Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук дошкольников через использование природного материала"


Автор: Курыхалова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 8 структурное подразделение
Населённый пункт: город Володарск, Нижегородская область
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через использование природного материала"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8

(структурное подразделение)

Мастер- класс для воспитателей.

«Развитие мелкой моторики рук дошкольников

через использование природного материала»

Составила: воспитатель

структурного подразделения

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 8

Курыхалова Е.А.

г. Володарск

февраль 2016 г.

«Развитие мелкой моторики рук дошкольников через использования

природного материала»


Цель:
Создание условий для расширения у педагогов представлений о нетрадиционных способах и приемах коррекции речи дошкольников, развитии мелкой моторики с использованием природного материала.
Задачи:
 Познакомить участников мастер-класса с организацией проведения массажа с использованием в качестве ручных тренажеров природного материала.  Расширить представления об играх с природным материалом, которые способствуют развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.  Развивать творческий потенциал участников мастер-класса.
Материал:
подносы с крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи по количеству участников, схемы- картинки, доски, тарелочки, соленое тесто разных цветов, галька , кисти, акриловые краски. Участников мастер – класса приглашаю пройти за столы, на которых лежит приготовленный материал.
Ведущий:
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука - это "инструмент инструментов". Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует. Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в жизнь современного человека, облегчающим его быт. Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка. В своей работе мы сталкиваемся с проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами, которые мы используем в своей работе при решении этой задачи. (Ответы участников мастер класса). При изучении литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным материалом, т.к. он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и
количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи. Ежедневно с детьми мы массажируем руки. Массаж повышает тонус, эластичность, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, и сократительную способность мышц. Так же массаж рук действует успокаивающим образом. Самомассаж «Комарики» Дарики, дарики, (Руки складываются Ай да комарики! щепотью и Вились, кружились, описывают круги) В щечки вцепились! Грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны – это ручные тренажеры, которые я использую в работе. (Предлагаю участникам, используя грецкие орехи выполнить следующие движения - прокатить орех между ладонями, покатать его между пальцами, удержать несколько орехов между пальцами.) А теперь посоревнуемся: кто спрячет орех в ладони, чтобы не было видно; у кого дольше всех будет вращаться орех ( практическое выполнение задания). Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив. Предлагаю поиграть с крупой и семенами: 1. На ощупь определить и назвать крупу и семена, находящиеся в мешочке. 2. В подносы тонким слоем насыпается манка (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Задание - нарисуйте пальцем что хотите: волны на море, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль. Если вам что то не понравилось, можете одним движением все разровнять. 3. Спрятать и найти в крупе секреты. 4. На манке выложить фигуры, узоры, картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников. Загадка для участников мастер - класса: «Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все ... (солнце). Задание - выложить отгадку с помощью семян. В своей работе использую схемы-картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Предлагаю выполнить задание по карточке: украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т.п. Еще работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно
и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма. Предлагаю выполнить на гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук,; поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино». Из камушков можно изготовить конструктор. Для этого необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Предлагаю участникам раскрасить камушки краской или наклейками). Экологически чистый материал это соленое тесто, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение. Предлагаю вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами. В результате данной работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнилась предметно-развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен семинар–практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.


В раздел образования