Автор: Николаева Ариана Никифоровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Кюкяйская СОШ имени А.К. Акимова"
Населённый пункт: с. Кюкей, Сунтарского района, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация проектной деятельности " Комнатное растениеводство" при обучении биологии в 6 классе"
Раздел: среднее образование
Организация проектной деятельности « Комнатное
растениеводство» при обучении биологии в 6 классе
Николаева Ариана Никифоровна
учитель биологии и химии
МБОУ «Кюкяйская СОШ им. А.К. Акимова»
Обоснование
проблемы:
на
современном
этапе,
в
условиях
модернизации
образования
и
в
связи
с
переходом
на
новые
образовательные
стандарты
перед
школой
стоит
задача
формирования
личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и
свободно
ориентироваться
в
информационном
пространстве.
Таким
образом,
ключевой
деятельностью
обучающихся
с т а н о в и т с я
информационно-коммуникативная деятельность.
Формирование умений и навыков организации самостоятельной работы
учащихся,
направленный
на
поиск
информации
наиболее
эффективно
можно осуществлять за счёт использования
новых
образовательных
технологий. Один из которых является метод проектов в образовательном
процессе.
На
изучение
биологии
в
6
классе
по
федеральному
базисному
учебному
плану
основного
общего
образования
отводится
35
ч.
Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает,
что
программы
содержат
значительное
количество
лабораторно-
практических работ, при этом время, отводимое на их выполнение, крайне
ограничено. По программе В.И. Сонина по, которой мы обучаемся, на
практическую часть обучения биологии в 6 классе отводится только 18
лабораторных и 7 демонстрационных опытов.
В связи с этим, чтобы
установить тесную связь теоретических знаний по биологии с практикой ,
а также для формирования практических умений учащихся в этом 2016-
17
учебном
году
в
Кюкяйской
СОШ
им.
А.К.
Акимова
мной
была
разработана проектная деятельность « Комнатное растениеводство».
Программа проектной деятельности «Комнатное растениеводство»
предназначена
для
формирования
практических
умений
и
навыков
у
учащихся 6 класса по уходу за комнатными и цветочно-декоративными
растениями и их разведению. Она включает в себя знания по биологии и
экологии, практические навыки. Программа курса обучения составлена из
расчета 68 учебных занятий (2 часа в неделю).
Актуальность
использования
метода
проекта
при
обучении
биологии :
- во-первых по федеральному базисному учебному плану основного
общего образования на изучение биологии в 6 классе
отводится 35 ч.
Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает,
что
программы
содержат
значительное
количество
лабораторно-
практических работ, при этом время, отводимое на их выполнение, крайне
ограничено. Поэтому для формирования практических умений и навыков
и установления тесной связи теоретических знаний с практикой надо
было разработать проектную деятельность.
-
во-вторых,
для
наглядного
восприятия
явлений
и
понимания
сущности
жизненных
процессов
растительного
организма,
учащимся
необходима так называемая живая натура, живой организм. Для этого в
каждой школе легко доступным
объектом
практических наблюдений
могут быть комнатные растения. Комнатные растения, благодаря своему
многообразию
служат
хорошим демонстрационным материалом при
обучении морфологии и систематики растений, проведении опытов по
физиологии
растений,
а
также
при
выяснении
влияния
окружающих
условий на рост и развитие растений.
- в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над
проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и
необходимость в выполнении общего дела.
-
в
четвертых,
при
выполнении
проекта
раскрываются
различные
с п о с о б н о с т и
у ч а щ и хс я
( а н а л и т и ч е с к и е ,
х уд о ж е с т в е н н ы е ,
коммуникативных, исследовательские и др.);
Цель
организации
проектной
деятельности
«Комнатное
растениеводство» – формировать интерес к цветоводству посредством
создания
условий
для
приобретения
навыков
самостоятельного
наблюдения и ухода за комнатными растениями.
Задачи:
-
сформировать
у
учащихся
приемы
и
навыки
самостоятельной
познавательной
деятельности,
проведения
опытов
и
наблюдений
за
комнатными растениями;
-
обеспечить
усвоение
учащимися
важнейших
приемов
и
трудовых
навыков ухода за растениями;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных
умений и навыков;
- развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Краткая
характеристика
проектной
деятельности:
«
Комнатное
растениеводство»
Работа над проектом включает в себя три этапа: организационный,
деятельностный и аналитический.
