Автор: Теребинова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ:
"ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Подготовила:
О.В.Теребинова,
воспитатель первой квалификационной категории
РТ, г.Лениногорск
2020 год
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов у детей
дошкольного возраста.
1.1
Понятие
о
познавательных
процессах
в
психолого-педагогической
литературе.
1.2 Общее развитие психики у детей дошкольного возраста.
Глава
2.
Игра
как
средство
развития
познавательных
процессов
у
детей
дошкольного возраста.
2.1 Дидактические игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
2.2
Развитие
познавательной
активности
у
детей
дошкольного
возраста
посредством дидактической игры.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития познавательных процессов
у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку
взаимодействие
человека
с
окружающим
миром
возможно
благодаря
его
познавательной
активности
и
деятельности,
а
ещё
и
потому,
что
познавательная
активность
является
непременной
предпосылкой
формирования
умственных
качеств
личности,
её
самостоятельности
и
инициативности.
И
поэтому
сегодня,
современные
программы
предусматривают
формирование
у
дошкольников
не
отдельных
фрагментарных
"облегчённых"
знаний
об
окружающем,
а
вполне
достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и
отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области
умственного воспитания дошкольников, Поддьяков Н.Н. так же справедливо
подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию
действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это
имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Проблема
познавательной
активности
-
одна
из
наиболее
трудных
в
педагогике,
так
как,
являясь
и н ди ви дуа л ь н о - п с и хол о ги че с ко й
характеристикой
человека,
отражает
очень
сложные
взаимодействия
психофизиологических,
биологических
и
социальных
условий
развития.
Проблеме способам и методам развития познавательных процессов были
посвящены исследования: Божович Л.И., Вербицкого А. А.,. Выготского Л. С,
Гальперина П.И., Давыдова В.В., Ильина В.С., Леонтьева А.Н., Марковой
А.К., Матюшкина А.М., Петровского А.В., Талызиной Н.Ф., Цукерман Г.А.,
Фридмана Л. М, Шамовой Т.И., Щукиной Г.М., Эльконина Д.Б., Якиманской
И.С. и др.
Объект исследования: процесс развития познавательных процессов у детей
младшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования: дидактическая
игра
как
средство
развития
познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель
исследования: теоретически
выявить
возможности
дидактической
игры как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного
возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть
понятие
о
познавательных
процессах
в
психолого-
педагогической литературе.
2.Раскрыть специфику развития детей дошкольного возраста.
3.
Обосновать
роль
дидактических
игр
в
развитии
детей
дошкольного
возраста.
4.
Выявить
возможности
игры
как
средства
развития
познавательных
процессов у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования: т е о р е т и ч е с к и й
а н а л и з
и
о б о б щ е н и е
п с и хо л о г о -
педагогической литературы по проблеме исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов у
детей дошкольного возраста
1.
Понятие
о
познавательных
процессах
в
психолого-педагогической
литературе
Познание
является
объемным
и
многозначным
термином
по
своему
содержанию.
Наиболее
часто
под
ним
понимается
процесс
получения
и
постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
Познание - специфическая, уникальная деятельность человека, направленная
на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек выступает
как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его
чувственная и логическая активность, направлена на объект, выступающий в
познавательном взаимодействии как более пассивное начало.
Познавательные психические процессы - это общее название ощущений,
восприятий, внимания, памяти, мышления, воображения. Все они участвуют
в познании действительности, в формировании знаний, навыков, умений всей
личности. Познавательные процессы взаимосвязаны.
Ощущения
-
отражение
отдельных
свойств
предметов,
непосредственно
воздействующих на наши органы чувств.
Восприятие
-
отражение
предметов
и
явлений,
непосредственно
воздействующих
на
органы
чувств
в
целом,
в
совокупности
свойств
и
признаков этих предметов.
Память
-
отражение
прошлого
опыта
или
запечатление,
сохранение
и
воспроизведение чего - либо.
Воображение - создание образов таких предметов и явлений, которые никогда
не воспринимались человеком раньше.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение в коре головного
мозга связей между предметами и явлениями .
Процесс человеческого познания подразделяется на ряд стадий изменения
поступающей информации - от восприятия до практического действия.
2 Общее развитие психики у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее
развитие психики ребенка.
Если
опыт
детей
преддошкольного
возраста
ещё
очень
ограничен,
то
у
ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под
педагогическим
воздействием
окружающих
они
становятся
богаче
и
разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего
опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых
временных связей.
