Автор: Калинина Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 74
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ
В современном обществе очень остро стоит проблема воспитания и
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в России
существуют специализированные учреждения, центры, в которых дети с ОВЗ
получают
помощь.
В
14
детских
садах
нашего
Ворошиловского
района
в
логопедических
группах
обучаются
дети
с
тяжелыми
нарушениями
речи,
1
детский сад оказывает помощь детям с ДЦП, в одном детском саду обучают детей
с нарушением зрения. Но в наших детских садах есть и дети с более сложными
диагнозами – дети с болезнью Дауна, с интеллектуальной недостаточностью, с
легкой умственной отсталостью, с задержкой психического развития. И в любом
детском саду нашего района этим детям оказывается помощь.
Работая с детьми, мы поняли, что обучение и социализация ребенка с ОВЗ
без
участия
семьи
не
может
дать
ожидаемых
результатов,
так
как
работа
специалистов
не
будет
эффективной
без
изучения
и
коррекции
детско-
родительских отношений.
Появление
в
семье
ребенка
с
тяжелыми
нарушениями
развития
–
психологический стресс для всех членов семьи, трагедия. Отношения внутри неё,
а также контакты с социумом нарушаются. Учитывая это, в МБДОУ № 74 создана
единая система помощи детям с ОВЗ и их родителям, так как семья, имеющая
ребенка с отклонением в развитии, нуждается в постоянной психологической
помощи и поддержке.
Для решения проблемы семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, специалисты нашего
ДОУ
оказывают
родителям
комплексную
целенаправленную
консультативно-
психологическую
помощь.
Многим
родителям
необходима
психологическая
помощь.
Для
этого
психолог
детского
сада
Татьяна
Петровна
Трясорукова
проводит психодиагностическое обследование семьи с соблюдением этических
норм, изучает психологический климат в семье, проводит консультации, лекции,
беседы, тренинги. Иногда для небольшой группы родителей детей со сходными
нарушениями
в
развитии
показывает
способы
взаимодействия
с
ребенком
посредством
арттерапии.
Рассказывает
о
приемах
снятия
агрессии
у
детей
и
саморегуляции эмоционального состояния родителей.
Логопед
Татьяна
Михайловна
Калинина
проводит
общие
родительские
собрания с просмотром фрагментов занятия с воспитанниками, консультации,
беседы,
совместные
коррекционно-развивающие
занятия,
открытые
занятия,
практические
занятия
для
родителей,
круглые
столы,
мастер-классы,
рекомендации по коррекции речи, по построению взаимодействия с ребенком, по
организации работы с ним дома, организует «уголок для родителей». Родители
получают
печатный
методический
материал
с
подбором
игр,
дыхательных
упражнений, артикуляционной гимнастики.
Каждый
специалист
-
воспитатель,
логопед,
психолог,
музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, работающий с детьми с ОВЗ,
нуждается
в
объективной
информации
о
семье.
Это
помогает
влиять
на
педагогический процесс в семье, согласовывать воспитательную деятельность
родителей и ДОУ.
Благодаря
такой
работе
всех
специалистов
детского
сада
у
родителей
постепенно
проходят
или
ослабевают
такие
психологические
состояния,
как
чувство вины, гнев, отрицание проблемы, отчаяние, ощущение беспомощности,
безысходности, разочарования в ребенке. Создаются партнерские, доверительные
отношения
с
родителями
с
учетом
их
особенностей.
И
родители
начинают
принимать
особенности
своего
ребенка,
они
становятся
гуманнее
и
мудрее,
начинают сотрудничать со специалистами.
Деятельность
всех
участников
сопровождения
семьи
направлена
на
обеспечение
двух
взаимосвязанных
процессов:
системного
сопровождения;
заявительного сопровождения (индивидуальной помощи по запросу).
Работа
с
семьей
–
важнейшее
направление
в
системе
воспитательно-
социального
и
психологического
сопровождения
детей
с
отклонениями
в
развитии, поскольку семья служит первичным звеном социализации «особого»
ребенка. С помощью близких дети с ОВЗ могут включиться в жизнь.
Родители и специалисты должны вместе искать пути социальной адаптации
детей
с
ОВЗ,
заботиться
об
их
будущем
воспитании,
образовании
и
трудоустройстве. Развитие «особого» ребенка в огромной степени зависит от
семейного благополучия в семье, разнообразии воспитательных воздействий. Все
это
требует
от
родителей
и
педагогов
затрат
сил
и
времени,
но
только
доверительное,
заинтересованное
общение
поможет
ребенку
с
нарушением
в
развитии.
Учитель-логопед МБДОУ № 74
Татьяна Михайловна Калинина