Автор: Гала Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно- нравственное воспитание детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольников.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,
приобретение
знаний
об
окружающем
мире,
образование
нравственных
навыков
и
привычек.
В
дошкольном
возрасте
происходит
активное
накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается
–
так
же
в
дошкольном
возрасте
–
с
нравственного
самоопределения
и
становления самосознания.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться
недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и
правил
жизни,
отсутствие
согласия
в
вопросах
корректного
и
конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в
развале
экономики,
не
в
смене
политической
системы,
а
в
разрушении
личности.
Ныне
материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме.
Детей
отличает
эмоциональная,
волевая
и
духовная
незрелость.
Продолжается
разрушение
института
семьи:
через
т.н.
«половое
просвещение»
у
детей
формируются
вне
супружеские,
антиродительские
и
антисемейные
установки.
Постепенно
утрачиваются
формы
коллективной
деятельности.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе
воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети
лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают,
как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших
ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий
пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-
нравственной
личности
показывают,
что
самым
слабым,
местом
в
этой
деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит
усвоение
социальных
норм,
моральных
требований
и
образцов
поведения
на
основе
подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в
семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи
и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за
воспитание
детей.
Православная
педагогика
направляет
воспитание
на
конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою
жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций
своего
народа.
Православная
педагогика
обогащала
педагогику
светскую
цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития
гармоничной
личности.
Понятия
«нравственный»
и
«духовный»
в
православной педагогике определяются следующим образом: духовность -
это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему миру;
нравственность
-
это
твердая
постоянная
решимость
воли
следовать
за
добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное
воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на
приобщение
человека
к
Вышнему
миру,
на
постепенное
восстановление
цело стной
структуры
лично сти,
самоопределение
человека
и
совершенствование
его
в
добродетели.
Исходя
из
этого,
духовные
упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством
духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру,
служение людям.
Поэтому на
современном
этапе
развития
образования духовно-
нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании
подрастающего
поколения, необходимой
предпосылкой
возрождения
отечественной
культуры.
Качественно
новой
ступенью
духовно-
нравственного воспитания в дошкольной группе является интеграция его в
повседневную
жизнь
детей,
во
все
виды
детской
деятельности
и
традиционные методики дошкольного образования.