Важнейшее значение в психическом развитии детей дошкольного возраста
имеет игра.
Игра
даёт
возможность
ребёнку
в
живой,
увлекательной
форме
познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности,
активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь
окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой
деятельности,
дети
получают
возможность
более
глубоко
понять,
более
глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых
событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в
игре
постоянное,
систематическое
подкрепление
благодаря
одобрению
детского
коллектива
достижению
соответствующего
игрового
результата,
положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия
для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих
детей,
воспитатель
расширяет
опыт
ребёнка,
формирует
у
него
новые
психические качества.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра
является
вместе
с
тем
своеобразной
школой
детской
воли.
Чем
богаче
содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней
участвуют,
тем
больше
ребёнок
вынужден
действовать
не
под
влиянием
мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В
игре
развиваются
ум
и
чувства
ребёнка,
а
также
преднамеренность,
произвольность
действий.
Вырабатывается
умение
действовать
сообща,
считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности
в психическом развитии дошкольника.
Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она
не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под
влиянием
знакомства
детей
с
окружающим.
Её
содержание
обогащается
опытом,
приобретаемым
ребёнком
в
быту,
при
выполнении
трудовых
заданий, а также в процессе занятий.
Под
влиянием
обучения
у
детей
дошкольного
возраста
постепенно
складываются
интересы
к
приобретению
новых
знаний,
формируются
простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет
знания
детей
об
окружающем,
позволяет
успешно
овладевать
языком,
простейшими
счётными
операциями,
навыками
изобразительной
деятельности и т.д.
Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное
участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива
детского сада.
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические
особенности
дошкольников
существенно
изменяются.
Младшие
дошкольники ещё во многом похожи на детей преддошкольного возраста.
Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному
повторению
одних
и
тех
же
действий.
У
младших
дошкольников
ещё
недостаточно
развито
умение
играть
и
действовать
сообща.
Выполнение
заданий
взрослого,
выраженных
в
словесной
форме,
представляет
для
малышей значительные трудности.
Будучи
очень
впечатлительны,
младшие
дошкольники
ещё
не
умеют
систематически наблюдать окружающее.
Часто они замечают в предмете
лишь
какую-либо
яркую,
бросившуюся
в
глаза
деталь,
опуская
менее
заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они
запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало,
что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень
конкретный, образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство
между
предметами
и
явлениями,
не
умея
ещё
обнаружить
их
скрытые
существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Действия детей
в большинстве случаев носят непреднамеренный, непроизвольный характер.
Чувства, несмотря на большую их живость, малоустойчивы и неглубоки по
своему содержанию.
Эти психологические особенности младшего дошкольника не являются чем-
то неизменным. Воспитатель, знакомя детей младшей группы детского сада с
окружающим, организуя их игры и занятия, формируя дружный детский
коллектив,
приучая
каждого
ребёнка
подчиняться
в
своих
действиях
определённым требованиям, определённым правилам поведения, сообщает
им новые знания и умения, развивает у них новые психические качества.
Деятельность
детей
становится
более
организованной
и
содержательной.
Развиваются
сюжетные
коллективные
игры.
Дети
постепенно
привыкают
играть и заниматься сообща, не ссорясь, согласовывая друг с другом свои
действия. Речевое общение приобретает более развёрнутый и разнообразный
характер.
В
среднем
дошкольном
возрасте
круг
знаний
ребёнка
об
окружающем
расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становится детская деятельность.
Развиваются
творческие
игры,
рисование
конструирование.
Сложнее
становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение
приобретают занятия учебного типа.
В
связи
с
расширением
опыта
и
усложнением
деятельности
происходит
дальнейшее развитие психики дошкольника. Он учатся глубже познавать
окружающую
действительность,
выделять
простейшие
причинные
связи
между
явлениями.
Обобщения
его
становятся
шире
и
охватывают
более
характерные, более существенные особенности предметов.
Значительные
изменения
происходят
в
области
развития
воли.
Ребёнок
постепенно приучается выполнять свои маленькие обязанности, подчинять
свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед
собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем
дошкольном
возрасте
происходит
дальнейшее
расширение
опыта
и
усложнение детской деятельности.
Вместе с развитием творческой игры всё большее значение в жизни ребёнка
приобретают
другие
виды
деятельности,
не
игрового
типа.
