Автор: Шевцова Наталья Владимировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №246 Отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект тематического музыкального занятия
Тема: "Птицы весной"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 246
Приморского района Санкт- Петербурга
Отделение дошкольного образования детей
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области
«МУЗЫКА»
в средней группе
тематическое занятие «Птицы весной»,
(с использованием современных технологий).
Разработала
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Шевцова Наталья Владимировна
2020 год
Санкт-Петербург
Цель: формировать исполнительские навыки, музыкальный кругозор, творчество в области
музыка.
Задачи:
1.
Познавательное развитие:
- Обогащать музыкальные и художественные впечатления детей Расширение кругозора детей
в области музыки.
- Формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
2.
Речевое развитие:
- Способствовать овладению детьми необходимым запасом слов для характеристики
музыкальных произведений в процессе слушания.
3.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать культуру общения, чувство сопереживания.
4.
Физическое развитие:
- Формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание.
5.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, музыкальную память, чувство
ритма, воображение), побуждать узнавать песню по мелодии, ритмическому рисунку, учить
петь естественным голосом, легко, напевно, подвижно.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Методы обучения:
- беседа;
- практический;
- объяснение;
- упражнения;
- показ;
- повторение и закрепление.
2
Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.
♫
Вход. А.Вивальди. Концерт для двух виолончелей D dur.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуйте!
Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о птицах весной. Есть у русского
народа обычай, выпускать весной из клеток птичек на волю, а еще в деревнях отцы делали своим
детям игрушечных жаворонков, бабушки и мамы пекли сдобных птичек, а вместо глазок изюминку
вставляли. Радовались дети, песни распевали, хороводы водили.
Ребята, давайте вместе, выполним музыкально-ритмическое упражнение «По лесу мы гуляем».
По лесу мы гуляем (топ, топ, топ)
За природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами головы влево, вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
и нас лучики согрели (поднимем голову вверх)
Птички в гнездышках сидят (приседают)
Птички по небу летят (взмахивают руками)
И по кочкам скачут (подпрыгивают на месте)
И никто не плачет (улыбаются).
Музыкальный руководитель.
Ребята, скажите, вы любите слушать сказки? Тогда
присаживайтесь и послушайте. Я хочу рассказать вам сказку не простую, а музыкальную!
Однажды на свет появился маленький пушистый желтый комочек.
♫
«Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
Музыкальный руководитель.
Быстро рос цыпленок, и незаметно из маленького комочка он
превратился в красивого яркого Петушка – Золотого гребешка!
♫
Лейтмотив Золотого петушка из оперы «Сказка о золотом петушке» Н. А. Римского -
Корсакова.
Музыкальный руководитель. Пришла весна. Наш петушок стал совсем взрослым. Ему
захотелось познакомиться с другими птицами, о которых он слышал в курятнике, и найти самую
главную птицу – птицу счастья! В это время все перелетные птицы возвращались на родину, домой.
♫
Слышится голос скворца - фонограмма.
Музыкальный руководитель. Слышите? Чей это голос?.
На дереве домик.
В домике жилец.
Все вы с ним знакомы,
Кто это?
Дети. Скворец!
Музыкальный руководитель. Вставайте все скорее врассыпную, поиграем!
♫
Песня - игра «Скворушки».
Дети стоят врассыпную по залу. Один водящий "кот" в углу "спит", вначале это взрослый, а
потом дети сами справляются. На 1 куплет дети "летают" по залу, на 2 куплет - стучат
кулачками, как молоточками (строят домики), 3 куплет - дети делают «домик» над головой, в конце
дети тихонько «подлетают» к коту. С окончанием музыки кот "просыпается" и ловит "скворушек",
а дети должны спрятаться в домик (либо поднять руки над головой, сделать домик, либо
«улететь» на стульчик).
Музыкальный руководитель. Мы с вами поиграли ребята, присаживайтесь.
3
♫
Слышится голос жаворонка – фонограмма.
Музыкальный руководитель.
Ребята, а это кто? Это голос жаворонка. Они тоже возвращаются
к нам весной из теплых стран. А композитор Петр Ильич Чайковский сочинил пьесу для
фортепиано «Песня жаворонка». Давайте ее послушаем.
♫
«Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель.
Какая музыка по характеру? Какое настроение она выражает?
Дети. Она нежная, звонкая, радостная.
Музыкальный руководитель.
