Напоминание

Исследовательская деятельность детей дошкольников


Автор: Гала Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Во соответствие с условиями ФГОС, педагогам во детском саду рекомендовано к а ж д ы й

д е н ь

формировать условия, инициирующие познавательную динамичность детей.

Одной

из

форм

такого

воздействия является экспериментирование в ДОУ.

А знаете ли вы чем отличается опыт от экспериментирования?

Опыт-

это

знания,

навыки

и

умения,

которые

приобретают

люди

в

течение

жизни,

практической

деятельности в той или иной области.

Эксперимент — это: научно поставленный опыт или планомерное проведение наблюдения.

Сегодня же мы поговорим о детском экспериментировании. Давайте вспомним, что же это такое:

«Детское экспериментирование» – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или

под незаметным для него руководством взрослого делает для себя какое-либо открытие.

С

какого

же

возраста

предполагается

начинать

экспериментирования

в

детском

саду

и

что

она

подразумевает в себе?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с

воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые

помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с

педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им

становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование

в

средней

группе

(4–5

лет) имеет

цель

сформировать

у

детей

умения

самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование

в

старшей

группе

(5–6

лет ) нужно

стимулировать

детей

на

самостоятельное

проведение

экспериментальных

действий

и

выявление

скрытых

свойств

явлений

и

предметов.

В

подготовительной

к

школе

группе

(6-7

лет) познавательно-исследовательская

деятельность

совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее

осуществления.

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз

испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Цели экспериментирования:

Развитие

у

детей

познавательной

активности,

любознательности,

стремления

к

самостоятельному

познанию. Развитие словаря. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление

представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи экспериментирования

Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие

на вкус, запах и т. д.).

Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью

Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Эксперименты бывают разными и классифицируются по-разному:

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

- индивидуальные (1-4 ребенка);

- групповые (5-16 детей);

- фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с

другими объектами и явлениями);

-

сравнительные

(позволяющие

увидеть

динамику

процесса

или

отметить

изменения

в

состоянии

объекта);

-

обобщающие

(эксперименты,

в

которых

прослеживаются

общие

закономерности

процесса,

изучаемого ранее по отдельным этапам)

По характеру познавательной деятельности:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории:

- демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у

педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);

- фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Каждый детский эксперимент имеет строго- определенную структуру:

Постановка, формулирование проблемы;

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;

Проверка гипотез;

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей

Можно провести экспериментирование по живой, неживой природе, а также другим материалам.

Для того чтобы дети могли заниматься экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть

организована специальная предметная среда и пространство для ее развития,

специальная зона -уголок экспериментирования. В нем должно находится: необходимое оборудование,

наглядные пособия, карточки техники безопасности, картотека опытов.

В своей работе мы используем карточки- схемы проведения экспериментов. Эти карточки помогают

детям.

Благодаря

им

дети

могут

сами

проводить

опыты

не

привлекая

взрослых,

достаточно

только

посмотреть последовательность выполнения.

Таким способом можно провести различные эксперименты:

«Угадай по запаху»

«Имеет ли воздух вес?»

«Растворение веществ в воде»

«Загадочная бумага»

«Дружба красок» и многие другие

Имея картотеку различных опытов и экспериментов можно провести увлекательные занятия.

Например, мы с детьми узнавали свойства воды разными способами с помощью экспериментирования.

Также мы с ребятами проводили опыт- высаживали огород из обрезков разных видов овощей.

Главное достоинство – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:

дети

получают

реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно

возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации

развивается

речь

ребенка,

так

как

дошкольнику

необходимо

давать

отчет

об

увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы

происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как

умственные умения

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку

захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А

Литература

1.

Бурнышева,

М.

Г.

Развитие

познавательной

активности

детей

через

экспериментально-

исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. –

2011. – № 3. – С. 24–26. 17.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н.

Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

2 . Волостникова,

А.

Г.

Познавательные

интересы

и

их

роль

в

формировании

личности

/

А.

Г.

Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду:

Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

4. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной

активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. –

2009. – № 5. – С. 11–15.

5.

Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А.

Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

6. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в

детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

7. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э.

Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

8. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова,

В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

9. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта

работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

10. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В.

Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

11.

Организация

опытно-экспериментальной

работы

в

ДОУ.

Тематическое

и

перспективное

планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс,

2015. – 240с.

12.

Организация

опытно-экспериментальной

работы

в

ДОУ.

Тематическое

и

перспективное

планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс,

2015. – 240с.

13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под

редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.



В раздел образования