На первом этапе мной был проведен анализ образовательных
стандартов,
учебно-тематическое
планирование,
методологические
основы
организации
и
реализации
проектной
деятельности
для
учащихся 6 класса; знакомство учащихся с проектной деятельностью.
Планирование проекта построила так, чтобы работа побуждала к
совместной
деятельности
детей,
способствовала
укреплению
взаимодействия между детьми.
Принцип обучения, лежащий в основе учебных занятий по комнатному
растениеводству, формулируются на получение знаний через наблюдение
и биологический эксперимент.
При этом учащиеся учатся обобщать,
анализировать и систематизировать, выводят свои собственные законы и
принципы,
дают
определения
наблюдаемым
явлениям,
Также
у
них
развиваться
творческие
способности,
учатся
воспринимать
мир
целостным
и
живым,
а
не
разорванным
на
отдельные
дисциплины.
Программа занятий по комнатному растениеводству строится так, чтобы
его содержание отвечало изучению жизни в единстве всех царств природы,
не
упуская
при
этом
вопро сов
п р о с т р а н с т ве н н о - в р е м е н н о й
организованности биосферы, наиболее простыми и доступными методами
исследовательской
работы,
которые
позволяют
оценивать
состояние
и
реакцию растений и почв на изменяющиеся условия среды.
На втором этапе осуществляется непосредственная деятельность
над проектами совместно с детьми. При этом деятельность учащихся
направлена
на
саморазвитие
–
осознание
своих
потребностей,
мониторинг собственного понимания и обучения, поиск и размещение
соответствующих ресурсов, перенос информации из одной области
знаний
в
другую.
Также
эта
работа
способствует
развитию
межличностных отношений – способности работать в команде, быть
лидером, принимать соответствующие решения, в целом, способствует
дальнейшему развитию основополагающих компетенций, необходимых
человеку XXI века.
На этом этапе провели следующие практические работы:
-
распознавание
минеральных
удобрений;
составление
календаря
подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и
проведение подкормок.
- пересаживание растений, подвязка и размножение растений.
- определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям.
Также провели следующие опыты:
-
по
выяснению
лучших
агротехнических
приемов
по
уходу
за
комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных
почвах.
-
наблюдения
за
укоренением
черенков
и
их
ростом,
температурой,
влажностью помещения
- выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных
растений,
сроков
черенкования,
влияния
температуры
и
влажности
помещения на приживаемость и рост черенков.
-
диагностика
комнатных
растений
образовательного
учреждения
на
наличие вредителей и болезней.
По мере прохождения изучения тем учащимся изготовили следующие
материалы:
- наглядные пособия по размножению комнатных растений черенками;
- композиции из природного материала, композиций из соленого теста;
- создаются карточки «Вредители и способы борьбы с ними»;
- каталог комнатных растений школы;
- паспорт комнатных растений школы;
- эскизы фитодизайна своего дома
- альбом вредителей и болезней комнатных растений школы
На третьем – аналитическом этапе - проводится анализ результатов
работы.
Итогом
проектной
деятельности
является
проведение
конференции,
демонстрация
тематического
альбома,
выставки.
По
результатам
выступления учащихся, обсуждение проектов, отбираются лучшие работы
на участие в различных конференциях.
Полученные результаты
1. Показатели качества знаний по биологии за 1и 2 полугодие :
- в первом полугодии – 62,5%
- во втором полугодии – 75%
2.
Участвовали
с
докладом
«Изучение
распространения
комнатных
растений в Кюкяйской СОШ» в различных НПК школьников
По результатам исследования распространения комнатных растений в
школе выявлено 33 вида комнатных растений, 16 семейств
3. Составлен каталог и паспорт комнатных растений школы, собраны
дидактические материалы по биологии.
3. Сформированы творческие способности, познавательный интерес
к деятельности, умение осмысленно работать, умения и навыки
научно-исследовательской деятельности.
4. Выпущена брошюра « Юного цветовода»
Список использованной литературы:
1.
Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания
учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.
2.
Биология приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.
3.
Захарова
А.Г.
курс
по
выбору
«Комнатное
растениеводство»:
учебное пособие /А.Г. Захарова, М.А. Одегова; М-во образования
РС(Я), Якут, гос.ун-т.- Яутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008.-с.16
4.
Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн.
Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.
5.
Пахомова
Н.Ю.
Метод
учебных
проектов
в
образовательном
учреждении:
пособие
для
учителей
и
студентов
педагогических
вузов.-2-е изд., испр. и доп.-М: АРКТИ.ю 2005.-112 с.-с.30.