Вы правы, музыка задорная, игривая и очень светлая. В ней
слышны птичьи трели. Жаворонок прилетел, песню спел, на крылышках весну красную принёс. А вы
умеете петь так же радостно и звонко как жаворонок? Для этого сначала мы с вами распоемся.
♫
Распевание.
Музыкальный руководитель. На прошлом занятии я вам рассказывала, как можно петь песни
цепочкой. В цепочке колечки цепляются одно за другое, и она получается длинной и красивой. Так и
в пении: вы должны петь песню без остановки друг за другом по 1 музыкальной
фразе (показ). Важно быть очень внимательными, чтобы наша цепочка не оборвалась. Давайте споем
по цепочке 1 куплет и припев песни «Капель». Готовы? Дети исполняют 1 куплет и припев.
♫
Песня «Капель», музыка и слова В. Шестаковой.
Музыкальный руководитель. А теперь мы проведем небольшое соревнование: 2 куплет песни
споют девочки, а припев – мальчики. Ребята, слушайте внимательно, так как необходимо будет
решить, кто спел лучше – девочки или мальчики.
Дети исполняют 2 куплет и припев подгруппами, оценивают исполнение. Индивидуальные ответы.
Музыкальный руководитель. Молодцы, внимательно слушали. А 3 куплет мы исполним все
вместе! Дети исполняют 3 куплет и припев.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, и птицы, и люди – все рады
солнцу, теплу, весне. Давайте и мы порадуемся весне – станцуем «Польку».
♫ Т
анец – полька, муз. Т.Богинич.
После танца дети присаживаются на стульчики, одна девочка прячется за ширму.
Музыкальный руководитель. Ребята, вы слышите странные звуки, как будто кто-то плачет?
Подходит к ширме, заглядывает в окошко, стучит. Кто ты и почему плачешь? Из окошка
выглядывает птичка, кукла би-ба-бо.
Синичка. Я маленькая птичка - синичка. Я никуда не улетаю зимой. Я так люблю петь! Но
холодная Зима заколдовала меня и я потеряла свой голосок... Помогите мне, пожалуйста!
Музыкальный руководитель. Но что мы можем сделать?
Синичка. Вы должны узнать, на каких музыкальных инструментах я буду играть. Если отгадаете,
то я снова стану петь на радость весне! Очень прошу вас: будьте внимательными.
♫
Проводится музыкально-дидактическая игра “Узнай музыкальные
инструменты” (треугольник, бубен, колокольчик, деревянные ложки, погремушку, маракасы).
Музыкальный руководитель берет из домика музыкальные инструменты, которые узнали дети и
кладет их на столик.
4
Музыкальный руководитель. А теперь самое сложное задание: вы должны хорошо подумать и
сказать, каким одним словом можно назвать все эти инструменты?
Дети. Шумовые.
Музыкальный руководитель. Ребята, почему они так называются?
Дети. Потому, что издают шум.
Музыкальный руководитель. А можно на них исполнить мелодию?
Дети. Нет.
Музыкальный руководитель. На каких музыкальных инструментах можно сыграть мелодию?
Дети. На фортепиано, гитаре, скрипке и т.д.
Синичка. Спасибо, ребята, за то, что выручили меня из беды.
♫
Слышится голос синички – фонограмма.
Музыкальный руководитель. Вот видите, дети, как ваши знания могут пригодиться в жизни.
Берите музыкальные инструменты и становитесь в полукруг, поиграем в игру “Оркестр”. Слушайте
внимательно задание: на тихую музыку будут играть ребята на самых нежных музыкальных
инструментах – треугольниках и колокольчиках, а на громкую – все остальные.
♫
Проводится игра “Оркестр”, русская народная мелодия.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, внимательно слушали музыку, вовремя меняли
инструменты. А наше занятие подошло к концу. Что вы узнали нового, вам было интересно?
Помните. Наш петушок из сказки хотел найти птицу счастья? Вы так хорошо занимались, что они
прилетели к нам, смотрите! (Музыкальный руководитель предлагает взять детям птичек). Теперь,
если вам понравилось наше занятие, то птички полетят к солнышку, а если нет, то к облачку. Птичек
вы можете оставить себе, на счастье. А теперь давайте с вами попрощаемся!
Музыкальный руководитель поёт. До свидания!
Дети поют. До свидания!
Дети под музыку уходят из зала.
♫
Выход. А.Вивальди., Концерт Ре мажор для двух скрипок с оркестром.
5