Автор: Гала Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Во соответствие с условиями ФГОС, педагогам во детском саду рекомендовано к а ж д ы й
д е н ь
формировать условия, инициирующие познавательную динамичность детей.
Одной
из
форм
такого
воздействия является экспериментирование в ДОУ.
А знаете ли вы чем отличается опыт от экспериментирования?
Опыт-
это
знания,
навыки
и
умения,
которые
приобретают
люди
в
течение
жизни,
практической
деятельности в той или иной области.
Эксперимент — это: научно поставленный опыт или планомерное проведение наблюдения.
Сегодня же мы поговорим о детском экспериментировании. Давайте вспомним, что же это такое:
«Детское экспериментирование» – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или
под незаметным для него руководством взрослого делает для себя какое-либо открытие.
С
какого
же
возраста
предполагается
начинать
экспериментирования
в
детском
саду
и
что
она
подразумевает в себе?
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с
воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые
помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с
педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им
становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Экспериментирование
в
средней
группе
(4–5
лет) имеет
цель
сформировать
у
детей
умения
самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование
в
старшей
группе
(5–6
лет ) нужно
стимулировать
детей
на
самостоятельное
проведение
экспериментальных
действий
и
выявление
скрытых
свойств
явлений
и
предметов.
В
подготовительной
к
школе
группе
(6-7
лет) познавательно-исследовательская
деятельность
совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее
осуществления.
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз
испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Цели экспериментирования:
Развитие
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
стремления
к
самостоятельному
познанию. Развитие словаря. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление
представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи экспериментирования
Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие
на вкус, запах и т. д.).
Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Эксперименты бывают разными и классифицируются по-разному:
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с
другими объектами и явлениями);
-
сравнительные
(позволяющие
увидеть
динамику
процесса
или
отметить
изменения
в
состоянии
объекта);
-
обобщающие
(эксперименты,
в
которых
прослеживаются
общие
закономерности
процесса,
изучаемого ранее по отдельным этапам)
По характеру познавательной деятельности:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории:
- демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у
педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);
- фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).
Каждый детский эксперимент имеет строго- определенную структуру:
Постановка, формулирование проблемы;
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
Проверка гипотез;
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей
Можно провести экспериментирование по живой, неживой природе, а также другим материалам.
Для того чтобы дети могли заниматься экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть
организована специальная предметная среда и пространство для ее развития,
специальная зона -уголок экспериментирования. В нем должно находится: необходимое оборудование,
наглядные пособия, карточки техники безопасности, картотека опытов.
В своей работе мы используем карточки- схемы проведения экспериментов. Эти карточки помогают
детям.
Благодаря
им
дети
могут
сами
проводить
опыты
не
привлекая
взрослых,
достаточно
только
посмотреть последовательность выполнения.
Таким способом можно провести различные эксперименты:
«Угадай по запаху»
«Имеет ли воздух вес?»
«Растворение веществ в воде»
«Загадочная бумага»
«Дружба красок» и многие другие
Имея картотеку различных опытов и экспериментов можно провести увлекательные занятия.
Например, мы с детьми узнавали свойства воды разными способами с помощью экспериментирования.
Также мы с ребятами проводили опыт- высаживали огород из обрезков разных видов овощей.
Главное достоинство – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:
дети
получают
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта,
о
его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
развивается
речь
ребенка,
так
как
дошкольнику
необходимо
давать
отчет
об
увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы
происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как
умственные умения
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А
Литература
1.
Бурнышева,
М.
Г.
Развитие
познавательной
активности
детей
через
экспериментально-
исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. –
2011. – № 3. – С. 24–26. 17.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н.
Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2 . Волостникова,
А.
Г.
Познавательные
интересы
и
их
роль
в
формировании
личности
/
А.
Г.
Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду:
Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
4. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной
активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. –
2009. – № 5. – С. 11–15.
5.
Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А.
Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
6. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в
детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
7. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э.
Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
8. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова,
В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
9. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта
работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
10. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В.
Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
11.
Организация
опытно-экспериментальной
работы
в
ДОУ.
Тематическое
и
перспективное
планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс,
2015. – 240с.
12.
Организация
опытно-экспериментальной
работы
в
ДОУ.
Тематическое
и
перспективное
планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс,
2015. – 240с.
13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под
редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.