Ребята, давайте
посмотрим,
что
происходит
со
снегом
под
действием
солнечных
лучей.
Посмотрите
внимательно на снег в банке. Что с ним произошло? (он тает и превращается в воду). Что
произошло с плёнкой? На плёнки вы увидели капельки. Такое явление называется конденсат.
Вода в банке испаряется. Поднимается вверх и оседает на плёнке в виде капелек.
Вывод:
на
земле
существует
такое
явление,
как
круговорот
воды.
Под
тёплым
солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар.
Опыт 4. Тема: Солнце высушивает предметы
Задачи: помочь детям выявить способность солнца нагревать предметы.
Материалы, оборудование: кукольная одежда, мяч, лейка.
Содержание: Воспитатель предлагает детям повесить на солнечном участке кукольное
белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать,
как за время прогулки он высохнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой
сторонах.
Вывод: Солнце прогревает и высушивает предметы.
Беседы
Рассматривание фотографий, иллюстраций, сюжетных картинок о весне, перелетных
птицах, космосе, частях суток и водоемах.
Дидактические игры
«Что не так» - развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность
в суждениях.
«Где кто живет?» - закреплять знания детей о среде обитания животных и птицах.
«На что похоже» - развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям
разнообразных систем.
«Где
что
растет?»
- учить
понимать
происходящие
в
природе
процессы;
дать
представление
о
назначении
растений;
показать
зависимость
всего
живого
на
земле
от
состояния растительного покрова; развивать речь.
«Какое время года?» - учить соотносить описание природы в стихах или прозе с
определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
«Подбери пару» - закрепить знания об окружающем мире, упражнять в классификации
явлений и объектов.
«Бывает — не бывает» (с мячом) - развивать память, внимание, мышление, быстроту
реакции.
«Блоки
Дьенеша»,
«Палочки
Куюзенера»
-
развивать
умение
задавать
вопросы
и
развивать умение выделять свойства.
«Какая,
какой,
какое?»
-
учить
подбирать
определения,
соответствующие
данному
примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
«Чудесный мешочек» - упражнять в умении определять предмет на ощупь.
«Земля-воздух-земля» - закрепить знания о животных, птицах, развивать внимание,
память.
«Узнай по описанию» -развивать память, внимание.
«Головоломки» - развивать логическое мышление.
«Кто быстрее найдет дерево» - закреплять знания детей о деревьях нашего участка.
«Дорожная азбука» - закрепить правила дорожного движения.
«Где
что
можно
делать?»
-
активизация
в
речи
глаголов,
употребляющихся
в
определенной ситуации.
«Собери птицу, рыбу», «Собери из частей целое». – развивать внимание и наглядно-
образное мышление.
«Чудесные превращения» - развивать умение называть предметы и ситуации на основе
наглядных моделей.
«Что с начало, а что потом?» - закрепить и уточнить знания о частях суток, дней
недели, времен года, режима дня.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Знакомство с художниками -иллюстраторами:
Рачев Е., Билибин И., Чижиков В., Васнецов Ю.А.
Рисование
Цель: закрепление умений изображать простейшие окружающие предметы и явления,
упражнение в правильном владении изобразительными материалами (мелом, восковыми
мелками, цветными карандашами, рисовании кистью).
Рисование:
«Подснежник»,
«Весенняя
капель»,
«Космические
пейзажи»,
«Утро»;
«Ночное небо». Коллективные работы, нарисованных нетрадиционными способами «На дне
океана», «Берегите лес!».
Аппликация
Цель:
упражнение
в
приемах
вырезания
предметов
круглой
и
овальной
формы,
закрепление
умений
аккуратно
приклеивать
готовые
детали:
«Ласточки
прилетели»,
«Космическая ракета»,
«Часы», «Рыбки».
Лепка.
Цель:
упражнение
в
приемах
лепки,
развитие
творческого
воображения
и
мелкой
моторики. «Скворушка», «Космонавт», «Мы гуляем», «Морские обитатели».
Музыкальная деятельность
Прослушивание:
Колыбельная - Г Свиридов.
Р-Корсаков - Пляска птиц.
Музыкально-дидактические игры: игры на муз. инструментах
Музыкально-ритмические движения: «Веселый колокольчик»
Цель: формирование ощущения речевого и музыкального предложения.
Ход
игры:
Взрослый
поет
нечетные
фразы
со
словами,
а
дети
–
четные
со
звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.
Веселый колокольчик –
Динь – динь - динь.
Смеется и хохочет –
Динь – динь - динь.
Танцевальная импровизация.
Слушание песен про весну, птиц.
Дидактический игры «Оркестр», «Что звучит?», «Повтори ритм».
Досуговая деятельность Развлечения
1.
«День смеха». Игровая программа
2. Спортивное развлечение «Школа юных космонавтов»
3.
«Весеннее настроение».
4.Развлечение «Лес-наше богатство», интерактивный вечер развлечений.
Работа с родителями
Ширма – раскладушка по теме: «Весна. Апрель».
Информационные листы: «Режим дня в старшей группе»,
«Весенние подвижные игры». Подборка стихов о весне для разучивания дома.
Консультация «Одежда ребенка на весенней прогулке».
Информационные листы:
«Рекомендации для родителей по ПДД и ПБ».
«Памятки о здоровом образе жизни»
«Правила безопасности. Осторожно, сосульки!»
Оформление
наглядной
информации
для
родителей
«Профилактика
простудных
заболеваний».
Привлечение
родителей
к
оформлению
группы
и
изготовлению
атрибутов
для
совместных игр с детьми.
Развивающая предметно – пространственная среда
Иллюстрации, фотографии: «Весна», Энциклопедии, журналы по лексическим темам,
выставка макетов «Весна», «Космос».
С/р игры: «Семья.», «Космос», «Безопасность движения» (изготовление атрибутов к
играм).
Материалы и оборудование для опытнической деятельности с водой.
Выставить библиотеку потешек, пословиц, стихов, сказок о весне, птицах, рыбах.