Авторы: Альбердиева Динара Хадисовна, Блохина Елена Викторовна
Должность: преподаватель физики, преподаватель экологии
Учебное заведение: ГБПОУ «Нальчикский колледж легкой промышленности»
Населённый пункт: город Нальчик
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: «ГОРОДСКАЯ СРЕДА. ШУМ И ВИБРАЦИЯ»
Раздел: среднее профессиональное
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нальчикский колледж легкой промышленности»
ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ОУД-11 Экология ОУД-07 Физика
Тема: «ГОРОДСКАЯ СРЕДА. ШУМ И ВИБРАЦИЯ»
Преподаватели: Альбердиева Д.Х.
Блохина Е.В.
Нальчик
2018
Тема урока: Городская среда. Шум и вибрация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Обучающая:
-получить
представление
о
некоторых
требованиях
экологической
безопасности городских помещений; швейной мастерской;
-определение
некоторых
экологических
параметров
современного
человеческого жилища; швейной мастерской;
-получение знаний в области экологических требований к уровню шума,
вибрации в городской среде, швейной мастерской.
Развивающая:
-содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности,
аналитического
мышления,
активности,
рефлексивных
спо собно стей
обучающегося;
-развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию.
Воспитывающая:
-создать условия для выражения обучающимися собственного мнения;
-формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе; работу
в швейной мастерской.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы
обучения:
информационно-иллюстрированный,
проблемно-
диалогический, рефлексивный, исследовательский.
Основные
понятия:
шум,
вибрация,
мегаполис,
урбанизация,
экологические факторы, предъявляемые к жилым помещениям.
Внутрипредметные связи: урок строится на знаниях, полученных по теме:
«Среда обитания человека».
Межпредметные
связи:
урок
строится
на
знаниях,
полученных
при
изучении дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности» (по теме: «Обеспечение
личной
безопасности
и
сохранение
здоровья
населения»),
производственное
обучение (Техника безопасности в учебной мастерской) и вновь полученных по
дисциплине «Физика» по теме « Звуковые волны».
Материально-техническое обеспечение урока:
1. Плакаты, изготовленные обучающимися «Шум, который мне мешает
и помогает»
- таблица «Знал. Хочу узнать. Узнал».
2. Технические средства: компьютер, проектор, экран.
3. Необходимые материалы: презентация к уроку (создана в программе
Microsoft Power Point).
Планируемые образовательные результаты:
Научиться определять
опасности
городской
среды,
ее
экологической
безопасности,
опасности
в
учебной
мастерской,
связанные
с
физическими
экофакторами – шумом и вибрацией.
Получать
возможность
научиться: влиять
на
источники
опасностей
для
здоровья человека.
Структура урока:
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний
3.
Изучение нового материала
4.
Первичное осмысление и закрепление
5.
Домашнее задание
6.
Итоги урока. Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие, перекличка.
2. Актуализация знаний.
Чтобы понять о чем сегодня на уроке пойдет речь давайте отгадаем загадки
(ответы записываются на доске).
Не живая, а идет;
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
Стою я с краю улицы
В длинном сапоге –
Чучело трехглазое
На одной ноге. (Светофор)
На проезжей части,
Неизвестной масти.
Всяк ногами ее топчет,
А она молчит не ропщет. (Зебра на пешеходном переходе)
На двух колесах я качу,
Двумя педалями кручу,
За руль держусь, гляжу вперед.
И вижу – скоро… (Поворот)
Чего ни в комнате,
ни на улице не увидишь? (Воздух)
Преподаватель: И так, где можно встретить эти понятия?
Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город – место
жительства для большинства из нас, наша малая Родина, которую мы с вами
должны беречь и сохранять.
У нас с вами урок по теме «Городская среда. Шум и вибрация». Запишите тему
занятия.
Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?
1) О городе, о городской среде.
2) О шуме, о вибрации.
Формулировка цели и задач урока.
Таким образом мы определили некоторые цели и задачи обучения.
3. Новый материал.
Балкарова Фоусат
Мой Нальчик: Город юности моей,
Ты отрывал подковы? Неужели?
Должно быть, лишь у вражеских коней,
Чтоб нашу землю попирать не смели.
