Напоминание

"Организация проектной деятельности " Комнатное растениеводство" при обучении биологии в 6 классе"


Автор: Николаева Ариана Никифоровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Кюкяйская СОШ имени А.К. Акимова"
Населённый пункт: с. Кюкей, Сунтарского района, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация проектной деятельности " Комнатное растениеводство" при обучении биологии в 6 классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация проектной деятельности « Комнатное

растениеводство» при обучении биологии в 6 классе

Николаева Ариана Никифоровна

учитель биологии и химии

МБОУ «Кюкяйская СОШ им. А.К. Акимова»

Обоснование

проблемы:

на

современном

этапе,

в

условиях

модернизации

образования

и

в

связи

с

переходом

на

новые

образовательные

стандарты

перед

школой

стоит

задача

формирования

личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и

свободно

ориентироваться

в

информационном

пространстве.

Таким

образом,

ключевой

деятельностью

обучающихся

с т а н о в и т с я

информационно-коммуникативная деятельность.

Формирование умений и навыков организации самостоятельной работы

учащихся,

направленный

на

поиск

информации

наиболее

эффективно

можно осуществлять за счёт использования

новых

образовательных

технологий. Один из которых является метод проектов в образовательном

процессе.

На

изучение

биологии

в

6

классе

по

федеральному

базисному

учебному

плану

основного

общего

образования

отводится

35

ч.

Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает,

что

программы

содержат

значительное

количество

лабораторно-

практических работ, при этом время, отводимое на их выполнение, крайне

ограничено. По программе В.И. Сонина по, которой мы обучаемся, на

практическую часть обучения биологии в 6 классе отводится только 18

лабораторных и 7 демонстрационных опытов.

В связи с этим, чтобы

установить тесную связь теоретических знаний по биологии с практикой ,

а также для формирования практических умений учащихся в этом 2016-

17

учебном

году

в

Кюкяйской

СОШ

им.

А.К.

Акимова

мной

была

разработана проектная деятельность « Комнатное растениеводство».

Программа проектной деятельности «Комнатное растениеводство»

предназначена

для

формирования

практических

умений

и

навыков

у

учащихся 6 класса по уходу за комнатными и цветочно-декоративными

растениями и их разведению. Она включает в себя знания по биологии и

экологии, практические навыки. Программа курса обучения составлена из

расчета 68 учебных занятий (2 часа в неделю).

Актуальность

использования

метода

проекта

при

обучении

биологии :

- во-первых по федеральному базисному учебному плану основного

общего образования на изучение биологии в 6 классе

отводится 35 ч.

Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает,

что

программы

содержат

значительное

количество

лабораторно-

практических работ, при этом время, отводимое на их выполнение, крайне

ограничено. Поэтому для формирования практических умений и навыков

и установления тесной связи теоретических знаний с практикой надо

было разработать проектную деятельность.

-

во-вторых,

для

наглядного

восприятия

явлений

и

понимания

сущности

жизненных

процессов

растительного

организма,

учащимся

необходима так называемая живая натура, живой организм. Для этого в

каждой школе легко доступным

объектом

практических наблюдений

могут быть комнатные растения. Комнатные растения, благодаря своему

многообразию

служат

хорошим демонстрационным материалом при

обучении морфологии и систематики растений, проведении опытов по

физиологии

растений,

а

также

при

выяснении

влияния

окружающих

условий на рост и развитие растений.

- в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над

проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и

необходимость в выполнении общего дела.

-

в

четвертых,

при

выполнении

проекта

раскрываются

различные

с п о с о б н о с т и

у ч а щ и хс я

( а н а л и т и ч е с к и е ,

х уд о ж е с т в е н н ы е ,

коммуникативных, исследовательские и др.);

Цель

организации

проектной

деятельности

«Комнатное

растениеводство» – формировать интерес к цветоводству посредством

создания

условий

для

приобретения

навыков

самостоятельного

наблюдения и ухода за комнатными растениями.

Задачи:

-

сформировать

у

учащихся

приемы

и

навыки

самостоятельной

познавательной

деятельности,

проведения

опытов

и

наблюдений

за

комнатными растениями;

-

обеспечить

усвоение

учащимися

важнейших

приемов

и

трудовых

навыков ухода за растениями;

- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных

умений и навыков;

- развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Краткая

характеристика

проектной

деятельности:

«

Комнатное

растениеводство»

Работа над проектом включает в себя три этапа: организационный,

деятельностный и аналитический.

