Напоминание

Духовно- нравственное воспитание детей дошкольников


Автор: Гала Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно- нравственное воспитание детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание детей дошкольников.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,

приобретение

знаний

об

окружающем

мире,

образование

нравственных

навыков

и

привычек.

В

дошкольном

возрасте

происходит

активное

накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается

так

же

в

дошкольном

возрасте

с

нравственного

самоопределения

и

становления самосознания.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться

недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и

правил

жизни,

отсутствие

согласия

в

вопросах

корректного

и

конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. И

самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в

развале

экономики,

не

в

смене

политической

системы,

а

в

разрушении

личности.

Ныне

материальные

ценности

доминируют

над

духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

ο

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме.

Детей

отличает

эмоциональная,

волевая

и

духовная

незрелость.

Продолжается

разрушение

института

семьи:

через

т.н.

«половое

просвещение»

у

детей

формируются

вне

супружеские,

антиродительские

и

антисемейные

установки.

Постепенно

утрачиваются

формы

коллективной

деятельности.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе

воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети

лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают,

как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших

ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий

пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-

нравственной

личности

показывают,

что

самым

слабым,

местом

в

этой

деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что

именно

в

дошкольном

возрасте

происходит

усвоение

социальных

норм,

моральных

требований

и

образцов

поведения

на

основе

подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в

семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи

и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за

воспитание

детей.

Православная

педагогика

направляет

воспитание

на

конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою

жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций

своего

народа.

Православная

педагогика

обогащала

педагогику

светскую

цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития

гармоничной

личности.

Понятия

«нравственный»

и

«духовный»

в

православной педагогике определяются следующим образом: духовность -

это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему миру;

нравственность

-

это

твердая

постоянная

решимость

воли

следовать

за

добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное

воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на

приобщение

человека

к

Вышнему

миру,

на

постепенное

восстановление

цело стной

структуры

лично сти,

самоопределение

человека

и

совершенствование

его

в

добродетели.

Исходя

из

этого,

духовные

упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством

духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру,

служение людям.

Поэтому на

современном

этапе

развития

образования духовно-

нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании

подрастающего

поколения, необходимой

предпосылкой

возрождения

отечественной

культуры.

Качественно

новой

ступенью

духовно-

нравственного воспитания в дошкольной группе является интеграция его в

повседневную

жизнь

детей,

во

все

виды

детской

деятельности

и

традиционные методики дошкольного образования.



В раздел образования