Напоминание

Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ


Автор: Калинина Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 74
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ

В современном обществе очень остро стоит проблема воспитания и

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в России

существуют специализированные учреждения, центры, в которых дети с ОВЗ

получают

помощь.

В

14

детских

садах

нашего

Ворошиловского

района

в

логопедических

группах

обучаются

дети

с

тяжелыми

нарушениями

речи,

1

детский сад оказывает помощь детям с ДЦП, в одном детском саду обучают детей

с нарушением зрения. Но в наших детских садах есть и дети с более сложными

диагнозами – дети с болезнью Дауна, с интеллектуальной недостаточностью, с

легкой умственной отсталостью, с задержкой психического развития. И в любом

детском саду нашего района этим детям оказывается помощь.

Работая с детьми, мы поняли, что обучение и социализация ребенка с ОВЗ

без

участия

семьи

не

может

дать

ожидаемых

результатов,

так

как

работа

специалистов

не

будет

эффективной

без

изучения

и

коррекции

детско-

родительских отношений.

Появление

в

семье

ребенка

с

тяжелыми

нарушениями

развития

психологический стресс для всех членов семьи, трагедия. Отношения внутри неё,

а также контакты с социумом нарушаются. Учитывая это, в МБДОУ № 74 создана

единая система помощи детям с ОВЗ и их родителям, так как семья, имеющая

ребенка с отклонением в развитии, нуждается в постоянной психологической

помощи и поддержке.

Для решения проблемы семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, специалисты нашего

ДОУ

оказывают

родителям

комплексную

целенаправленную

консультативно-

психологическую

помощь.

Многим

родителям

необходима

психологическая

помощь.

Для

этого

психолог

детского

сада

Татьяна

Петровна

Трясорукова

проводит психодиагностическое обследование семьи с соблюдением этических

норм, изучает психологический климат в семье, проводит консультации, лекции,

беседы, тренинги. Иногда для небольшой группы родителей детей со сходными

нарушениями

в

развитии

показывает

способы

взаимодействия

с

ребенком

посредством

арттерапии.

Рассказывает

о

приемах

снятия

агрессии

у

детей

и

саморегуляции эмоционального состояния родителей.

Логопед

Татьяна

Михайловна

Калинина

проводит

общие

родительские

собрания с просмотром фрагментов занятия с воспитанниками, консультации,

беседы,

совместные

коррекционно-развивающие

занятия,

открытые

занятия,

практические

занятия

для

родителей,

круглые

столы,

мастер-классы,

рекомендации по коррекции речи, по построению взаимодействия с ребенком, по

организации работы с ним дома, организует «уголок для родителей». Родители

получают

печатный

методический

материал

с

подбором

игр,

дыхательных

упражнений, артикуляционной гимнастики.

Каждый

специалист

-

воспитатель,

логопед,

психолог,

музыкальный

руководитель, инструктор по физической культуре, работающий с детьми с ОВЗ,

нуждается

в

объективной

информации

о

семье.

Это

помогает

влиять

на

педагогический процесс в семье, согласовывать воспитательную деятельность

родителей и ДОУ.

Благодаря

такой

работе

всех

специалистов

детского

сада

у

родителей

постепенно

проходят

или

ослабевают

такие

психологические

состояния,

как

чувство вины, гнев, отрицание проблемы, отчаяние, ощущение беспомощности,

безысходности, разочарования в ребенке. Создаются партнерские, доверительные

отношения

с

родителями

с

учетом

их

особенностей.

И

родители

начинают

принимать

особенности

своего

ребенка,

они

становятся

гуманнее

и

мудрее,

начинают сотрудничать со специалистами.

Деятельность

всех

участников

сопровождения

семьи

направлена

на

обеспечение

двух

взаимосвязанных

процессов:

системного

сопровождения;

заявительного сопровождения (индивидуальной помощи по запросу).

Работа

с

семьей

важнейшее

направление

в

системе

воспитательно-

социального

и

психологического

сопровождения

детей

с

отклонениями

в

развитии, поскольку семья служит первичным звеном социализации «особого»

ребенка. С помощью близких дети с ОВЗ могут включиться в жизнь.

Родители и специалисты должны вместе искать пути социальной адаптации

детей

с

ОВЗ,

заботиться

об

их

будущем

воспитании,

образовании

и

трудоустройстве. Развитие «особого» ребенка в огромной степени зависит от

семейного благополучия в семье, разнообразии воспитательных воздействий. Все

это

требует

от

родителей

и

педагогов

затрат

сил

и

времени,

но

только

доверительное,

заинтересованное

общение

поможет

ребенку

с

нарушением

в

развитии.

Учитель-логопед МБДОУ № 74

Татьяна Михайловна Калинина



В раздел образования