Автор: Петрова Наталья Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Камышловский гуманитарно-технологический техникум"
Населённый пункт: р.п.Пышма, Пышминский район, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка технологической карты урока
Тема: Происхождение права, правовые системы и источники права
Раздел: среднее профессиональное
1
Технологическая карта учебного занятия
по
учебной
дисциплине
«Обществознание»
преподавателя
ГАПОУ
СО
«Камышловский
гуманитарно-
технологический техникум» Петровой Натальи Леонидовны
Тема занятия. Происхождение права, правовые системы и источники права.
Цель
занятия. Обеспечение усвоения понятия права, структуры и признаков, свойственных норме права,
ознакомление с основными теориями происхождения права, а также особенностями источников права.
Задачи
занятия. Находить информацию в представленных источниках, перерабатывать ее, анализировать,
трансформировать ее из одного вида в другой, делать выводы, работать в команде, понимать позицию другого
обучающегося, научиться грамотно и обстоятельно излагать свою точку зрения на языке науки, уметь слушать и
слышать, принимать участие в коллективном обсуждении, уметь выделять существенные признаки и свойства.
Планируемый результат. Усвоение понятия права, нормы права, как основной структурной части каждой из
отраслей права, ее признаков, понимание необходимости регулирования общественных отношений, формирование
уважительного отношения к социальным и правовым нормам.
Продукт
деятельности
обучающихся
на
занятии. Получение
обучающимися
опыта
работы
как
индивидуальной, фронтальной, так и в группе, развитие навыков анализа информации с целью усвоения сущности
права, правовых норм, источников права и правовых систем, повышение уровня правовой культуры.
Этап занятия
Задача
(результат)
этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Действия
педагога
Педагогические
средства
Действия
обучающихся
Продукт
деятельности
обучающихся
Орг.-мотивационный
этап
Эмоциональная и
мотивационная
подготовка
обучающихся к
усвоению
изучаемого
материала
Мотивация к
деятельности
обучающихся по
освоению темы
учебной
дисциплины;
привлечение к
целеполаганию
Приветствие, проверка
готовности к уроку,
фронтальная работа со
всеми обучающимися,
работа с цитатой: «Нет
прав без обязанностей,
нет обязанностей без
прав» Карл Маркс
Приветствуют
учителя, знакомятся
с темой урока,
целями и задачами,
дополняют их,
работают с
эпиграфом –
обсуждают его и
Мотивация к изучению
темы, целеполагание
2
(А/01.6)
делятся своими
мыслями,
записывают тему в
тетради.
Этап изложения нового
материала
Активизация
познавательной
деятельности
обучающихся,
изложение
нового
материала,
изучение и
обработка
информации по
теме урока,
развитие
творческой
активности
Использование
педагогически
обоснованных
форм, методов
организации дея-
тельности обуча-
ющихся, при-
менение совре-
менныхТСО и
образовательных
технологий, с
учетом
требований
ФГОС СПО;
обеспечение на
занятии порядка
и дисциплины;
соблюдение тре-
бований охраны
труда(А/01.6)
Фронтальная беседа о
понятии правового
уровня гражданина и
определение каждым
обучающимся своего
уровня правовой
культуры; обсуждение
получившихся
результатов
Просмотр
видеофрагмента об
историческом
эволюционировании
социальных отношений,
приведших к появлению
правовых норм, с
последующим
фронтальным опросом и
записью определения
«права» в тетради
Организация работы с
раздаточным материалом,
педагог предлагает
самостоятельно
Самостоятельное
выполнение
тестирования «Оцени
свой уровень
правовой культуры»,
обработка
результатов,
совместное их
обсуждение с
педагогом и
одногруппниками
При помощи
видеокадров
прослеживают
цепочку появления
норм различного
уровня, высказывают
свои суждения по
данному сюжету и
записывают
формулировку
понятия
Опираясь на
раздаточный
материал составляют
таблицу «Основные
Познавательная
деятельность
обучающихся
активизирована,
появление
заинтересованности в
изучении нового
материала
Обучающиеся
проследили
исторические этапы
становления норм
права впоследствии
усовершенствования
социальных
отношений, записали и
обсудили понятие
«право», запоминание
информации
Формирование умения
работы с информацией,
ее анализа,
трансформации из
3
заполнить таблицу по
заранее определенным
параметрам: название
теории, основоположник
теории, сущность теории
Представление слайдовой
презентации, объяснение
нового материала по
вопросу «норма права –
ее признаки и структура»
Организация работы с
учебником, нацеливание
на самостоятельное
изучение материала на
стр. 194-197 учебника
Обществознание. 10
класс, учебник под ред.