Усложняется
трудовая
деятельность.
Занятия
всё
более
принимают
характер
организованной учебной деятельности.
Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически
правильно
излагать
свои
мысли
в
устной
речи.
У
ребёнка
углубляется
познание
окружающего.
Развивается
способность
к
обобщению.
У
него
формируется
умение
сопоставлять
друг
с
другом
не
только
отдельные
предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие
формы последовательного, логически правильного рассуждения.
Вместе
с
тем
отмечаются
дальнейшие
успехи
в
развитии
воли
у
детей.
Старший
дошкольник
уже
во
многих
случаях
обнаруживает
умение
контролировать
свои
действия,
подчинять
их
более
отдалённым
целям.
Развитие
ума
и
воли
тесно
связано
с
усложнением
детских
чувств
и
интересов. В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более
сдержан
в
своих
переживаниях,
но
чувства
его
более
глубоки
и
содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные
и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство
дружбы и товарищества.
Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не
сами
по
себе,
а
под
определённым
влиянием
воспитания
и
обучения.
Родители
и
воспитатели,
знакомя
ребёнка
с
окружающим,
сообщая
ему,
новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая
опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность,
развивают определённые психологические черты.
Всесторонне
воспитывая
дошкольника,
расширяя
у
ребёнка
запас
представлений
о
простейших
явлениях
природы
и
общественной
жизни,
развивая
у
него
умение,
самостоятельно
мыслить
о
простейших
закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в
соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него
любовь
к
знанию
и
к
серьёзной,
общественно-полезной
деятельности,
педагог
создаёт
необходимые
предпосылки
для
перехода
ребёнка
к
школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.
Таким образом, важнейшее значение в психическом развитии дошкольника
имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме
познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности,
активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь
окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой
деятельности,
дети
получают
возможность
более
глубоко
понять,
более
глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых
событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в
игре
постоянное,
систематическое
подкрепление
благодаря
одобрению
детского
коллектива
достижению
соответствующего
игрового
результата,
положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия
для образования и закрепления у детей новых временных связей. Руководя
детскими
играми,
обогащая
их
содержание,
организуя
играющих
детей,
воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические
качества.
Глава 2. Игра как средство развития познавательных процессов у детей
дошкольного возраста
2.1
Дидактические
игры
и
их
роль
в
развитии
детей
дошкольного
возраста
В формировании разносторонне развитой личности ребенка играм отводится
важнейшее место, особенно большое значение имеют дидактические игры.
Они
расширяют
представление
малыша
об
окружающем
мире,
обучают
ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину,
форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
В
играх
совершенствуется
эстетическое
восприятие
мира.
Дети
познают
красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они
овладевают поэтической образной речью.
Игра
готовит
ребенка
к
труду:
дети
изготавливают
игровые
атрибуты,
располагают
и
убирают
их
в
определенной
последовательности,
совершенствуют
свои
двигательные
навыки,
необходимые
для
будущей
трудовой деятельности.
В
процессе
игры
происходит
не
только
упражнение
в
уже
имеющихся
навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых
психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Дидактические
игры,
несмотря
на
огромное
разнообразие,
связанное
с
этническими
и
другими
особенностями,
так
или
иначе,
отражают
такие
общие
характерные
черты,
присущие
этой
форме
деятельности,
как
взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной
действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при
достижении
намеченной
цели,
связанного
с
внезапно
возникающими
и
постоянно
изменяющимися
условиями,
потребностью
широкого
выбора
действий,
требуют
проявления
творческих
способностей,
активности,
инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в
самостоятельности
и
относительной
свободе
действий,
сочетающихся
с
выполнением добровольно принятых или установленных условностей при
подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций.
Все это с методической точки зрения характеризует игру как многоплановое,
комплексное
по
воздействию,
педагогическое
средство
воспитания.
Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии
и
совершенствовании
жизненно
важных
физических,
умственных
и
морально-волевых
качеств.
Однако
такое
разностороннее
воздействие
не
препятствует избирательной направленности в использовании игр .
Во
время
игр
у
дошкольников
формируются
и
совершенствуются
разнообразные навыки. Игра - первая деятельность, которой принадлежит
большая
роль
в
формировании
личности.
В
играх
дети
отражают
накопленный
опыт,
углубляют,
закрепляют
своё
представление
об
изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в
процессе
деятельности.
