"Развитие мелкой моторики рук дошкольников через использование природного материала"
Автор: Курыхалова Евгения Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 8 структурное подразделение Населённый пункт: город Володарск, Нижегородская область Наименование материала: Мастер - класс Тема: "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через использование природного материала" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8
(структурное подразделение)
Мастер- класс для воспитателей.
«Развитие мелкой моторики рук дошкольников
через использование природного материала»
Составила: воспитатель
структурного подразделения
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 8
Курыхалова Е.А.
г. Володарск
февраль 2016 г.
«Развитие мелкой моторики рук дошкольников через использования
природного материала»
Цель: Создание условий для расширения у педагогов представлений о нетрадиционных
способах и приемах коррекции речи дошкольников, развитии мелкой моторики с
использованием природного материала.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с организацией проведения массажа с
использованием в качестве ручных тренажеров природного материала.
Расширить представления об играх с природным материалом, которые
способствуют развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Развивать творческий потенциал участников мастер-класса.
Материал: подносы с крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи по количеству
участников, схемы- картинки, доски, тарелочки, соленое тесто разных цветов, галька ,
кисти, акриловые краски.
Участников мастер – класса приглашаю пройти за столы, на которых лежит
приготовленный материал.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь
своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого
философа Аристотеля рука - это "инструмент инструментов". Имея разные инструменты,
скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный
момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного
инструмента, чем руки, в природе не существует. Все мы педагоги
знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой
моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом
может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является
стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается
общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий
стремительно входящими в жизнь современного человека, облегчающим его быт. Кто
сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше это занятие всегда было закреплено
за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком
деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и
вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины…
Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками,
требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и
«молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук
ребенка.
В своей работе мы сталкиваемся с проблемой развития мелкой моторики у детей,
стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами,
которые мы используем в своей работе при решении этой задачи. (Ответы участников
мастер класса).
При изучении литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным
материалом, т.к. он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает
снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют
развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и
количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию
памяти, мышлению и речи.
Ежедневно с детьми мы массажируем руки. Массаж повышает тонус, эластичность,
оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, и сократительную
способность мышц. Так же массаж рук действует успокаивающим образом.
Самомассаж «Комарики» Дарики, дарики, (Руки складываются
Ай да комарики! щепотью и
Вились, кружились, описывают круги)
В щечки вцепились!
Грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны – это ручные тренажеры, которые
я использую в работе. (Предлагаю участникам, используя грецкие орехи выполнить
следующие движения - прокатить орех между ладонями, покатать его между пальцами,
удержать несколько орехов между пальцами.)
А теперь посоревнуемся: кто спрячет орех в ладони, чтобы не было видно; у кого дольше
всех будет вращаться орех ( практическое выполнение задания).
Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.
Предлагаю поиграть с крупой и семенами:
1. На ощупь определить и назвать крупу и семена, находящиеся в мешочке. 2. В подносы
тонким слоем насыпается манка (можно для этой цели использовать коробки от обуви,
сделав дно коробки темной). Задание - нарисуйте пальцем что хотите: волны на море,
прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль. Если вам что то не понравилось, можете
одним движением все разровнять.
3. Спрятать и найти в крупе секреты.
4. На манке выложить фигуры, узоры, картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза,
фиников.
Загадка для участников мастер - класса:
«Ты весь мир обогреваешь И усталости
не знаешь, Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (солнце). Задание - выложить отгадку с помощью семян.
В своей работе использую схемы-картинки. На них можно выкладывать изображения
контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы,
находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Предлагаю
выполнить задание по карточке: украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у
мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т.п.
Еще работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под
воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить
мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна
универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая
пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно
и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное
воздействие на оздоровление организма.
Предлагаю выполнить на гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук,; поставив
ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и
левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными);
поиграть на «пианино».
Из камушков можно изготовить конструктор. Для этого необходимо подобрать гладкие
камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них
прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки
можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются
акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск.
Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Предлагаю участникам раскрасить камушки
краской или наклейками).
Экологически чистый материал это соленое тесто, который можно смело доверять
ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и
дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя
в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и
массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой
для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев
сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение. Предлагаю вылепить
букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами.
В результате данной работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало
стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов.
Пополнилась предметно-развивающая среда материалом и оборудованием для развития
мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен
семинар–практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и
систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.