Автор: Мазанкина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "МОЯ СЕМЬЯ"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект в старшей группе «Моя семья».
Автор проекта воспитатель высшей квалификационной категории Мазанкина
Ольга Александровна.
Актуальность проекта.
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни
– основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к
окружающей жизни. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои
традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить
семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом,
обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое
внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно
входят в мир взрослых.
Цель проекта: формировать у детей представление о семейных ценностях,
воспитывать бережное и чуткое отношение к близким.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с
родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к
семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить
разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе
совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать
ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты
Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни
бабушек и дедушек.
Дети осознают себя как частицу, причастную к истории и жизни семьи.
Стремятся участвовать во всех семейных делах.
Дети умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Между
педагогами
и
родителями
налажено
успешное
взаимодействие,
которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии
и воспитании ребёнка.
Родители активно принимают участие в совместных с детьми и педагогами
мероприятиях организуемых в группе и детском саду
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат проекта: обогатить знаний детей о роли
мамы, папы, бабушек, дедушек в их жизни, через раскрытие образов членов
семьи в поэзии, музыке, художественной литературе. Воспитывать
заботливое, уважительное отношение к членам семьи. Развить творческие
способности детей в продуктивной деятельности. Совершенствовать стиль
партнерских отношений.
Сроки проведения: 2 недели.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-
эстетическое развитие; физическое развитие.
План реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
Создать предметно-пространственную среду: подобрать материалы, игрушки,
атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры,
иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «семья».
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
опрос детей: «Что я знаю о семье?»
II этап. Активный (основной).
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры «Семья»:
сюжет «Мама на работе», «Дочки матери», «Подарок для мамы», «Мама
приходит с работы», «Мама на работе», «Мама ведет ребенка в детский сад»,
«Мамины помощники», «Ремонт квартиры». Цель: развивать у детей
самостоятельность в игре, учить создавать игровые ситуации с различными
атрибутами, разворачивать сюжет. Продолжать учить принимать на себя
различные роли, действовать в соответствии с взятой на себя ролью,
договариваться со сверстниками о последовательности совместных действий.
Анализ ситуаций «Мы помогаем».
Цель: познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в
ходе повседневного общения взрослых и детей, обогащать опыт проявление
любви и заботы о маме. Беседа на тему «Мой друг - мама». Цель:
способствовать освоению детьми первоначальных представлений
социального характера на основе формирования семейной принадлежности.
Коммуникативная ситуация «Как я встречаю маму». Цель: обсудить, как
меняется настроение человека при использовании добрых слов.
Трудовые поручения «Учимся помогать маме». Цель: формировать
осознанное отношение к порядку, как необходимому условию сохранения
уюта, здоровья, безопасности.
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы : « Ч е й
д о м ? », «Чей
малыш?», «Профессии», «Инструменты»,
«Если я тебе»
Познавательное развитие.
Тематические беседы:
«Какой я?», «Мы разные», «Моя семья»,
«Что означают наши имена?»,
«Права и обязанности в нашей семье»,
«Знакомство с профессиями родителей»,
Классификация (мебель, одежда, посуда, электроприборы, бытовая техника,
продукты питания).
Речевое развитие.
Составление
рассказов
использованием
опорных
схем «Моя семья», «Моя
мама», «Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка».
«Выходной день в моей семье»,
«Как я помогаю дома»;
Чтение художественной литературы:
С.Я. Маршак «Кошкин дом»;
сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
«Гуси-лебеди»,
«Айога»,
Б. Житков «Как Саша маму напугал»,
А. Барто «Разговор с дочкой»,
Г. Скребицкого «Заботливая мамаша»,
В. Осеевой «Сыновья»,
Л. Воронковой «Что сказала бы мама»;
Л.Н. Толстой;
стихи, пословицы, поговорки, загадки.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование на темы:
«Моя мама», «Моя семья»;
Рассматривание картины Леонардо да Винчи- «Мадонна с младенцем»,
скульптурной композиции Микеланджело «Мадонна с младенцем». Цель:
познакомить с произведениями, пояснить содержание, обратить внимание на
выразительные средства, использованные для передачи образу матери.
формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности
Лепка на тему: «Моя любимая игрушка».
Музыкальное развитие:
Хоровод «Мамины помощники». Цель: обогащать знания о домашней
работе, которую выполняет мама; учит в движениях передавать характер
музыки.
Прослушивание песен: «Песенка мамонтенка», муз. В. Шаинского, сл. Д.
Непомнящего; «Мама», муз. П. Чайковского. Цель: учить через музыку
понимать чувства к маме, продолжать знакомить детей с песенным жанром.
Песня «Гимн семьи»
Физическое развитие.
Физминутка. Мама. папа я –спортивная семья. Подвижные игры:
подвижная игра «Сушим белье»; эстафета «Мы помогаем маме». Цель: учить
аккуратно переносить различные предметы разными способами.
Формировать культуру движений, способствовать повышению их точности.
Взаимодействие с родителями:
• Конкурс «Герб нашей семьи». Цель: предложить родителям придумать
символ семьи и воплотить в семейной совместной творческой деятельности.
• Продолжить составление альбома «Моя семья». Цель: предложить
родителям оформить семейный альбом, способствовать сплочению семьи.
• Альбом «Генеалогическое дерево». Цель: предложить родителям
оформить альбом, закреплять знания детей об истоках возникновения семьи
и о внутрисемейных отношениях.
Создание репортажа о своей семье.
III этап. Заключительный
Проведение конкурса: «Герб моей семьи».