Занятие
дидактическими
играми
обогащают
участников
новыми
ощущениями,
представлениями
и
понятиями.
Игры
расширяют
круг
представлений,
развивают
наблюдательно сть,
сообразительность,
умение
анализировать,
сопоставлять
и
обобщать
виденное,
на
основе
чего
делать
выводы
из
наблюдаемых
явлений
в
окружающей среде. В играх развиваются способности правильно оценивать
пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать
на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Игры на
местности
способствуют
образованию
навыков,
необходимых
туристу,
разведчику, следопыту.
Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью,
только
при
наличии
этого
условия
она
увлечет
детей
и
заставит
их
предаваться ей с охотой. Незанимательная игра вызовет в детях лишь скуку и
вялые движения, совершаемые апатично, без участия внимания и памяти,
ясно, что от таких игр нельзя ожидать пользы.
Увлекательный
игровой
сюжет
вызывает
у
участников
положительные
эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью
многократно
проделывали
те
или
иные
приемы,
проявляя
необходимые
волевые качества и умственные способности. Для возникновения интереса к
игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и
степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения
конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды -
другой,
когда
перед
играющим
возникают
самые
разнообразные
задачи,
требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший
срок
оценить
окружающую
обстановку,
выбрать
наиболее
правильное
действие и выполнить его, так игры способствуют самопознанию.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и
согласованные
движения;
игроки
приобретают
умения
быстро
входить
в
нужный
темп
и
ритм
работы,
ловко
выполнять
разнообразные
задачи,
проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Образовательные
задачи
игр:
игра
оказывает
большое
воздействие
на
формирование личности, это такая сознательная деятельность, в которой
проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и
делать
выводы.
Занятия
играми
способствуют
развитию
у
детей
способностей
к
действиям,
которые
имеют
значение
в
повседневной
практической деятельности.
Таким образом, игра является незаменимым средством пополнения ребенком
знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных
морально-волевых и нравственных качеств. В формировании разносторонне
развитой личности ребенка играм отводится важнейшее место.
2.2 Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
посредством дидактической игры
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей,
формой
обучения,
самостоятельной
игровой
деятельностью,
средством
всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации,
моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти
выход.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного
обучения.
При
этом
игровая
деятельность
детей
дошкольного
возраста
обладает
важным
свойством:
в
ней
познавательная
деятельность
представляет
собой
самодвижение,
поскольку
информация
не
поступает
извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Полученная, таким образом, информация порождает новую, которая, в свою
очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут
конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей
дошкольного
возраста
содержит
в
себе
большие
потенциальные
возможности:
-активизирует познавательные процессы;
-воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
-развивает способности;
-вводит детей в жизненные ситуации;
-учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
-закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
-мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания
детей принимать участие в игре;
-ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
-исполнительный:
действия,
операции,
позволяющие
реализовать
поставленную игровую цель;
-контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой
деятельности.
Структурным
элементом
игры
является
игровая
задача,
осуществляемая
детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая -
отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки
дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется
через
игровую
задачу,
определяет
игровые
действия,
становится
задачей
самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует
игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий
характер
игры,
направленность
обучающего
содержания
на
процессы
познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально
окрашенной
монотонную
деятельность
по
запоминанию,
повторению,
закреплению
или
усвоению
информации,
а
эмоциональность
игрового
действа
активизирует
все
психические
процессы
и
функции
ребенка
дошкольного возраста.
Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она
способствует
использованию
знаний
в
новой
ситуации,
таким
образом,
усваиваемый
дошкольниками
материал
проходит
через
своеобразную
практику,
вносит
разнообразие
и
интерес
в
педагогический
процесс.
Правильно
построенная
игра
обогащает
процесс
мышления,
развивает
саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным
открытиям, решениям проблем.
Игра делиться на несколько стадий:
1 стадия
Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны
различные
приемы,
с
целью
вызвать
интерес
к
игре:
беседа,
загадки,
считалочки,
напоминание
о
понравившейся
игре.
Развивается
общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество,
дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей
игрой,
создает
радостное
ожидание
новой
интересной
игры,
вызывает
желание играть.
2 стадия
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог
выступает
не
только
как
наблюдатель,
но
и
как
равноправный
партнер,
умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей
в игре
3 стадия
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность,
целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи,
умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль
педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых
задач.