На первом этапе мной был проведен анализ образовательных

стандартов,

учебно-тематическое

планирование,

методологические

основы

организации

и

реализации

проектной

деятельности

для

учащихся 6 класса; знакомство учащихся с проектной деятельностью.

Планирование проекта построила так, чтобы работа побуждала к

совместной

деятельности

детей,

способствовала

укреплению

взаимодействия между детьми.

Принцип обучения, лежащий в основе учебных занятий по комнатному

растениеводству, формулируются на получение знаний через наблюдение

и биологический эксперимент.

При этом учащиеся учатся обобщать,

анализировать и систематизировать, выводят свои собственные законы и

принципы,

дают

определения

наблюдаемым

явлениям,

Также

у

них

развиваться

творческие

способности,

учатся

воспринимать

мир

целостным

и

живым,

а

не

разорванным

на

отдельные

дисциплины.

Программа занятий по комнатному растениеводству строится так, чтобы

его содержание отвечало изучению жизни в единстве всех царств природы,

не

упуская

при

этом

вопро сов

п р о с т р а н с т ве н н о - в р е м е н н о й

организованности биосферы, наиболее простыми и доступными методами

исследовательской

работы,

которые

позволяют

оценивать

состояние

и

реакцию растений и почв на изменяющиеся условия среды.

На втором этапе осуществляется непосредственная деятельность

над проектами совместно с детьми. При этом деятельность учащихся

направлена

на

саморазвитие

осознание

своих

потребностей,

мониторинг собственного понимания и обучения, поиск и размещение

соответствующих ресурсов, перенос информации из одной области

знаний

в

другую.

Также

эта

работа

способствует

развитию

межличностных отношений – способности работать в команде, быть

лидером, принимать соответствующие решения, в целом, способствует

дальнейшему развитию основополагающих компетенций, необходимых

человеку XXI века.

На этом этапе провели следующие практические работы:

-

распознавание

минеральных

удобрений;

составление

календаря

подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и

проведение подкормок.

- пересаживание растений, подвязка и размножение растений.

- определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям.

Также провели следующие опыты:

-

по

выяснению

лучших

агротехнических

приемов

по

уходу

за

комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных

почвах.

-

наблюдения

за

укоренением

черенков

и

их

ростом,

температурой,

влажностью помещения

- выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных

растений,

сроков

черенкования,

влияния

температуры

и

влажности

помещения на приживаемость и рост черенков.

-

диагностика

комнатных

растений

образовательного

учреждения

на

наличие вредителей и болезней.

По мере прохождения изучения тем учащимся изготовили следующие

материалы:

- наглядные пособия по размножению комнатных растений черенками;

- композиции из природного материала, композиций из соленого теста;

- создаются карточки «Вредители и способы борьбы с ними»;

- каталог комнатных растений школы;

- паспорт комнатных растений школы;

- эскизы фитодизайна своего дома

- альбом вредителей и болезней комнатных растений школы

На третьем – аналитическом этапе - проводится анализ результатов

работы.

Итогом

проектной

деятельности

является

проведение

конференции,

демонстрация

тематического

альбома,

выставки.

По

результатам

выступления учащихся, обсуждение проектов, отбираются лучшие работы

на участие в различных конференциях.

Полученные результаты

1. Показатели качества знаний по биологии за 1и 2 полугодие :

- в первом полугодии – 62,5%

- во втором полугодии – 75%

2.

Участвовали

с

докладом

«Изучение

распространения

комнатных

растений в Кюкяйской СОШ» в различных НПК школьников

По результатам исследования распространения комнатных растений в

школе выявлено 33 вида комнатных растений, 16 семейств

3. Составлен каталог и паспорт комнатных растений школы, собраны

дидактические материалы по биологии.

3. Сформированы творческие способности, познавательный интерес

к деятельности, умение осмысленно работать, умения и навыки

научно-исследовательской деятельности.

4. Выпущена брошюра « Юного цветовода»

Список использованной литературы:

1.

Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания

учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.

2.

Биология приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.

3.

Захарова

А.Г.

курс

по

выбору

«Комнатное

растениеводство»:

учебное пособие /А.Г. Захарова, М.А. Одегова; М-во образования

РС(Я), Якут, гос.ун-т.- Яутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008.-с.16

4.

Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн.

Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.

5.

Пахомова

Н.Ю.

Метод

учебных

проектов

в

образовательном

учреждении:

пособие

для

учителей

и

студентов

педагогических

вузов.-2-е изд., испр. и доп.-М: АРКТИ.ю 2005.-112 с.-с.30.



В раздел образования