Л.Н. Боголюбова, 2014 г.
и составление схемы
«Источники права»
теории
происхождения
права»
Слушают педагога,
смотрят на слайды, в
тетрадях делают
записи
Работают с учебным
материалом,
составляют схемы в
тетрадях
одного вида (текста) в
табличный вариант
Получение новой
информации, ее
осмысление, конспект
Формирование умения
работы с информацией,
ее анализа,
трансформации из
одного вида (текста) в
схематичный вид
Этапзакрепления
нового материала
Осмысление и
закрепление
изученного на
уроке материала
Организация
самостоятельной
работы
обучающихся,
контроль и оценка
работы
обучающихся на
учебных занятиях,
самостоятельной
работы, успехов и
затруднений в
освоении темы
учебного
Организация групповой
работы по карточкам
Обучающиеся в
группах проводят
взаимо-опрос по
вопросам темы,
представленным в
карточках
Опыт работы в группе,
осмысление и
закрепление
пройденного
материала,
воспроизведение
полученной
информации,выявление
пробелов, их
устранение
4
предмета
(А/01.6)
Э т а п к о н т р о л я
и
самооценки знаний
Выявление
возможных
пробелов знаний,
их устранение,
ликвидация
неясностей,
контроль и
самооценка
Контроль и оценка
результатов
освоения учебного
предмета
(А/02.6)
Организация
тестирования,
организация
взаимоконтроля,
совместноепрорешивание
теста
«по-цепочке»
Индивидуальное
прохождение
тестирования
(указание в бланках
правильных ответов),
обмен бланками с
соседом-
одногруппником,
проверка ответов;
проговаривание
правильных ответов
под контролем
педагога
Устранение
выявленных пробелов в
знаниях, ликвидация
неясностей,
осуществление
контроля и самооценки
Этап подведения итогов
урока,
и н ф орма ц и и
домашнего задания
Подведение
итогов,
результатов урока
по изучению
нового материала
Организация
самостоятельной
работы
обучающихся по
учебному
предмету,
выполнение
заданий,
предусмотренных
программой
учебного предмета
(А/01.6)
Педагог фиксирует
новоизученную
информацию и подводит
итоги урока,
проговаривая намеченные
цели и достигнутые
результаты;
предлагает
самостоятельную работу
для внеаудиторного
выполнения: найти
информацию о правовых
системах (семьях),
изучить и представить
письменно в виде схемы
или таблицы.
Обсуждают
результаты урока,
акцентируя внимание
на затруднениях
Домашнее задание
5
Тест
1.
Самые древние правила поведения людей и их отношения друг к другу – это:
1.
обычаи
2.
мораль
3.
нормы права
2.
Система общеобязательных правил поведения, которая устанавливается государством, закрепляется в официальных до-
кументах и поддерживается силой государственного принуждения – это:
1.
мораль
2.
право
3.
закон
3.
Сторонники данной теории считают, что в праве воплощается воля богов. Укажите теорию:
1.
психологическая
2.
теологическая
3.
социологическая
4.
В результате победы в войне или каком-либо конфликте, для разрешения которого применялась сила, победитель уста-
навливает для побежденных те правовые нормы, которыми пользуется сам. Укажите теорию происхождения права
1.
естественно-правовая
2.
нормативистская
3.
теория завоевания
5.
В этой части правовой нормы перечисляются меры наказания, которые применяются к нарушителю в двух случаях: если
человек превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека, причинил ему вред; если человек не испол-
нил, в том числе некачественно исполнил свои обязанности:
1.
гипотеза
2.
диспозиция
3.
санкция
6. Укажите источник права: это решение суда по конкретному делу, по которому пока нет правовой нормы
1. правовой обычай
2. юридический прецедент
3. правовой договор
7.
Соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер – это:
1.
правовая доктрина
2.
правовой договор
3.
нормативно-правовой акт
8.
Основными источниками ... права являются Коран, Сунна, Иджма, Кияс:
6
1.
англо-саксонского
2.
мусульманского
3.
романо-германского
9.
Данная правовая семья основным источником права признает судебный прецедент. Правило прецедента гласит: однажды
вынесенное судебное решение по делу является обязательным для всех других судей, которые будут рассматривать анало-
гичные дела.
1.
англо-саксонская
2.
романо-германская
3.
мусульманская
10. Россия относится к данной правовой семье:
1.
мусульманская
2.
африканская
3.
романо-германская