В
младших
возрастных
группах
дидактические
игры
рассматриваются
в
дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. Для
детей старшего дошкольного возраста предлагаются задания в виде загадок,
предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об
окружающем
мире,
но
и
развивают
познавательную
активность,
любознательность, формируя учебную мотивацию. В этих видах игр дети
усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях, так и
вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное
отношение
к
явлениям
природы,
предметам
окружающего
мира,
общественной
жизни,
людям
разных
профессий
и
национальностей,
представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания,
приучая
детей
мыслить
самостоятельно,
использовать
самостоятельные
знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические
игры
на
сообразительность
ставят
перед
детьми
задачу
рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
. находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
. сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам,
делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя
словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь,
умение
правильно
выражать
свои
мысли,
составлять
самостоятельные
рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя
навыки пересказа. Такие игры как "Назови одним словом, " Назови три
предметатребуют
от
детей
активного
использования
родовых,
видовых
понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию,
главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх
"Путешествия, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя
монологическую речь.
В
процессе
многих
игр
развитие
мышления
и
речи
осуществляется
в
неразрывной связи. Например, в игре "Угадай, что мы задумали, необходимо
уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами:
"да или "нет. Активизируется речь при общении детей в играх, решении
спорных
вопросов,
развивая
способности
аргументировать
свои
утверждения, доводы.
В
игре
у
дошкольников
формируются
нравственные
представления
о
бережном
отношении
к
окружающим
им
предметам,
игрушкам
как
продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со
сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах
личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся
человеку. Например, в игре "Кто построил этот дом? дети узнают о том, что
прежде
чем
построить
дом,
архитекторы-проектировщики
работают
над
чертежом,
затем
приступают
к
делу
строители:
каменщики,
штукатуры,
сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие
машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается
познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть
в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Игра
создает
положительный
эмоциональный
подъем,
вызывает
хорошее
самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной
системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе
которых
развивается
и
укрепляется
мелкая
мускулатура
рук,
что
также
благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки
ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в
школе.
В
играх
проявляются
черты
характера
каждого
участника,
как
положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и другие,
так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни
дети
много
знают,
смело
отвечают,
действуют
уверенно,
другие
знают
меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок
знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой
и гибкостью мышления.
Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых,
малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за
игрой,
болельщиков.
Они
боятся,
что
не
справятся
с
игровой
задачей.
Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Играя вместе
с детьми, воспитатель незаметно дает им более легкие вопросы и задания.
Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в
ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть
стеснительность.
В
игре
воспитателю
надо
учитывать
индивидуальные
особенности каждого воспитанника.
Так,
с
помощью
игр
выявляются
индивидуальные
особенности
детей,
посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в
характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для
успешного обучения:
интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
мотивационный (желание узнавать новое);
практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении
детей дошкольного возраста;
в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично
объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
игра
позволяет
расширить
границы
жизни
ребенка,
который
может
представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте
не было;
в
игре
происходит
внутреннее
раскрепощение:
когда
исчезает
робость
и
возникает ощущение "я тоже могу;
игра
позволяет
гармонизировать
и
демократизировать
отношения
между
педагогом и ребенком.
Таким образом, игра как средство развития познавательных процессов детей
дошкольного
возраста
содержит
в
себе
большие
потенциальные
возможности:
активизирует
познавательные
процессы
(мышление,
внимание,
память,
воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
Заключение
В психологии познание является термином, обозначающим человеческую
способность
думать,
вспоминать
и
предвидеть.
Процесс
человеческого
познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации
-
от
восприятия
до
практического
действия.
В
современной
психологии
принято выделять две группы познавательных процессов - специфические и
неспецифические.
Специфические или собственно познавательные - это чувственные процессы
(ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и
др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов
чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.
Список литературы:
1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М. 2009.
2.Асеев В.Т. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 2009.
3.Афонина
И.Н.,
Барсукова
Л.С.,
Соколова
Т.Н.
Схемы
и
таблицы
по
психологии и педагогике: учебно-педагогическое пособие по специальности
"Дошкольное образование".М. 2010.
4.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2009. - 152
с.
5.Запорожец
А.В.,
Маркова
Т.А.
Игра
и
её
роль
в
развитии
ребенка
дошкольного возраста. - М., 2008.258с.
6.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль:
Академия развития, 2006.192с.