Водой целебной славишься своей
И полный к людям теплого участья,
Подковы отрывавший у коней,
Ты ныне раздаешь подковы счастья.
Преподаватель: Наш город, как и многие большие города – мегаполисы находятся
на планете Земля. Наш общий дом – это планете Земля.
А что такое мегаполис?
Преподаватель: А знаете ли вы когда появились первые города?
Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это
Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции.
А сколько лет нашему городу Нальчику?
Записать Год основания 1724. В 2018 году Нальчик отпраздновал свой 294 год
основания.
Преподаватель: Так что же такое – город? Как вы думаете?
Записать Город
– это населенный пункт с
развитым комплексом хозяйства и
экономики, где имеются архитектурные и инженерные сооружения.
Преподаватель: Как
вы
думаете,
что
привлекает
современного
человека
в
городской жизни?
Отвечают обучающиеся:
1.
В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ,
электричество;
2.
В городах существует целая сеть торговых организаций;
3.
Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые
для них районы;
4.
Создана система учебных заведений различного уровня;
5.
Население обслуживают медицинские учреждения;
6.
Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;
Преподаватель. А что такое урбанизация?
Записать
СРЕДА
ГОРОДСКАЯ
–
материальная среда
обитания
человека
в
городе.
Преподаватель: Жители города большую часть времени проводят в помещениях.
Это как вы сказали
1) Жилые дома
2) Учебные заведения
3) Медицинские, спортивные, научные, культурные учреждения
Ко
всем
ним
предъявляются
особые
требования,
которые
называются
экологическими.
Записать
Экологические
факторы,
предъявляемые
к
жилым
помещениям
разделяют на
1) Химические включают а) экзогенные (наружные) загрязнители атмосферного
воздуха; б) эндогенного (внутреннего) происхождения (антропотоксины, продукты
сгорания
бытового
газа,
полимерные
загрязнители,
аэрозоли
синтетических
моющих средств и препаратов бытовой химии, табачный и кухонный дым).
2)
Биологические
(бактериальное
загрязнение,
которое
определяется
как
пылебактериальная взвесь).
3)
Физические
(микроклимат,
инсоляция
и
освещённость,
электромагнитные
излучения,
шум,
вибрация
техногенного
происхождения). –
рассказывает
преподаватель физики.
Сегодня, как вы поняли, мы проводим урок вместе с преподавателем физики и она
нам расскажет более подробно о таких физических факторах как шум и вибрация.
Преподаватель: Добрый день! Сегодня мы с вами разбираем влияние шума и
вибрации на организм человека в условиях городской среды или производства. И
прежде чем рассмотреть подробно, что мы называем шумом и вибрацией, и как они
влияют
на
нас,
давайте
вспомним
с
какими
видами
звуковых
сигналов
мы
сталкиваемся в повседневной жизни.
1.
Голоса людей
2.
Звуки птиц и животных
3.
Шум транспорта
4.
Музыкальные инструменты
Где бы мы ни находились, что бы ни делали – нас всюду сопровождают
самые различные звуки – тихих и громких, приятных и не очень. С точки зрения
физики, звук – это продольная механическая волна, которая распространяется в
пространстве с течением времени. В зависимости от частоты условно звук разделен
на следующие виды: слышимый звук – частота колебаний лежит в диапазоне от 16
Гц до 20 тысяч Гц, инфразвук – частота колебаний меньше 16 Гц и ультразвук –
частота
колебаний
выше
20
тысяч
Гц.
Инфразвук
и
ультразвук
человек
не
воспринимает,
хотя
может
ощущать
его
воздействие
вследствие
резонанса.
Инфразвук и ультразвук распространены в природе так же широко, как и волны
звукового
диапазона.
Их
излучают
и
используют
для
своих
«переговоров»
дельфины, летучие мыши и некоторые другие существа.
Звук
распространяется
во
всех
упругих
телах
–
твердых,
жидких
и
газообразных, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.
Важнейшими характеристиками звука являются громкость, высота тона и
тембр.
1. Высота звука зависит от частоты колебаний. Частота измеряется в Гц
(Герцах).
2. Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне. На практике
громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1 Б.
Связь
между
частотой,
периодом
и
скоростью
распространения
звука
представлена на следующем слайде и Это надо знать!
