Автор: Попова Светлана Владимировна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. Л.В. Кокышева" Населённый пункт: Республика Алтай, Шебалинский район, село Шебалино Наименование материала: конспект урока для 6-го класса Тема: "Строение семян" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. Л.В. Кокышева»
Строение семян
(с использованием элементов коррекционно-развивающих педтехнологий)
Составитель:
Учитель биологии
Попова С. В.
с. Шебалино, 2015г.
Тема урока: «Строение семян»
Цель урока:
Учебная:
- раскрыть особенности строения семени фасоли и пшеницы;
- выяснить общие и отличительные признаки в строении семян
двудольных и однодольных растений.
Коррекционная:
- развитие умений систематизировать, обобщать изученный материал;
- развитие познавательных способностей, памяти, внимания при
обобщении материала.
Воспитательная:
- воспитывать мотивацию учению. Адаптация в социуме и бережное
отношение к природе.
Оборудовании : сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы; ручная лупа;
гербарий; таблица «Строение семени фасоли».
Методы и приемы: словарный (объяснение нового материала), наглядный
(наблюдение), практический (выполнение практической работы).
Форма урока: урок - новых знаний.
Структура урока
I организационный момент
- Здравствуйте ребята, уважаемые гости!
1. Настрой на успех
В этом классе все друзья? (спрашивает учитель)
В этом классе все друзья. (отвечают учащиеся)
Я, ты, он, она. (показывают жестами)
Вот рука соседа слева, (берут за левую руку соседа)
Вот рука соседа справа. (берут за правую руку соседа)
В этом классе все друзья. (отвечают хором)
II Объяснение нового материала
1. На столе стоят овощи, фрукты, комнатные растения.
Вопрос учащимся: Из чего выросли эти овощи, фрукты? (из семени)
(Если не отвечают задается следующий вопрос.)
Что находится внутри яблока? (учитель показывает семя)
Семя дает жизнь всем цветковым растениям и деревьям, которые нас
окружают. Из семени вырастает растение, имеющее корень, стебель и листья.
Давайте с вами рассмотрим особенности строения фасоли и пшеницы. (На
доске таблица фасоли)
2. На доске семена сухой и пророщенной фасоли.
Работа со словарными словами.
1) кожура – цвет
2) рубчик – значение
Работа по карточкам.
Модель семени фасоли на доске. Учащиеся смотрят в текст учебника и
листочка. Под кожурой находится зародыш с двумя толстыми зародышевыми
семядолями. Где хранится запас питательных веществ? Находится в верхней
части зародыша – корешок, стебелек, почечка (учащиеся находят на семени).
Зародыш фасоли содержит особое вещество – белок. Белок – это заменитель
мяса, поэтому во многих странах фасоль готовят как основное блюдо.
Строение семени фасоли
Кожура зародыш
Учащиеся зачитывают заполненные схемы.
4. Изучение строение пшеницы. Модель на доске.
Пшеница - хлебная культура. Кожура семени пшеницы плотно срослась со
стенкой плода, называемая зерновкой (они пытаются отделить).
Окраска.
Смотрят рисунок на листочке и в учебнике. Что находится внутри (под
лупой).
Внутри
находится
эндосперм
–
запас
питательных
веществ
занимают
основную
часть
семядоли.
Внизу
располагается,
зародыш
состоящий
из
почки, стебелька и корешка.
5. Строение семени пшеницы (рисунок).
6. Упражнение на память и внимание. Запоминают схему рисунок семени
фасоли.
Пальцевые упражнения – активаторы.
(Концепция внимания и сохранения духовного спокойствия).
7. Упражнения на классификацию и развития внимания.
Коллекция семян (учащиеся должны посмотреть, потрогать, сравнить форму,
цвет и разделить их на двудольные и однодольные).
2 минуты физминутка «перекрестные шаги».
Активация головного мозга Правым локтем касаются левого колена, а затем
левым локтем – правого кона.
8. Упражнение на память и внимание.
Заполнить таблицу «строение семени однодольного и двудольного».
(Проверить)
9. Гимнастика для глаз «Моргание»
Отдых глазами, усилие кровоснабжения глаз.
Удобная поза. Быстро сживать и разжимать веки. Моргать от 30 до 60 сек.
Расслабить глаза.
10. Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания.
(Индивидуальная работа среди букв найти слова)
11. Коррекция памяти внимания, мышление. Игра «Сильное звено».
12. Упражнение на развитие мышления, коррекция аналитико-синтетической
функции.
Это проверка словарных слов.
- семя
- кожура
- эндосперм
- рубчик
- почечка