Беспорядочная совокупность звуковых волн различных частот и амплитуд,
распространяющихся
в
воздухе
и
воспринимаемых
ухом
человека
называется
шумом,
или
другими
словами
(Записать)
Шумом
называют
обычно
всякий
мешающий звук.
Независимо от происхождения шум, как правило, – это вредный фактор,
действующий на весь организм. В производственных условиях действие шума на
организм человека определяется многими моментами:
а) близость от источника шума;
б) длительность воздействия (рабочий день);
в) замкнутость рабочего пространства (рабочее помещение);
г) интенсивная физическая нагрузка;
д)
комплекс
других
вредных
производственных
факторов
(загрязнение
воздушной среды и др.).
Также действе шума на организм человека зависит от его уровня, который
измеряется в Дб.
Уровень шума в 20-30 Дб – безвреден, это естественный фон. Громкий звук –
80 Дб. Звук в 130 дБ вызывает болевые ощущения, а в 150 Дб звук становится
невыносимый.
Согласно санитарным нормам уровень шума в учебных кабинетах должен
быть в пределах 45 дБ, а в коридоре – 60 дБ, что соответствует уровню шума при
спокойном разговоре.
Записать Вибрация – это периодическое отклонение твердого тела от точки
своего равновесия.
При контакте человека с этими сотрясающимися объектами его организм
включается в общую систему сотрясений. Степень и характер действия вибрации
на организм человека зависят от вида вибрации, ее параметров и направления
воздействия.
Доклад
исследовательской
группы
о
влиянии
шума
на
состояние
обучающихся.
1) Мы выяснили соответствует ли санитарным нормам уровень шума в мастерских
во
время
производственной
практики.
Для
этого
мы
скачали
программу
по
измерению уровня шума на телефон и испытали ее в учебных мастерских №3 и 6
во время работы на швейных машинках.
В среднем уровень шума в мастерских составил 63 децибелл, при допустимом
значений в 70 децибелл, причем чем ближе к источнику шума, тем выше показания
шумомера, что наглядно показывает рисунок 2.
2) Далее при помощи тонометра мы определили одни из основных показателей
жизнедеятельности организма – артериальное давление и пульс.
В качестве испытуемых были выбраны пятеро обучающиеся, работавших в цехах
№ 3,6. Измерения проводились в начале работы и после 2 часов работы.
В качестве испытуемых были выбраны пятеро обучающиеся, работающих в цехах
№ 3,6
Список
Год
рожд.
Артериальное
давление до
начала работы
Пульс
до
начала
работы
Артериальное
давление после
2 часов работы
Пульс
после 2
часов
работы
Особые
отметки
1. Бахова
Джульета
2001
102х56
74
101х58
77
гипотони
к
2. Кахова
Камилла
1999
120х75
60
122х76
59
3. Мезова
Милана
2001
130х73
57
120х80
60
4. Мудранова
Альбина
2001
118х75
68
120х78
66
5. Сундукова
Диана
2001
107х61
66
113х64
67
гипотони
к
Вывод: В ходе исследования было выяснено, что нет значительных отклонений от
начальных изменений в артериальном давлении и пульсе обследуемых после двух
часов
работы.
В
швейных
учебных
мастерских
№
3,
6
нет
шумового
и
вибрационного загрязнения, т.е. созданы хорошие условия для работы.
4.
Домашнее
задание:
выучить
по
конспекту,
подготовить
вопросы
для
взаимоопроса,
написать
сочинение
по
темам
«Звуки,
которые
мне
помогают»,
«Шум, который мне мешает» (на выбор).
5. Первичное осмысление и закрепление
Взаимоопрос по теме урока. Группа делится на две команды «Шум» и «Вибрация».
Предполагаемые вопросы:
1. Что такое город?
2. Что такое мегаполис?
3. Что такое урбанизация?
4. Определение городская среда
5.
Перечислить
экологические
факторы,
предъявляемые
к
городским
помещениям
7. Что такое шум?
8. Что такое вибрация?
9. Как шум воздействует на организм?
10. Как вибрация воздействует на организм?
6. Итоги урока.
Ответить на вопросы таблицы «Знал, Хочу узнать, Узнал».
Итоги урока.